Зона для инвалида

В Беларуси заработали новые электропоезда, в одном из вагонов которых оборудована многофункциональная зона для пассажиров с ограниченными возможностями. На новом электропоезде прокатился Сергей Шевцов. Своими впечатлениями он рад поделиться со всеми читателями «Вместе!».

Уже несколько месяцев на слуху это словосочетание – «городские линии». Насколько можно было понять, это такие электропоезда нового типа, которые будут курсировать на небольшие расстояния вокруг Минска. Как известно, проект предназначен для предстоящего чемпионата мира по хоккею.

Мне интересней то, что в одном из вагонов имеется зона для людей с ограниченными физическими возможностями. Поскольку лучше один раз увидеть, то автор и решил это сделать. Что называется, испытать на себе…

Но как это, на себе? Да очень просто, надо представить себя человеком с ограниченными возможностями. Допустим, я передвигаюсь в инвалидной коляске. И я вот сидел-сидел дома, а потом мне захотелось съездить в Заславль и полюбоваться на тамошнюю милую церковь, которая когда-то была костелом. Ну, не важно.

Без посторонней помощи мне все равно не обойтись. Например, представляю свой спуск с высокого крутого крыльца, и мне делается дурно. Ладно, проехали. Дальше будет покруче – поездка на автобусе. Нет, что-то воображение отказывается работать. Значит, остается такси, а машины у меня нет. Ладно, такси так такси. Кстати, можно предварительно, дня за четыре до поездки, позвонить в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства и заказать социальное такси. Эта услуга инвалиду-колясочнику будет оказана бесплатно. Социальное такси доставит меня чуть ли не к перрону. Электричка отправляется в 7.05. или в 8.57, придется вставать часов в шесть, чтобы со своими ограниченными возможностями не опоздать.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Кто в Беларуси может претендовать на льготы по «коммуналке»

Одно удобство, в кассу стоять не придется, билет вам продадут прямо в вагоне. Что интересно, билет до любой станции стоит 2 тыс. руб. Пенсионеры, правда, платят вдвое меньше. А про инвалидов ничего не сказано. Наверное, нужно просто документ предъявить? Ладно, у меня его все равно нет, а удостоверение газеты «Вместе!» не всчет.

Заехать в вагон, кстати, не проблема – есть выдвижная подножка. А внутри-то, внутри… Внутри работает кондиционер и приятная такая прохлада. Внутри вы попадаете в какой-то другой мир. Вроде бы дело происходит в Беларуси, а вроде бы и нет. Это, наверное, уже Европа? Во всяком случае, сидящие рядом девочки лет 15-ти от роду подтверждают мою догадку: «Европа… Слушай, супер…». Это произносится свистящим шепотом, с крайней степенью уважительности. Полностью согласен – Европа.

Вот и коллеги из пресс-центра БЖД подтверждают тоже: «С вводом современных электропоездов Белорусская железная дорога намерена предложить пассажирам новую философию взаимоотношений…». Несколько самонадеянно, но все равно приятно.

И все же, в чем эта новая философия взаимоотношений? Как говорится, навскидку. Во-первых, сразу чувствуешь некую свою пришибленность, ущербность. Я ли достоин этого великолепия? Во-вторых, если человека посадить в эдакий европейский вагон, он и вправду начинает вести себя осторожно-осмотрительно. Пива не пьет, не курит и не выражается, – вообще, начинает сильно напоминать человека, который хомо сапиенс. И что для этого потребовалось? Всего лишь создать условия, когда человек чувствует себя человеком. Но я отвлекся, забыл, что являюсь воображаемым инвалидом-колясочником.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Сафонов об умершем тяжелобольном племяннике: «Жил на ИВЛ с 2015-го, но женился, появились две дочки»

Поэтому быстро перехожу в салон для людей с ограниченными возможностями и оперативно вживаюсь в роль.

Честно говоря, салон – это слишком смело. Скорее, такой загончик, метров пять в длину. Зато сиденья располагаются возле стен, они откидные. При желании можно втиснуть коляску, не обязательно инвалидную, можно и детскую. Правда, кто не успел, тот опоздал: места не очень много. Действительно, читаем пресс-релиз: «В одном из вагонов оборудована многофункциональная зона для пассажиров с ограниченными возможностями, а также для пассажиров с детскими колясками, велосипедами и крупногабаритным багажом». Посредине салона установлена металлическая стойка. Если вам передвигаться трудно, можно постоять возле стойки, опираясь одной рукой о нее, а второй на палку. Потому что все остальные места заняты пассажирами, мало похожими на инвалидов. Да и со стойкой не все ясно, там стоят два велосипеда. А напротив сидят два их владельца, юных и румяных. Других инвалидов-колясочников автором обнаружено не было. Как, впрочем, и просто инвалидов. Наверное, мало кто слышал об этой чудесной электричке? Поэтому довожу до сведения: она и правда есть. Вот только захотите ли вы на ней прокатиться? Правы были китайцы – путь в двадцать тысяч лье начинается с первого шага. Но человеку с ограниченными возможностями трудно сделать и его…

Приятная неожиданность: в салоне есть панель со всем понятной аббревиатурой SOS. Там есть большая кнопка и переговорное устройство. Спрашиваю у паренька в синей форме с бэджем «Военизированная охрана»:

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Минздрав обновил список заболеваний, с которыми нельзя управлять авто

— А кого можно вызвать? Врача, наверное?

— Не, врача в поезде нет. Это машиниста можно вызвать.

— А если человеку плохо стало, если он инвалид?

— Ну-у… Я не знаю… Поезд можно остановить, «скорую» вызвать, что ли…

Нет, прокатиться в таком поезде, одно сплошное удовольствие, почти сказка. Одно табло у каждой двери чего стоит. Там можно узнать температуру внутри вагона, время, день месяца, скорость движения, какая будет следующая станция. Очень удобно. Правда, сказка имеет обыкновение заканчиваться. А потом наступает, так сказать, быль, наша, родимая, бестолковая.

Вот как, скажем, высадиться в какой-нибудь Крыжовке, как добраться по лесным дорогам до нужной дачи? Если, конечно, она у вас есть… Вот вам и сказка, а вот вам и быль.

Никто не спорит, я тоже спорить не буду: очень хорошо, что появилась европейского качества электричка со специальным салоном для инвалидов. Только она одна пока на всю Беларусь. Все остальные общественные средства передвижения, начиная от пассажирских поездов и кончая автобусами для инвалидов – неприспособлены. Факт, не требующий никаких доказательств. На поездах и автобусах езжу с 1977 года. Ни разу не встречал в них человека на инвалидной коляске. В новом веке такой встречи тоже пока не было.

http://www.wmeste.by/?p=2405

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *