Путешествия мечты: как превратить хобби в социальный бизнес-проект, если ты на инвалидной коляске

Светлана Нигматуллина, первый в России гид на инвалидной коляске и героиня документального мини-сериала Яндекса «Я иду искать», посвященного людям, которые задают необычные вопросы, о социальном предпринимательстве и о том, как не опускать руки, когда обстоятельства против тебя

Практически ничего в своей жизни я не планировала специально. В детстве я жила в Воркуте, потом переехала с семьей в Калининградскую область, в Гвардейск. Через некоторое время прогресс мышечной болезни, которая была у меня с детства, привел к тому, что пришлось пересесть в инвалидную коляску.

К сожалению, сегодня эта болезнь — в списке неизлечимых. Раньше я делала упражнения по 6-8 часов в день, но они не давали эффекта, и я стала концентрироваться на другом. Думаю, нужно трезво оценивать обстоятельства: если есть возможность их изменить, можно посвящать этому все время, если такой возможности нет, нужно организовать жизнь так, чтобы все хорошее в ней не проходило мимо тебя.

Как кость в горле

Гвардейск — маленький город, работы почти нет. Прожить на пенсию оказалось невозможно. Устроиться по специальности, в налоговую инспекцию — там я работала в Воркуте – тоже: и здание оказалось недоступно, и руководство не готово. Я перепробовала разные виды надомной работы. Делала украшения — за сборку бус из янтаря, например, платили один рубль. Потом пробовала шить и выяснила, что это совсем не мое.

Параллельно я потратила почти четыре года на то, чтобы мне построили пандус и я смогла выезжать из дома. Пришлось подключить все ресурсы: прокуратуру, обращение к президенту, депутатов, СМИ. По простому пути дело не двигалось: «Да, да, мы построим» — и ничего. Я была для чиновников как кость в горле, когда говорила: «Ребята, в Гвардейске живу не только я. Возможно, больше никто к вам не обращался, а если начнутся обращения?». Когда пандус наконец соорудили, я уже зарабатывала деньги и могла сама его построить. Но для меня было принципиально важно довести дело до логического конца — заставить власть соблюсти закон.

Из Гвардейска в Италию

Еще мне хотелось, чтобы жизнь не была такой серой и скучной – и я стала учить итальянский язык. Тогда у меня не было компьютера и интернета, зато в тот момент была популярна одна школа дистанционного обучения, и я стала брать уроки итальянского. Мне говорили: «Вряд ли ты куда-нибудь попадешь, зачем тебе этот язык, что ты хочешь с ним делать?» Но я отвечала, что мне нравится: не знаю, зачем мне это надо, но я хочу его учить.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Как бывший алкоголик с завода спасает детей-инвалидов

Постепенно я стала больше узнавать про страну. Потом мне подарили компьютер, у меня появились собеседники-итальянцы, и начала формироваться мысль, что мне надо поехать в Италию. Я не относилась к ней серьезно: считала, что в инвалидной коляске ты не можешь сделать почти ничего. Тяжело даже дома, хотя близкие тебе помогают, а там как? Потом случайно разговорилась со своей одноклассницей, живущей в Москве, и она сказала: «Давай поедем!» Я говорю: «Ты что, серьезно?» Она ответила: «Да». И мы поехали.

В этом путешествии мы сделали все так, как делать не надо. Пришлось на месте искать людей, которые помогали бы физически: подруга этого делать не могла. Но в итоге справились. Везде встречались люди, которые нам помогали. И я поняла, что путешествовать на коляске можно.

Мне очень нравится «самолетный» совет — сначала наденьте кислородную маску на себя, чтобы потом помочь своему ребенку или тому, с кем вы летите. Так же и здесь: сначала нужно было помочь себе, понять, как это работает, чтобы потом помогать другим. Когда моя деятельность стала более «общественной», я познакомилась с человеком, который также передвигается на инвалидной коляске, и мы создали организацию инвалидов «Ковчег». Четыре года пытались реализовывать социальные проекты: «Мастерскую по ремонту средств реабилитации», «Гвардейск без барьеров», «Доступный пляж», «Танцы на колясках».

Новая команда

Два года назад я ушла из «Ковчега» и основала собственную организацию — центр образовательных и социальных проектов «Аура». Сейчас в команде три человека: я и Дмитрий и Ольга Удачины, которые занимаются адаптацией зданий, подбором технических средств реабилитации и выступают консультантами по использованию «элементов» доступной среды. Важно, что в коллективе все профессионалы в чем-то своем. Поэтому работать легко: ты не стоишь над человеком, не перепроверяешь, не боишься, что он сделает ошибку, знаешь, какие рабочие моменты можно делегировать.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Чем опасен новый штамм коронавируса «Пирола», и есть ли случаи заражения в Беларуси?

На мой взгляд, в команде у каждого должна быть какая-то цель в жизни. Чтобы люди не просто делали общее дело, но и старались реализоваться в стартапе под называнием «собственная жизнь». Каждый — полноценная боевая единица.

В развитии «Ауры» мы уделяем много внимания распространению информации — например, через Facebook. Для меня это ресурс, который я использую на 100%: оттуда приходит информация, связи, контакты. Я рассказываю о своих проектах — что нужно уметь делать правильно. Чтобы этому научиться, я недавно прошла курс сторителлинга.

Рождение идей

Проекты рождаются стихийно. Ты идешь, что-то попадается на пути, и ты либо берешься за дело, либо отказываешься. Я до сих пор стараюсь выбирать первый вариант: практика показывает, что даже если потом поймешь, что это не твое, полученные навыки все равно пригодятся. После опыта с шитьем я, по крайней мере, могу сама подшить себе брюки.

Сегодня у нас несколько проектов, которые так или иначе пересекаются. Мы занимаемся экскурсиями по Калининграду, организацией путешествий для людей с инвалидностью, обучением персонала сферы услуг работе с инвалидами, а также созданием доступной среды — это строительство: подъемники, пандусы, технические средства. Обучая сотрудников отеля, ты понимаешь, что он не подходит для проживания гостей с инвалидностью, и тогда подключаются другие члены команды, которые помогают адаптировать здание: построить пандус, рассказать, что дверь должна быть определенной ширины. Это система, которой в России пока нет, а мы стараемся сделать так, чтобы она стала полноценной. Свои проекты мы уже реализовали в отелях Ibis Калининград, Кайзерхоф, «Фридрисхофф» и Park Inn by Radisson в Астрахани.

Финансы и независимость

«Аура» — это некоммерческая организация и мы не можем своей целью ставить получение прибыли: бизнес, в первую очередь, должен быть направлен на решение какой-то социальной проблемы, а все заработанные деньги должны идти на развитие организации.

Я себя считаю социальным предпринимателем и стремлюсь сделать проекты финансово устойчивыми и независимыми от донорских вливаний. Поддержку государства, субсидии и гранты получить вполне реально — и на федеральном уровне, и на региональном. Нашей организации всего полгода, и все поданные заявки на получение грантов пока на стадии рассмотрения. Доноров тоже нет, мы используем только собственные средства.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Единственный в России препарат от мышечной атрофии ценой 8 млн рублей внесли в список жизненно важных

К счастью, спрос на наши услуги сейчас растет. Если раньше, когда я сама добивалась постройки пандуса, приходилось всем объяснять, для чего он нужен, то сегодня руководство многих организаций — и частных, и государственных – само обращается к нам за помощью. Я уже долгое время никого и ни в чем не убеждаю: это занятие ресурсозатратное, но бесполезное. Мы работаем с теми, кто готов сотрудничать. В гостиничном номере с поручнем в туалете может жить любой посетитель, а специальные дорожки, пониженные бордюры или пандусы — они же не только для инвалидов, но и для велосипедистов, детских колясок, пенсионеров, которые ходят с трудом.

В мае у нас стартовал проект «Путешествия мечты» — он направлен на организацию туров для людей с инвалидностью. В каждом туре мы хотим исполнить чью-то мечту — например, порыбачить в Астрахани или увидеть море. Это не благотворительные поездки, люди за это платят, но мы являемся связкой между бизнесом, органами власти и общественными организациями. За счет устойчивых партнерских отношений мы смогли снизить стоимость первого тура, который организовали, на 50% — до 12 тыс руб без учета билетов. Министерство по туризму Калининградской области помогло оплатить услугу перевозки людей на автобусах с подъемниками: такой транспорт предоставило Министерство социальной политики Калининградской области. Отели предоставили скидку на проживание и питание. Мы провели краудфандинговую кампанию и смогли оплатить участникам перелет из Москвы в Калининград и обратно, а еще одному из них дорогу профинансировала туристическая фирма.

Неправильно подходить к бизнесменам и постоянно говорить про социальную ответственность. Задача бизнеса – зарабатывать деньги и платить налоги, задача государства – сделать страну доступной за счет этих налогов. Нам не всегда нужны бесплатные билеты в музей, нам нужен выбор. Вы сделайте пандус, а мы по нему заедем и сами купим билет.

Источник http://www.forbes.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *