Стволовая клетка. В евразийском формате

9695152_69045

1-й Евразийский конгресс «Трансплантация стволовых клеток»

Высшим пилотажем в медицине, формирующим новую экономику, назвал Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович клеточные технологии, открывая в Минске 1-й Евразийский конгресс «Трансплантация стволовых клеток»

Встреча собрала почти 300 ученых и врачей-практиков из более чем 20 стран мира, в т. ч. Германии, Англии, Италии, Японии, Польши, Чехии, России, Казахстана.
Масштабность представительства — признание развития в нашей стране этого перспективного направления. Свидетельство тому и статистика: трансплантационная активность в Беларуси составляет около 150 процедур в год на 10 млн населения — лучший показатель на
постсоветском пространстве (для сравнения: в России, где работает 15 трансплантационных центров, — всего 45 процедур на 10 млн населения).
Тем не менее в ведущих европейских странах цифра вдвое выше, и именно на нее следует ориентироваться отечественным
специалистам, подчеркнул Премьер-министр. Правительство намерено и далее оказывать поддержку научным разработкам в данной сфере. Важно не допустить коммерциализации клеточных технологий, а сделать их доступными для любого гражданина.

Пересадка костного мозга — под знаком юбилея

Конгресс приурочен к 20-летию первой трансплантации костного мозга в Беларуси. Михаил Мясникович неслучайно лично приветствовал ученых: в начале 1990-х он стоял у истоков развития клеточных технологий в стране. В качестве почетных гостей на мероприятии присутствовали представители общественных организаций и руководители, которые оказывали финансовую и организационную помощь при создании и становлении Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга на базе 9-й ГКБ Минска. Среди них — бывший министр здравоохранения Василий Казаков, представитель немецкого фонда Красного Креста Ричард Йоханнес.

Первопроходцам всегда нелегко. Бессменный руководитель центра Анатолий Усс хорошо помнит, каких волнений стоила первая трансплантация. Ее наши специалисты должны были выполнять вместе с коллегами из Германии. Но те не смогли прилететь: из-за погоды отменили рейс. А за сутки до ответственной даты у больного развился рецидив лейкоза. В таком состоянии процедура противопоказана. Что делать? Все предоперационные мероприятия осуществлены: забраны клетки у родственного донора, подготовлен трансплантат, проведена высокодозная химиотерапия… Если процедуру отменить — пациент умрет в ближайшие сутки.

На свой страх и риск врачи приступили к трансплантации…

Благодаря их смелости и профессионализму мужчина прожил еще три года. Находясь в ремиссии, он, по профессии дизайнер, разработал эмблему центра.
Сегодня у многих, кто вошел в когорту первых трансплантированных, уже подрастают внуки. А всего в центре проведено более тысячи трансплантаций костного мозга и стволовых клеток.
Пересадка костного мозга включена в стандарты терапии. Позволяет лечить лейкозы, гемобластозы и иные тяжелейшие заболевания крови, против которых бессильны другие методы. Результаты работы высоко оценили специалисты за пределами страны: с 2007 года Республиканский центр гематологии и пересадки костного мозга находится в составе трансплантационного комитета Европейского сообщества.
1997 год ознаменовался очередным прорывом в развитии: создан РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, который активно занимается пересадкой кроветворных стволовых клеток детям. За это время его сотрудники провели более 650 трансплантаций при онко- и других гематологических заболеваниях.
По словам директора центра Ольги Алейниковой, потребности
юных граждан Беларуси удовлетворены полностью: ежегодно выполняют более 50 трансплантаций. Более того, сотрудники медучреждения помогают спасать жизнь детей из соседних государств (всего 55 процедур, большинство которых — аллогенные).

Регистр доноров: закон больших цифр

Лучше всего приживаются в организме стволовые клетки, полученные из собственных тканей, а также от родственников-доноров, как правило, родных братьев и сестер. К сожалению, белорусские семьи в основном малочисленные. И из-за этого только около 30% пациентов, нуждающихся в трансплантации, удается осуществить родственную пересадку. Создание регистров доноров — один из путей решения проблемы. В высокоразвитых государствах подобные базы данных включают миллионы людей. При этом поиск и активация доноров для иностранцев стоит от 15 тыс. до 20 тыс. евро.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «Завтра встанешь и пойдешь!» Можно ли в экзоскелете сходить за хлебом

В прошлом году в Беларуси появился национальный регистр (в европейских странах на его формирование уходят десятки лет, а нам хватило 2 года).
Директор РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Геннадий Хулуп рассказал, что сегодня база включает свыше 14 тыс. доноров стволовых клеток, в т. ч. почти 6,5 тыс. — типированных по 2-му классу. Вероятность быстрого поиска нужного трансплантационного материала (он должен подходить по нескольким десяткам параметров) выросла. Только в текущем году по 40 заявкам 9-й ГКБ и РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии подобран 161 донор, из них 5 полностью соответствовали требованиям HLA (системе генов тканевой совместимости).

Базу нужно пополнять. Согласно международным подходам, для эффективного подбора одного неродственного донора в идеале нужно располагать 50 тысячами типированных кандидатов.

— Мы много работаем по привлечению населения для донорства костного мозга, — говорит Геннадий Хулуп. — И наш основной надежный резерв — доноры крови. Это люди, которые регулярно проходят необходимые обследования, ведут здоровый образ жизни, поэтому легче исключить риск забора клеточного материала с инфекцией или не соответствующего другим важным требованиям.

Увеличить количество доноров гемопоэтических стволовых клеток планируется благодаря регионам. На базе областных станций переливания крови организуются лаборатории HLA-типирования.

— Необходимо объединить данные Беларуси, России, Казахстана, Украины и стран Западной Европы, создав единый евразийский регистр доноров стволовых клеток, — уверен Геннадий Хулуп. — Доступ к общей базе будет выгоден всем государствам, где занимаются клеточными технологиями.
Предложения об интеграции неоднократно звучали из уст отечественных и зарубежных докладчиков и в отношении центров, занимающихся непосредственно трансплантацией. Предстоит рассмотреть эффективные методики взаимодействия и обмена опытом специалистов в этой сфере.

Мезенхимальные клетки: первый опыт

Большинство докладов участников конгресса касались кроветворных (гемопоэтических) клеток. Они широко применяются в клинической практике. Но ряд ученых представили исследования по мезенхимальным стволовым клеткам. Последние являются предшественницами всех специальных клеток в организме и способны превращаться в клетки хрящевых, мышечных, нервных, костных и других тканей. Такое уникальное свойство делает возможности лечения с их применением поистине безграничными. Если мезенхимальные клетки специальным образом выделить, сохранить, нарастить, а затем пересадить в больную ткань, они будут активно делиться и восстановят ее даже после тяжелейших повреждений.

Область научных интересов проректора БелМАПО, доктора мед.наук, профессора Юрия Гаина — реконструктивно-восстановительная хирургия. Под его руководством сотрудниками БелМАПО и НАН Беларуси разработаны методики клеточной терапии хронических ран.

Стволовые клетки, взятые из жировой ткани самого пациента, выступили в качестве вспомогательного, но очень эффективного компонента двух сложных биотехнологических конструкций для восстановления целостности кожных покровов. Одна из них содержит амниотическую мембрану, взятую у здоровой родильницы, вторая — синтетический гидрогель поливинилового спирта с включением природных полисахаридов. В составе данных биотехнологических конструкций создаются оптимальные условия для сохранения композита стволовых клеток, их переноса и успешной трансплантации. Подготовка — сложнейший процесс, зато само лечение чрезвычайно простое: материал наносится в виде аппликации на раневую поверхность в стационаре «хирургия одного дня» или даже в амбулаторных условиях.

Вначале лечебныйбиотрансплантат апробировали на лабораторных животных: повреждения кожи у всех полностью зажили. Затем технологию применили в клинике у пациентов с хроническими ранами, не поддающимися традиционному лечению: трофическими язвами, сложными дефектами кожных покровов после неудачной аутодерматопластики с отторжением трансплантата и проч.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В РФ создали аналог зарубежного препарата от СМА. Оригиналом могли обеспечить всех детей, но помешал негласный запрет Минздрава

У всех больных кожа восстановилась полностью, причем на пострадавших местах стали заново отрастать волосы. Только у одной женщины с поражением голеней на фоне диабета ткани обновились на 82%, но это связано с ее отказом от коррекции инсулином основного заболевания.

— Мы убедились, что использование клеточных технологий чрезвычайно эффективно для заживления самых сложных ран, где традиционное лечение не дает нужного результата, — комментирует Юрий Гаин. — Поэтому планируем дальнейшие экспериментальные и клинические исследования по разработке «клеточных» методов заживления кишечных свищей, восстановления структуры и функции сфинктеров прямой кишки и мочевых путей, лечения гастроэзофагеальнойрефлюксной болезни и другой патологии.

Перечень заболеваний, которые лечат с применением мезенхимальных клеток, в Беларуси растет. С помощью клеточных технологий специалисты пытаются управлять рассеянным склерозом, инфарктом миокарда, сердечной недостаточностью, инсультом, болезнями Паркинсона и Альцгеймера. Стволовые клетки используют при тяжелых наследственных недугах, патологии эндокринной системы, печени, ЖКТ и др.

В начале 1990-х немецкий фонд Красного Креста выделил Беларуси для строительства отделения пересадки костного мозга на базе 9-й ГКБ Минска 50 млн марок.

Пациенты, которым спасли жизнь, и врачи помнят об этом.

Из рук министра здравоохранения Василия Жарко благодарственное письмо — представителю организации Ричарду Йоханнесу.

Ученым есть что обсудить и в кулуарах. Слева направо: директор немецкого центра трансплантационной иммунологии профессор ЯнисМитилинеос (J.Mytilineos), директор Общереспубликанского регистра доноров костного мозга Германии профессор Карлхайнц Мюллер, руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга Анатолий Усс.

Конгресс собрал мировых светил в области трансплантации стволовых клеток. Была организована лекция профессора из США Джона А. Баррета. Правда, дистанционная, по скайпу. Зато белорусские специалисты теперь знают, как выглядит человек, по чьим учебникам постигали азы пересадки костного мозга основоположники данного направления в нашей стране Анатолий Усс и Ольга Алейникова.

Благодаря прорывным методикам улучшается демографическая ситуация. Как отметил министр здравоохранения Василий Жарко, общая пятилетняя выживаемость больных гемобластозами достигла 60%, что соответствует европейским показателям, а количество умерших от этих недугов за 5 лет снизилось на 19% (среди трудоспособных — на 26%).

Внедрение клеточных технологий дает и экономический эффект. Например, затраты на трансплантацию костного мозга у пациентов с лейкемией на треть ниже, чем на многолетнюю программную терапию.

Прогноз развития клеточных технологий

s000317_470873Эра регенеративной медицины неизбежна

Борис Афанасьев,
директор клиники
«Институт детской
онкологии, гематологии
и трансплантологии
им. Р. М. Горбачевой»
(Россия), доктор мед.наук, профессор

Ценность клеточных технологий не только в том, что это весьма эффективная процедура. Она влечет за собой активное развитие иммунологии, генетики, других медицинских и биологических наук.

Проведение Евразийского конгресса по трансплантации стволовых клеток в Беларуси оправданно. На постсоветском пространстве ваша страна — лидер. Положительные сдвиги наблюдаю на Украине, динамично развивается в этом плане Казахстан. Начинают интересоваться стволовыми клетками в других среднеазиатских государствах. На мой взгляд, то, что все рано или поздно будут вовлечены в трансплантационную науку, — неизбежно.

Наши страны объединяет общая проблема — поиск неродственных доноров; над регистрами надо работать, и Беларусь в этом отношении движется быстрее.

В России есть дефицит трансплантационных коек. Их в десятки раз меньше, чем в США или Германии. И нам предстоит стимулировать их появление в каждом федеральном округе, обращать на это внимание правительства.

Очевидна четкая зависимость между состоянием страны, валовым продуктом на душу населения и трансплантационной активностью. По мере улучшения экономического положения будет расти и количество трансплантаций.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «В поисках „вешалок“ ездят по деревням и колхозам». Перегонщик рассказал, как ищут льготников для растаможки авто

Специалистам следует доступно и грамотно объяснять широкой публике суть трансплантационных технологий, чтобы не формировать необоснованного негативного мнения. К сожалению, не совсем честные исследователи и производители зачастую манипулируют названиями методик-новинок. К примеру, внушают людям, будто могут излечить все. Или рекламируют стволовые клетки как средство омоложения.

Однозначно, что перечень патологий, поддающихся клеточной терапии, значительно расширится; многие медикаменты будут вытеснены. Сейчас использование мезенхимальных клеток в качестве самостоятельного трансплантата находится в самом начале развития. Пока они хороши только в комбинации с другими биопродуктами. И в клиническую практику их следует внедрять осторожно, тщательно изучая и перепроверяя методики воздействия на органы и ткани.

s000317_151766Стандартизация
и кооперация

Анатолий Усс,
руководитель Республиканского центра гематологии
и пересадки костного мозга 9-й ГКБ Минска

Сотрудникам нашего центра предстоит решить несколько задач. Первая — это стандартизация всех протоколов лечения патологии кроветворения, в т. ч. технологий трансплантации стволовых клеток. Вторая — внедрение клеточных технологий для повышения эффективности лечения других заболеваний. Третья — развитие материальной базы: назрела необходимость в строительстве нового гематологического модуля. И четвертая — кооперация с ведущими мировыми центрами в области научных исследований, поиске и подборе доноров стволовых гемопоэтических клеток.

s000317_983117Не панацея,
а объект для внимательного изучения

Игорь Волотовский,
академик НАН Беларуси,
научный руководитель программы Союзного государства «Стволовые клетки»

К мезенхимальным клеткам нельзя относиться как к панацее, это пока только старт большой и слаженной работы ученых и практиков. При тяжелых системных заболеваниях, при которых дегенеративные изменения в организме уже набрали темп (например, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона), можно добиться улучшения, но не радикального лечебного результата.

s000317_872729Не забывать о банках
пуповинной крови

Александр Еленский,
врач-реаниматолог Могилевской областной детской больницы

На мой взгляд, нужно развивать и такой источник гемопоэтических клеток, как банки пуповинной крови. Пока в Беларуси собрано незначительное количество образцов. Лелею профессиональную мечту о том, что в скором будущем врачи нашей страны будут активно использовать пуповинную кровь для спасения больных.
Очень полезным для меня оказался доклад ученого из Чехии — профессора Петра Седлачека, который рассказал об опыте применения пуповинной крови в лечении малышей.

 

s000317_295688Мы только начинаем

Килян Омарова,
директор Научного центра педиатрии и детской хирургии (Казахстан)

Маленькие пациенты с тяжелыми заболеваниями крови, их родители воспринимают трансплантацию стволовых клеток как единственный шанс остаться жить. И мы, врачи, надеемся увеличить количество трансплантаций, в т. ч. аллогенных. К сожалению, в нашей стране нет регистра доноров, поэтому материал приходится запрашивать за рубежом. Поддерживаю идею создания единого для постсоветского пространства банка данных.
Трансплантацию гемопоэтических клеток детям в нашей стране мы внедрили 1,5 года назад, когда был введен новый корпус со специализированным отделением. На счету 9 таких пересадок, причем 2 первые мы выполнили вместе со специалистами из белорусского РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии.

s000317_430096У Беларуси серьезные
перспективы

Лариса Менделеева,
заместитель генерального директора по науке и инновациям Гематологического центра Минздрава России

Искренне рада успехам белорусских коллег. Участие в конгрессе позволило мне убедиться, что трансплантологическая служба Беларуси не только твердо стоит на ногах, но и имеет серьезные перспективы развития.
К слову, у нашего центра большой опыт и аллогенных, и аутологичных трансплантаций. Первую классическую пересадку костного мозга сотрудники нашего центра выполнили еще в 1979 году.
Трансплантация костного мозга — не самоцель, а эффективный этап лечения онкогематологических заболеваний. Именно благодаря стволовым клеткам при ряде гемобластозов удается достичь биологического излечения.

Источник: http://www.medvestnik.by/ru/issues/a_9672.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *