ФИЗИОТЕРАПИЯ

Этот буклет предназначен для детей и молодых людей с целью помочь им применять физиотерапию в домашних условиях.

ЧТО ТАКОЕ ФИЗИОТЕРАПИЯ?

Физиотерапия – это физическое лечение и управление болезнью, позволяющее людям достигнуть своего максимального физического потенциала.

Физиотерапевты помогают своим пациентамжить более полноценной жизнью, советуя и объясняя детям, их семьям, сиделкам и школьному коллективу как болезнь влияет на физическое развитие.

Пациентам с мышечной дистрофией Дюшенна физиотерапевт поможет:
— минимизировать развитие контрактур и деформаций при помощи комплекса специальных физических упражнений и упражнений на растяжку;
— ожидать и минимизировать любые вторичные физические осложнения;
— в подборе подходящих ортопедических средств и приспособлений (например, ортезы, лангеты, инвалидные коляски, ходунки);
— советами по вопросам передвижения;
— контролировать дыхательную функцию и рекомендовать упражнения для ее поддержки и очищения секреции.


РАСТЯЖКИ И ГИМНАСТИКА (Приложение) — Скачать (размер: 306кб)

2.Упражнение для коленных суставов
3а. Упражнение для мышц бедер
3 b . Упражнение для мышц бедер
3 c . Упражнение для мышц бедер
4 a . Упражнение для подвздошно-берцового тракта
4 b . Упражнение для подвздошно-берцового тракта
5 a . Упражнение для локтевых суставов
5 b . Упражнение для локтевых суставов и запястьев
6 a . Упражнение для локтевых суставов, запястьев и пальцев рук
6 b . Упражнение для локтевых суставов, запястьев и пальцев рук
7. Самостоятельные растяжки для икроножных мышц
8а. Самостоятельные упражнения для коленных суставов
8 b . Самостоятельные упражнения для коленных суставов
9. Глубокое дыхание
10а. Постуральный дренаж
10 b . Постуральный дренаж для взрослых детей
11. Помощь при кашле.

ВАЖНОЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. РАСТЯЖКИ И ГИМНАСТИКА.

Упражнение для голеностопных суставов

gym11_002

Исходное положение

• Ребенок лежит на спине. Попросите его расслабиться. Встаньте рядом с ребенком.
• Одну руку положите на стопу, держа пальцами пятку ребенка
• Держите пятку твердо, но мягко так, чтобы она находилась между большим
пальцем руки и остальными
• Держите колено выпрямленным другой рукой, НО не давите на него

Упражнение

• Стойте так, чтобы видеть лицо ребенка
• Мягко, но твердо тяните вниз пятку, как будто пытаетесь вытянуть ногу и в тоже
время давите на верхнюю часть стопы, пытаясь привести ее к прямому углу (или
насколько это возможно)
• Следите за тем, чтобы колено было выпрямленным
• Вам будет легче выполнять это, и вы меньше утомитесь, если будете наклоняться
по направлению к голове ребенка, перемещая вес своего тела с одной ноги на
другую, в то время как давите предплечьем на стопу ребенка.
• Если вы чувствуете сопротивление движению, задержитесь ненадолго в этом положении, а затем еще немного надавите, чтобы увеличить наклон стопы на
несколько градусов
• Можно попросить ребенка помочь вам тянуть носок на себя, в то время как вы
надавливаете на стопу.

СМОТРЕТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ

Упражнение для коленных суставов

Исходное положение

gym2

• Чтобы растянуть мышцы-сгибатели колен ребенок должен лежать на спине
• Согните ногу так, чтобы колено находилось по отношению к бедру под углом 90
градусов

Упражнение

gym3

• Постепенно выпрямляйте колено, держа бедро в том же положении
• Другая нога должна лежать выпрямленной

Упражнение для бедер

gym4

Исходное положение

• Ребенок лежит на боку. Нижняя нога согнута в колене, верхняя выпрямлена.
• Встаньте сзади ребенка. Одной рукой придерживайте таз ребенка, чтобы
стабилизировать его. Другой рукой обхватите снизу ногу в области в нижней части бедра

Упражнение

• Потяните нижнюю ногу к себе, растягивая, таким образом, мышцы-сгибатели бедра Убедитесь, что таз неподвижен. Прижмитесь корпусом к пояснице ребёнка, помогая тем самым удерживать равновесие
• Повторите упражнение на другом боку

Упражнение для бедер

gym5

Исходное положение

• Ребенок лежит на спине. Одна нога согнута в колене, подтянута к груди. Задержитесь в таком положении, придерживая ногу с чьей-либо помощью, или попросите ребёнка, если возможно.

Упражнение

• Положите руку на другую ногу (чуть выше колена) и слегка надавите
• Повторите это с другой ногой

Упражнение для бедер

gym6

Исходное положение

• Ребенок лежит лицом вниз
• Положите руку, которая находится ближе к голове ребенка на ягодицы и надавите

Упражнение

• Другой рукой охватите ближайшую к вам ногу снизу бедра и приподнимите насколько это возможно

Упражнение для подвздошно-берцового тракта

gym7

Исходное положение

• Ребенок лежит лицом вниз. Встаньте с противоположной стороны по отношению к ноге, которая будет растянута.
• Положите руку, ближайшую к голове ребенка на ягодицу и надавите.

Упражнение

• Используйте другую руку, чтобы охватить снизу бедра ногу, дальнюю от вас. Приподнимите и потяните ее на себя насколько это возможно.

Упражнение для подвздошно-берцового тракта

gym8

Исходное положение

• Ребенок лежит на боку. Нога, которая будет растянута, находится сверху, колено выпрямлено
• Нижняя нога согнута в колене
• Придерживайте рукой таз, чтобы стабилизировать его

Упражнение

• Плавно двигайте верхнюю ногу назад насколько возможно, при этом слегка придавливая колено к столу

Упражнение для локтевых суставов

gym9

Исходное положение

• Встаньте с той стороны, с которой находится растягиваемый сустав
• Охватите верхнюю часть руки ребенка своей рукой, удерживая руку ребенка
ладонью вверх

Упражнение

• Придерживайте запястье ребенка своей другой рукой и совершайте плавное нисходящее движение, пытаясь выпрямить локоть.

Упражнение для локтевых суставов и запястьев

gym9

 

Способность ребенка поворачивать или вращать предплечье важна, потому что это позволяет захватывать объекты и подносить их ко рту. Это упражнение позволит сохранить это движение.

Исходное положение

• Охватите верхнюю часть руки ребенка своей рукой, удерживая руку ребенка ладонью вверх
• Возьмите другой рукой ладонь ребенка так, как будто вы обмениваетесь рукопожатием, но пальцы вашей руки простираются по запястью.

Упражнение

• Удерживайте плечи ребенка ровно, и согните руку в локте под углом в 90 град. Просто поверните предплечье так, чтобы ладонь ребенка перевернулась вверх и вниз.

Упражнение для локтевых суставов, запястьев и пальцев рук

gym10

Исходное положение

• Используйте одну руку, чтобы поддержать предплечье около сустава. Держите локоть ребенка выпрямленным насколько это возможно.
• Положите ладонь своей другой руки на ладонь ребенка.

Упражнение

• Нежно надавите на запястье, стараясь держать пальцы выпрямленными (если пальцы согнуты, эффект от растяжек сухожилия снижается)

Упражнение для локтевых суставов, запястьев и пальцев рук

gym11

Исходное положение

• Ребенок лежит лицом вниз. Рука у края кушетки.
• Возьмите одной рукой верхнюю часть руки ребенка

Упражнение

• Своей другой рукой возьмите ладонь и пальцы ребенка снизу и выпрямляйте локоть, держа запястье отведенным назад, а пальцы выпрямленными.

Самостоятельные растяжки для икроножных мышц

gym12

Исходное положение

• Ребенок стоит лицом к стене.
• Одна нога отставлена назад, колено выпрямлено. Пятка стоит на полу, носок
направлен к стене.

Упражнение

• Ребенок наклоняется к стене пока не почувствует растяжение в икроножной мышце ноги, находящейся сзади.

Самостоятельные упражнения для коленных суставов

gym13

Исходное положение

• Ребенок сидит на полу или на другой твердой поверхности. Бедра напротив стены, позвоночник выпрямлен насколько это возможно
• Одна нога выпрямлена вперед и слегка отставлена в сторону. Носки «смотрят» вверх
• Другая нога согнута в колене таким образом, что стопа касается внутренней поверхности бедра другой ноги

Упражнение

• Сидя в такой позиции, растягивается подколенное сухожилие выпрямленной ноги. Растяжение может быть увеличено, если попытаться наклонить корпус вперед
• Повторите с другой ногой

Самостоятельные упражнения для коленных суставов

gym14

Исходное положение

• Ребенок лежит на спине в дверном проеме или около какой-либо стойки (колонны)
• Одна нога (которая будет растянута) находится на дверной коробке. Колено слегка
согнуто, таз недалеко от стены
• Другая нога лежит выпрямленной на полу

Упражнение

• Старайтесь выпрямить колено

Глубокое дыхание

gym15

Исходное положение

• Ребенок должен удобно откинуться назад. Под головой 2-3 подушки, колени согнуты. Также упражнение можно выполнять сидя, поддерживая ребенка за руки

Упражнение

• Разместите ваши руки на нижней части грудной клетки вдоль нижнего края реберной дуги, пальцы по направлению к спине. Сделайте мягкое, но устойчивое давящее движение. Попросите ребенка вдохнуть так глубоко, насколько он сможет, преодолевая, таким образом, сопротивление давящему движению ваших рук.

Постуральный дренаж

gym16

Некоторые дети с мышечной дистрофией Дюшенна испытывают трудности с выведением мокроты из легких, особенно это случается, когда они простужены. Постуральный дренаж зачастую помогает в этом.
• Сделайте валик из твердой подушки или нескольких полотенец, закрытых сверху подушкой или одеялом.
• Ребенок ложится на него так, чтобы бедра были поперек валика, а грудь приблизительно под углом 45 градусов по отношению к горизонтальной поверхности.
• Ребенок находится в такой позиции в течение 10-20 минут, пытаясь в это время глубоко дышать.
• Делайте паузу ребенку между двумя-тремя глубокими вдохами/выдохами, иначе может закружиться голова.

Постуральный дренаж для взрослых детей

gym17

Дети старшего возраста, имеющие трудности с очищением грудной секреции, могут находить наклонное положение неподходящим для постурального дренажа, поскольку это поднимает диафрагму и может затруднить дыхание. В этом случае ребенок может найти удобную позицию лежа на боку в высоком фиксированном положении.

Помощь при кашле

Эта техника может быть применена для очищения секреции во время
постурального дренажа или когда ребенок сидит, чуть наклоняясь вперед.

• Попросите ребенка сделать несколько глубоких вдохов и затем, на выдохе произнести слово «хух». Это поможет вывести липкую секрецию из самых дальних уголков легких к горлу. Для этого ребенок делает глубокий вдох, а затем изо всей силы выдыхает, произнося при этом слово «хух». Рот открыт насколько возможно.
• Делайте паузу между двумя-тремя «хух». Дышите в это время спокойно.
• Повторите это несколько раз с глубоким дыханием между ними, и, когда мокрота
будет около горла, она выведется вместе с кашлем.
• Родитель или сиделка могут помочь ребенку откашливаться, ладони при этом
лежат на нижней части грудной клетки вдоль нижнего края реберной дуги, но для начала физиотерапевт должен показать, как это делается.

[свернуть]

ФИЗИОТЕРАПИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Для того, чтобы рекомендованные вам физиотерапевтом упражнения были эффективны, они должны выполняться регулярно. Это означает их включение в вашу повседневную жизнь.

Любая физиотерапия должна базироваться на:

потребностях вашего ребенка;

советах вашего физиотерапевта;

потребностях вашей семьи (повседневные занятия, соответствующие образу жизни вашей семьи);

Важно, чтобы любое ежедневное занятие было правильным для вас и вашего ребенка, и по возможности соотносилось с действиями других членов семьи. Например, если утро беспокойное для семьи, может быть имеет смысл провести сеанс физиотерапии вечером, в кровати или во время принятия ванны. Не важно когда упражнения выполнены, важно, что они являются частью повседневной жизни. Также важно, чтобы занятия не были болезненными, мышцы могут по-разному реагировать на упражнения по растяжке, и ваш ребенок должен привыкнуть к ним. Некоторые дети могут заниматься растяжками самостоятельно так же хорошо, как и с сиделкой, и физиотерапевт может помочь с этим.

Есть некоторое беспокойство в том, что излишняя активность, как например, упражнения с отягощением, могут нанести больше вреда, чем пользы ребенку (или молодому человеку) с мышечной дистрофией. Упражнения должны выполнятьсясо средней нагрузкой (Средняя нагрузка (3-4 по шкале Борджа), при которой чувствуется тепло, дыхание учащено, но сохраняется возможность разговаривать) , но не до сильной усталости. Любые действия, которые совершает ребенок, не утомляясь при этом, будут иметь положительный эффект.

МЫШЦЫ

Мышцы позволяют нам двигаться, стоять и совершать объем движений, необходимый нам для повседневной жизни. Каждая мышца состоит из волокон, но тип и количествоволокон варьируется в зависимости от работы, которую совершает мышца. Например, мышцы, которые мы используем когда стоим, отличаются от тех, которые задействованы при быстрой работе пальцев. Мышцы прикреплены к костям посредствомспециально приспособленных частей мышц, называемых сухожилиями. Мышцы и сухожилия обычно очень эластичны, позволяя совершать действия через сокращение и удлинение. Обычно, когда одна мышца сокращается (или укорачивается), противоположная мышца удлиняется. При мышечной дистрофии Дюшенна, мышечные волокна повреждены и заменены фиброзной и/или жировой тканью, заставляющей мышцу слабеть. Скорость, с которой это происходит, может варьироваться между детьми с одинаковым состоянием. Некоторые мышцы могут быть поражены раньше других и, если одна мышца слабеет раньше другой, это может нарушить нормальный мышечный баланс и привести к контрактурам.

КОНТРАКТУРЫ

Когда мышцы не работают или становятся слабыми, они теряют свою эластичность, а следом за ними сухожилия и связки (ткани вокруг сустава, соединяющие кости и управляющие объемом движений). Сустав становится жестким и напряженным, обычно в одномположении больше, чем в другом. Когда сустав фиксируется в одном положении, это называется контрактурой, что впоследствии может привести к деформации.

Как можно скорее после установления диагноза, посоветуйтесь с физиотерапевтом о возможном лечении по предотвращению контрактур. Примите меры прежде, чем возникнет уплотнение или очевидная деформация в суставе.

Наиболее распространенные контрактуры на ранних стадиях дистрофии Дюшенна возникают в области голеностопных и тазобедренных суставов.

Частично это вызвано хождением ребенка на носочках.

На более поздних стадиях дети больше времени проводят в положении сидя, что увеличивает тенденцию к развитию голеностопных, коленных и тазобедренных контрактур.

ПРИСПОСАБЛИВАЯСЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ

Поскольку ребенок с дистрофией Дюшенна проходит разные стадии развития болезни, физиотерапия также должна претерпевать изменения в соответствии с этими стадиями.

На ранних стадиях ребенок будет наслаждаться приобретением моторных навыков (движения, при которых задействованы большие мышцы тела), таких как ползанье, езда на велосипеде, ходьба, возможно бег и прыжки. Все эти действия положительно влияют на развитие ребенка, но некоторые из них должны быть приспособлены для ребенка, поскольку он быстро утомляется и теряет силу. Со временем навыки ребенка и силовые возможности сбалансируются. На этой стадии развития важно поощрять те действия ребенка, которые не приводят его к излишней утомляемости.

Родители и сиделки могут рассмотреть программу физиотерапии, включающую в себя:

регулярные растяжки – самостоятельные и /или под руководством также полезны, как и пассивные, для групп мышц, которые напряжены (ахиллово сухожильные, бицепсы бедра и подвздошно-берцового тракта);

плавание и гидротерапия;

ношение отрезов ночью для замедления контрактур голеностопных суставов.

На более поздних стадиях наблюдается утрата некоторых функций.Хотя ребенок и продолжает ходить, но для прогулок (особенно на длинные дистанции) может потребоваться использование инвалидной коляски. Также это может быть электрическая коляска или ходунки. Любое оборудование должно быть оценено профессионалом перед показанием для использования ребенку.

Руки также будут слабеть, но любая ежедневная подвижность для них должна быть поощрена.

Программа физиотерапии на этом этапе может включать в себя:

пассивные растяжки (ахиллово сухожильные, бицепсы бедра и подвздошно-берцового тракта, мышцы сгибатели бедра), также могут быть рекомендованы некоторые самостоятельные растяжки;

растяжки для мышц верхних конечностей;

плавание, гидротерапия;

ношение отрезов ночью;

правильное положение лежа и другие удобные позиции

Советы и поддержка физиотерапевта на этапе пользования инвалидным креслом продолжаются. Правильная осанка и растяжки все еще важны на этом этапе.

Программа физиотерапии может включать:

— постоянные растяжки, мин имизирующие развитие контрактур голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, облегчение в одевании и нахождении в инвалидной коляске;

растяжки для верхних конечностей с целью минимизации контрактур;

использование ходунков (или приспособления для стояния);

правильное положение лежа и другие удобные позиции

плавание, гидротерапия;

использование ортезов

Физиотерапия показана также после хирургического вмешательства по искривлению позвоночника (сколиоза). В частности для лучшего положения ребенка, возможно переоборудование инвалидной коляски.

Как пользоваться этим буклетом

Этот буклетсодержит основные принципы о том, как физиотерапия может помочь ребенку с дистрофией Дюшенна.

Все физические упражнения и упражнения на растяжку расположены на отдельных листах и могут быть использованы при составлении физиотерапевтом индивидуальной программы для вашего ребенка. Любые ежедневные занятия должны регулярно пересматриваться и соответствовать изменениям, происходящим с ребенком.

Физические упражнения, упражнения по растяжке и руководство, содержащиеся в этом буклете являются общими, не исключая применение дополнительных рекомендаций.

2.УПРАЖНЕНИЯ

Вполне естественно ваше волнение о том, сколько должен заниматься ребенок, чтобы не было ни много, ни мало. Найти баланс между этим может быть довольно трудно, и очень часто ваш ребенок лучший показатель того, насколько достаточно будет для него или нее. Упражнения не должны выполняться до сильной усталости, хотя маловероятно, чтобы вы смогли убедить ребенка сделать это.

Исследования British Heart Foundation показывают, что дети должны ежедневно тренироваться в умеренном темпе, по крайней мере, один час в день. Дети с дистрофией Дюшенна должны тренироваться ежедневно.

Ходьба является хорошим тренировками и должна поощряться всякий раз, хотя это может оказаться сложным, если ребенок часто падает. Дети с дистрофией Дюшенна быстро утомляются, но могут пройти небольшое расстояние, если не торопятся. Они могут изо всех сил пытаться идти на подъем, быстро спускаться и шагать по неровной поверхности (песок, трава). Использование инвалидной коляски на длинные дистанции поможет снизить утомляемость, позволяя ребенку получать удовольствие от прогулки.

Важно не ограничивать стремление ребенка к игре излишней опекой. Физические и соответствующие спортивные действия могут быть полезными для ребенка, помогая сохранить силу и веру в себя. Плавание, поездки на лошадях (в зависимости от мышечной силы), езда на велосипеде, в том числе на трехколесном и другие виды активности, все это помогает детям расслабиться, наслаждаться этими действиями и социализироваться среди сверстников.

Особенно полезно плавание в любом возрасте, как для мышц так и для легких и дети могут заниматься, посещая занятия по плаванию в школе. Важно, чтобы дети оставались теплыми в воде, больше двиг аясь или посещая детский бассейн, в котором вода обычно теплее. Полотенца, белье также должны теплыми насколько это возможно, чтобы предотвратить остывание тела ребенка после того, как он выйдет из воды.

Дети должны быть подвижны настолько, насколько это возможно, проводя как можно меньше времени у телевизора, компьютера или за электронными играми. Они могут играть в компьютер, стоя за столом, или лежать на животе, держа при этом бедра выпрямленными, во время чтения книг или просмотра телевизора. Поощряйте, по крайней мере, одно действие в день, которое включает какое-либо упражнение. В зимний период, может быть проблематично найти подходящее занятие, но ребенок может помогать с домашними делами, например, помочь убрать в спальне или накрыть на стол.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЫХАНИЯ

Упражнения для дыхания становятся важными, поскольку ребенок становится менее способным выполнять упражнения.

Когда мы делаем вдох, мышцы поднимают грудную клетку, создавая при этом своего рода мешок. Воздух попадает в легкие, заполняя имеющееся свободное место.

Когда мы выдыхаем, мышцы расслабляются и воздух выдавливается из легких. Когда мы кашляем, мы используем только мышцы выдоха.

Поскольку у детей и молодых людей с дистрофией Дюшенна дыхательные мышцы ослаблены, им становится труднее сильно вдыхать и выдыхать. Ребенку становится труднее откашливаться и удалять слизь из легких, что увеличивает вероятность возникновения грудных инфекций.

Исследователи расходятся во мнении относительно дыхательных упражнений при дистрофии Дюшенна. Некоторые полагают, что показано использование так называемого спирометра. Конечно, это способ сосредоточиться на дыхании. Возможно, будет полезным увлечь ребенка игрой на духовом инструменте, например флейте, или заняться хоровым пением. Дети помладше могут надувать шарики или мыльные пузыри.

3.ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Мышечная слабость в ключевых областях тела, таких как позвоночник и бедра, может сказаться на осанке ребенка с дистрофией Дюшенна.

Слабость спинных мышц может привести к сколиозу (искривлению позвоночника), а слабость в бедрах к лордозу (излишний прогиб в поясничном отделе позвоночника). Когда одна сторона тела ребенка сильнее, чем другая, это может привести к асимметрии осанке. Ваш ребенок может принимать не совсем обычные положения, чтобы компенсировать мышечную слабость, ограниченность движений и контрактуры. Важно корректировать эти положения, так как в противном случае это может привести к серьезным проблемам, особенно с позвоночником. Постоянное правильное положение помогает сохранить хорошую осанку.

СИДЕНИЕ

Когда ребенок сидит, стопы должны быть расположены под углом 90 гр. по отношению к голени. Сиденье стула должно быть устойчивым и в идеале не слишком широким. Спинка стула также должна быть устойчивой, расположенной вертикально или немного отклоненной назад (10 гр.). Глубина сиденья должна соответствовать длине бедер ребенка, привлекая ребенка опираться на спинку стула. Подлокотники должны быть правильной высоты и расположены не слишком далеко друг от друга, чтобы локти ребенкадержались таким образом, чтобы плечи при этом не сутулились.

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Способ, которым ребенок двигается или располагается – пишет, ест или отдыхает, является основным знаком потери мышечной силы и наличия контрактур. Ребенок естественно найд ет способ облегчить какие-то действия, даже не думая об этом. Иногда мышечная сила и /или жесткость контрактур может быть различна на каждой стороне тела. Когдапроисходит этот дисбаланс, есть вероятность развития сколиоза.

Пассивные растяжки и ношение ночных ортезов могут задержать образование контрактур, но важно знать, какие позиции поощрять, а каким препятствовать, только без лишнего ворчания.

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Позиция «лежа на животе» (вниз лицом) хороша для отдыха. Это также может помочь предотвратить контрактуры, возникающие в области тазобедренных и коленных суставов. Лежа на животе, можно читать или смотреть телевизор. Можно лежать на полу, кушетке или какой-либо другой твердой поверхности. Положите маленькую подушку или валик чуть ниже бедер ребенка (таз при этом оказывается ниже), чтобы бедра был выпрямлены. Под весом нижней части ноги, колени выпрямляются, то есть важно, чтобы стопы при этом оставались свободными.

Препятствуйте асимметричным положениям, поскольку они способствуют развитию контрактур и сколиоза.

ПОЛОЖЕНИЕ СТОЯ

Стояние помогает сохранять плотность костей, и позиции помогающей управлять контрактурами. Возможно стоять короткими периодами (например по полчаса) или более продолжительными блоками (по 2- 3 часа, если это возможно) в течение дня, поощряя при этом ребенка, но не в коем случае не заставлять.

Когда более взрослому ребенку или молодому человеку затруднительно стоять без поддержки, возможно использование специальных приспособлений: рамок для стояния, ходунков, специального столика.Они облегчают усилие мышц, требуе мое при стоянии, и обеспечивают полную поддержку тела, при этом мышцы-сгибатели бедра, колен и голени полностью выпрямлены. Ежедневное использование ходунков может сдерживать развитие сколиоза, а также способствует лучшей циркуляции и улучшении пищеварения. Дети, использующие ортезы, часто используют их для стояния.

НОЧНЫЕ ОРТЕЗЫ

Как видно из названия, эти приспособления предназначены для использования их ночью и обычно применяются для голени. Они помогают снизить контрактуры, держа суставы в наилучшем положении для ребенка. Ортезы могут быть изготовлены из различных материалов, включая полипропилен. Они начинаются у кончиков пальцев и заканчиваются немного ниже колена. Они должны быть максимально удобны и приспособлены, так как если они будут доставлять неприятные ощущения ребенку, он будет противиться их ношению. Исследования показывают, что ношение ночных ортезов в совокупности с пассивными растяжками – наиболее эффективный способ предотвращения контрактур. Ночные ортезы ни в коем случае не должны заменять пассивных растяжек и могут использоваться одновременно только при наличии очевидных уплотнений.

Дневные ортезы используются очень редко детьми, так как препятствуют подвижности, хождению, поднятию со стула.

СИСТЕМА СНА

Когда ребенок не может повернуться в кровати ночью, важно тщательно подобратьему такоеположение, при котором его бедра были расположены нейтрально. Существуют такие системы сна, предотвращающие давление и помогающие сохранить ребенка надолго в хорошей позиции. Правильная система сна помогает сократить количество походов к ребенку ночью, для того, чтобы повернуть его, улучшая тем самым качество жизни всех членов семьи. Ваш физиотерапевт может оценить вашу систему, чтобы определить соответствует ли она потребностям вашего ребенка.

4. ПОДВИЖНОСТЬ

Что происходит, когда ходить становится все труднее? – этот вопрос задают все родители и их беспокойство вполне понятно.

Эта глава содержит альтернативные способы, предназначенные, чтобы помочь вашему ребенку. Не бойтесь обсуждать эту проблему с вашим доктором и/или физиотерапевтом. Есть несколько признаков, помогающих определить, что вашему ребенку становится з атруднительно передвигаться. Он или она могут казаться боле тихими, чем обычно, реже присоединяются к активным действиям; учитель может сообщать вам, что ваш ребенок был последним и количество паданий увеличилось. Более часто падения происходят на неровной почве, обочинах и склонах. Падения не обязательно являются следствием неустойчивой походки, это может происходить из-за слабости мышц. Например, если мышцы тела слабы, ребенку трудно принять правильное положение, и он теряет равновесие. Также зачастую падение происходят тогда, когда ребенок устал.

Регулярное наблюдение физиотерапевта поможет определить, когда мышечная слабость и возможно контрактуры тазобедренных, коленных и голеностопных суставов достигли критического момента. Быстрый рост ребенка, неудачное падение и некоторые заболевания могут ускорить потерю самостоятельной ходьбы.

БЕДРЕННО-КОЛЕННО-ГОЛЕНОСТОПНЫЕ ОРТЕЗЫ (KAFOS)

Некоторые дети сохраняют способность к хождению в течение 2-х лет и более, используя при этом ортезы, называемые бедренно-коленно-голеностопные ортезы (KAFOs).Этот вид лечения был открыт atHammersmithHospital, London, основан на работе, сделанной в Чикаго, США. Молодой человек пользуется инвалидным креслом для длинных дистанций, а дома передвигается сам. Так как у детей с дистрофией Дюшенна ослаблены мышцы рук, плеч и туловища, они не могут поль зоваться приспособлениями для ходьбы, такими как костыли.

KAFOs простираются от пальцев ног до бедра и крепятся в в ерхней части бедра. KAFO сделаны из полипропилена и имеют стержень, позволяющий колену сгибаться, когда садишься. Специальной обуви не требуется, KAFO можно носить под брюками.Решение о применении KAFO должнобыть принято как всей семьей, так и ребенком и должно основываться на совете доктора и физиотерапевта. Существует много вещей, уникальных для каждого ребенка и семьи, которые должны быть обсуждены и рассмотрены, например, количество и возраст других детей, образ жизни, индивидуальность, тип школы, отношение преподавательского состава и т.д. KAFO не подходит для каждого ребенка, и вместо этого можно использовать ходунки.

КАК ИХ ПОДБИРАЮТ?

Для того чтобы применять ортез, стопа должна находиться под правильным углом к ноге. Для этого ортопедический хирург обычно выпускает стянутое ахиллово сухожилие. Это небольшая операция, которая обычно причиняет совсем немного боли. Консультант ребенка или физиотерапевт объяснит вам доступные в вашем регионе мышечные центры.

КОГДА ЭТО ДЕЛАТЬ?

Ортезы не нуждаются в подборе до того, как ребенок перестал ходить самостоятельно или стал падать чаще. Однако это должно быть сделано до того, как ребенок стал зависим от инвалидного кресла более чем 2-3 месяца, а в идеале это должно быть сделано как только ребенок перестал ходить самостоятельно. Важно обсудить вопрос об использовании KAFO заранее, чтобы знать с кем войти в контакт, что делать и когда.

КТО ПОДХОДИТ ДЛЯ ЭТОГО?

ребенок, у которого достаточно силы в бедрах и кто может сохранить равновесие

ребенок, который хочет и согласен с этим

семья, согласная с этим

КАКОВЫ ПРЕИМУЩЕСТВА?

самостоятельность дома и в классе;

быть таким же в глазах друзей;

замедление развития сколиоза и контрактур в бедрах и коленях;

облегченное перемещение между стулом и машиной, например;

более удобно пользоваться туалетом

Когда молодые люди не могут пользоваться ортезами для ходьбы, они могут использовать их для стояния и помогают при перемещении между стульями, машиной, кроватью и т.д.

ИНВАЛИДНЫЕ КОЛЯСКИ

Большинство детей с дистрофией Дюшенна будут нуждаться в коляске для перевозки и независимого передвижения задолго до того как они потеряли способность ходить. Обычно требуютсядве коляски – одно ручного, другое электрического управления, для передвижения по дому и в школе. Выбор правильной коляски является абсолютной необходимостью для хорошего самочувствия. Обсуждения технических характеристик (размере сиденья, подушки для сиденья, спинки, подголовника, расположения управления, средство управления наклоном) должны быть сделаны с большой заботой. Для этого должны получить консультацию физиотерапевтов и/или профессионального врача в местном мышечном центре, центре инвалидных колясок, центре людей с ограниченными возможностями и т.п. Необходимо проверить и апробировать коляску так, чтобы в дальнейшем она удовлетворяла требования ребенка. Так как ребенок растет и его физическое состояние меняется, коляска будет нуждаться в модификации, чтобы обеспечить дополнительную поддержку и независимость ребенку.

5. РАСТЯЖКИ (СТРЕТЧИНГ)

Напряженность мышц и сухожилий часто встречается при мышечной дистрофии. Некоторые мышцы могут быть поражены раньше других. Первыми мышцами, которые стягиваются являются мышцы голени/ахиллова сухожилия. Мышцы вокруг тазобедренных, коленных, локтевых, суставов пальцев также могут быть затронуты. Контрактуры могут сделать некоторые движения затруднительными. Ежедневные растяжки помогут сохранить длину мышц и подвижность суставов. Ваш физиотерапевт поможет составить индивидуальную программу для вашего ребенка из упражнений, расположенных в конце этой книги. Описания и диаграммы носят рекомендательный характер и любой, кто занимается пассивными растяжками должен получить инструкцию и руководство от профессионала.

Существует три типа растяжек: пассивные, полу-активные и самостоятельные.

ПАССИВНЫЕ РАСТЯЖКИ

Пассивные растяжки – это краеугольный камень физиотерапевтического лечения и важнейший аспект любой программы во всех стадиях и состояниях болезни. Никогда не рано начать заниматься пассивными растяжками.

Как видно из названия, ребенок не принимает активного участия в процессе занятий растяжками. Они могут выполняться с родителями, сиделкой или врачом. Медленные и твердые движения при пассивных растяжках не нанесут вреда мышцам и суставам и могут выполняться ежедневно. Стянутая и/или укороченная мышечная ткань растягивается при движении сустава максимально выпрямленном и задержке в этом положении по крайней мере 10 сек. (ваш физиотерапевт может рекомендовать более длительное время в зависимости от потребностей вашего ребенка). Выполненное должным образом пассивные растяжки не причиняют боли ребенку, но он будет испытывать ощущение натяжения, зная, что будет применяться нежное, но продолжительное давление. Некоторые дети выказывают умеренный протест к растяжкам, но обычно это преодолевается, как только они начнут доверять вам и растяжки станут повседневной процедурой.

Не важно в какое время дня выполняются пассивные растяжки, но многие люди устанавливают время для занятий так, чтобы это соотносилось с другими требованиями жизни семьи. Выберите специальное время для ребенка, когда дневные события могут принимать участие и эмоциональные связи усиливаются.

Это может помочь выполнять упражнения:

после принятия ванны;

во время прослушивания музыки, пения, рассказа историй;

после массажа тех мышц, которые будут растянуты.

Расположите ребенка так, чтобы он или она были в комфортном и устойчивом положении, и суставы, не подвергающиеся движениям, были стабильны. Ребенок должен полностью расслабиться, не совершать резких движений и не сопротивляться растяжкам. Если растяжки выполняются слишком быстро, ребенок может начать сопротивляться и испугаться. Обсудите и согласуйте продолжительность растяжек. Начните тянуть медленно, постепенно увеличивая интенсивность, доводя ее до максимальной, НО без боли. Не допускайте перерастяжек.

РАСТЯЖКИ С ПОМОЩЬЮ

Растяжки с помощью выполняются родителями с детьми, помогающими движению. Когда суставы становятся законтрактуренными, стянутые мышцы не дают мышцам-антагонистам работать должным образом. Растяжки с помощью могут растянуть сжатые мышцы, в то же время дать работать мышцам-антагонистам.

Растяжки с помощью особенно важны для голени. Например, пока вы растягиваете ахиллово сухожилие, ваш ребенок может подтягивать на себя носки стоп. Чем усиленнее вы работаете вместе, тем эффективней будут растяжки. При этой форме растяжек время проходит быстрее и делает его менее скучным для ребенка.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАСТЯЖКИ

Этот вид предполагает обучение ребенка самостоятельным занятиям. Особенно эффективно это для колен, голени и бедрам у детей, не утратившим способность ходить.

6. ЗАБОТА О ТЕХ, КТО ЗАБОТИТСЯ

Родители и сиделки могут заботиться о себе, соблюдая некоторые основные правила:

всегда приседайте, держа спину прямой, когда требуется что-то поднять;

всегда будьте уверены, что сможете удержать то, что требуется поднять;

всегда держите то, что вы несете, как можно ближе к телу;

избегайте носить тяжелые вещи вниз и вверх по лестнице

Один из самых распространенных случаев, при котором можно повредить спину, называется «подъем и поворот» (например, когда требуется поднять ребенка из ванной или из машины). Всегда планируйте наилучший способ поднять что-либо или кого-либо, без рывков, используя подручные средства для помощи. Физиотерапевты могут посоветовать вам безопасные способы перемещения ребенка. Если подъем показан, ваш физиотерапевт может обратиться вашему ребенку к профессиональному врачу из социального сервиса. Большинство врачей-хирургов также имеют брошюры о том, как сохранить спину при подъемах тяжестей.

ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ

Какой смысл в упражнениях на растяжку?

Упражнения на растяжку возможно самые важные упражнения в любом возрасте, они позволяют вашим суставам двигаться и не причинять дискомфорта. Атлеты выполняют эти упражнения для поддержания мышц в тонусе. Все, кто сидит долгое время в одном положении, получают жесткость и неудобства. Физиотерапевтыи врачи называют эту жесткость «контрактурой». Ты можешь без проблем сгибать колено, но от долгого сидения тебе может стать трудно его разгибать.

Суставы, которые не выполняют полный объем движения, могут стать нездоровым? И от этого иногда трудно принять удобное положение в кровати. Так что лучше выполнять упражнения на растяжку!

Если у меня слабые мышцы, то почему я не могу использовать тяжести, чтобы сделать их сильнее?

Твои мышцы отличаются от мышц других людей, поэтому применение веса не сделает их сильнее, а наоборот могут повредиться. Но существуют другие активные упражнения, которые тебе подходят, и которые ты можешь выполнять.

Почему мой физиотерапевт хочет, чтобы я занялся плаваньем или гидротерапией, когда я только подумаю, как неприятно раздеваться и одеваться?

Гидротерапия возможно лучший способ занятий, если у тебя мышечное заболевание. Теплая вода, поддерживает твое тело и расслабляет мышцы, что делает упражнения на растяжку более легкими. А самое лучшее в плаванье и гидротерапии, это то, что ты можешь в воде двигаться более свободно, чем обычно, и потом это же просто забавно!

Как насчет моих кистей и рук?

Кисти и руки тоже нуждаются в растяжках. Чтобы играть в компьютерные игры и стать опытным игроком, ты должен иметь гибкие пальчики! Спроси своего физиотерапевта, что ты можешь сделать для этого (конечно же, больше растягивать их!)

А что с моими ступнями?

Конечно, они тоже важны. Если контрактуры в голеностопах или коленях тебе может стать труднее носить те брюки или обувь, которые ты предпочитаешь. Нося ортезы, твои стопы будут находиться в правильном положении и выглядеть хорошо (и конечно тебе могут помочь растяжки!). Если твои ноги шлепаются обособленно, твои стопы поворачиваются в их сторону (попробуй это)

Что делать, если мне стало трудно ходить?

Нет ничего такого, если ты будешь пользоваться инвалидной коляской какое-то время в день, чтобы сохранить энергию для игр. Занимайтесь растяжками со своим физиотерапевтом или сиделкой, чтобы сохранить способность ходить так долго, насколько ты сможешь. Даже когда это будет действительно трудно, ты можешь использовать KAFOs , чтобы делать эти важные для тебя шаги.

По материалам http://www.muscular-dystrophy.org/

взято с http://miopatia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *