Вопрос-Ответ: Социальная поддержка населения

Вопрос: Какие меры социальной защиты установлены законодательством Республики Беларусь бывшим узникам фашизма?

Ответ: Правовой статус и меры социальной защиты бывшим узникам фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшим несовершеннолетним узникам иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны (далее — бывшие узники фашизма) установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (далее — Закон).

Законом бывшие узники фашизма, наряду с членами семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий, отнесены к категории граждан, пострадавших от последствий войн.

Статьей 24 Закона бывшим узникам фашизма в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие государственные социальные льготы, права и гарантии:

повышение размеров пенсий и льготное налогообложение в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» время нахождения узников, в том числе детей, в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания) учтено в двойном размере в стаж при назначении пенсии. Кроме того, на основании статьи 68 Закона им установлено ежемесячное повышение размера пенсии на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

безвозмездная передача в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых ими жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на себя и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

пользование при выходе на пенсию организациями здравоохранения, к которым они были прикреплены в период работы (службы), если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь;

первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, первоочередная госпитализация.

Наряду с участниками Великой Отечественной войны бывшим узникам фашизма предоставлено право лечения в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны.

В соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года от 12 марта 1993 года бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляется право бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) на воздушном, железнодорожном, водном или междугородном автомобильном транспорте либо по желанию бывшего узника проезд с 50-процентной скидкой по оплате стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта по талонам установленного образца, выдаваемым органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение.

Вопрос: Какие новые средства реабилитации включены в 2016 году в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации и на основании каких документов будет осуществляться их выдача?

Ответ: В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 № 1722 «О Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» (в редакции от 29.04.2016) в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации включено 11 новых средств реабилитации, из них 4 (приспособление для купания детей; приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; купальник (купальный костюм) для крепления протеза молочной железы; ступеньки к ванне) будут выдаваться органами по труду, занятости и социальной защите, а 7 (катетеры для самокатетеризации, глюкометр с речевым сопровождением функций, наружная часть системы кохлеарной имплантации (речевой процессор), аппараты для искусственной вентиляции легких, электроотсосы, зонды для энтерального питания, катетеры для санации) — организациями здравоохранения.

Указанными средствами реабилитации будут обеспечиваться инвалиды 1 и 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет бесплатно и на льготных условиях на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Вопрос: Как часто могут пересматриваться тарифы на социальные услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения?


Ответ
: В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите, включены в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.

Порядок формирования регулируемых цен и тарифов установлен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.

В соответствии с Инструкцией цены (тарифы) на товары (работы, услуги) определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Периодичность пересмотра цен (тарифов) на товары (работы, услуги), в том числе и на социальные услуги, оказываемые территориальными центрами социального обслуживания населения, законодательно не закреплена.

Вопрос: Расскажите, что за планы разрабатываются комиссиями по предоставлению государственной адресной социальной помощи? Что они собой представляют и какие последствия невыполнения таких планов?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» при вынесении решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни районной комиссией по предоставлению государственной адресной социальной помощи при необходимости разрабатывается план по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи.

В такой план включаются мероприятия с учетом конкретной ситуации для решения объективных проблем, которые мешают повысить уровень доходов семьи, и в основном касаются трудоустройства.

При повторном обращении за указанными пособиями в случае невыполнения такого плана по необъективным причинам комиссия уполномочена принимать решение об отказе семье в предоставлении помощи.

Вопрос: Я инвалид 1 группы и мне в связи с заболеванием необходима ортопедическая обувь. Подскажите, можно ли ее заказать и где?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722 (далее – Положение), инвалиды 1 и 2 группы обеспечиваются ортопедической обувью бесплатно один раз в календарном году, за счет средств местных бюджетов.

На основании Положения, при наличии индивидуальной программы реабилитации инвалида либо заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в ортопедической обуви Вы можете заказать ее в РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (его филиалах) в соответствии с регистрацией по месту Вашего жительства (места пребывания).

Вопрос: Инвалид III группы по медицинским показаниям нуждается в ортопедической обуви. Каким образом можно ее получить?

Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, в денежной (наличной или безналичной) форме, без учета доходов семьи, в размере стоимости технического средства социальной реабилитации.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Налог в 60 раз больше дохода: почему белорусским льготникам выставляют счета на астрономические суммы

Заявление о предоставлении социального пособия на оплату средств реабилитации подается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации инвалида III группы. К заявлению дополнительно прилагаются:

документ, удостоверяющий личность заявителя;

удостоверение инвалида III группы;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Необходимо отметить, что социальное пособие предоставляется инвалидам III группы не только для обеспечения ортопедической обувью, а также для приобретения: ортезов верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы), ортезов туловища (корсеты, бандажи, спиноголоводержатели, жесткие пояса), слуховых аппаратов, тест-полосок для определения сахара в крови, шприцов инсулиновых, а для женщин и протезов молочной железы с лифами.

Вопрос: Имеет ли право на получение кресла-коляски с электроприводом инвалид II группы вследствие общего заболевания?

Ответ: Подпунком 10.1 пункта 10 Положения о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722 «О государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» (далее – Положение), предусмотрено обеспечение инвалидной коляской с электроприводом инвалидов I группы и детей-инвалидов в возрасте с 16 до 18 лет.

В соответствии с Положением постановка на учет, распределение и обеспечение инвалидов креслами-колясками, в том числе и с электроприводом, осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Креслами-колясками инвалиды обеспечиваются в порядке очередности, определяемой в зависимости от даты подачи заявления.

Учитывая изложенное, инвалиды II группы право на бесплатное обеспечение креслом-коляской с электроприводом в соответствии с указанным постановлением не имеют.

Вопрос: Обязательно ли органы по труду, занятости и социальной защите должны обследовать материально-бытовые условия проживания перед принятием решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощью, обязательно проводится в следующих случаях.

  1. Если заявитель обратился за единовременным социальным пособием и не представил документальных подтверждений нахождения в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность. В таком случае специально созданная для этих целей комиссия обязательно проводит обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи) для установления указанной трудной жизненной ситуации.
  2. Если заявитель обратился за ежемесячным и (или) единовременным социальным пособием и по указанному им адресу проживают несколько семей (граждан), которые имеют общий лицевой счет, но ведут раздельное хозяйство, либо заявитель указывает состав семьи, который не соотносится с реальной ситуацией (сведениями из достоверных источников). В таком случае специально созданная для этих целей комиссия обязательно проводит обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи) для установления факта раздельного или совместного ведения хозяйства с другими семьями (гражданами).
  3. В ситуациях, когда заявитель скрывает сведения и (или) представляет недостоверные сведения о доходах, принадлежащем ему и членам семьи имуществе на праве собственности, о составе семьи, месте жительства, иных сведений, с которыми связано право на предоставление государственной адресной социальной помощи и (или) от которых зависит ее размер. При установлении указанных фактов сокрытия и (или) представления недостоверных сведений такие граждане (семьи) лишаются права на обращение за государственной адресной социальной помощью в течение двенадцати месяцев, начиная с месяца принятия решения об отказе в предоставлении государственной адресной социальной помощи.

Вопрос: При наступлении каких жизненных ситуаций можно получить государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия?

Ответ: Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи, понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, которые можно отнести к трудной жизненной ситуации, является открытым.

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

Вопрос: Может ли дополнительно предоставляться государственная адресная социальная помощь в виде единовременного социального пособия, если семьей (гражданином) реализовано право на получение ежемесячного социального пособия?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 41) семьи (граждане) имеют право на одновременное предоставление различных видов государственной адресной социальной помощи при наличии условий их предоставления.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) на основании двух условий:

среднедушевой доход семьи (гражданина) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала;

наличие трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).

При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

При соблюдении указанных выше условий, комиссия по оказанию государственной адресной социальной помощи местного исполнительного и распорядительного органа может принять соответствующее решение о предоставлении семье (гражданину) единовременного социального пособия.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Беларуси соцобслуживание хотят внести в страховой стаж для назначения пенсии. Какие нюансы?

Вопрос: Включается ли в совокупный доход семей (граждан), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, размер полученной ими материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?

Ответ: Согласно подпункту 9.24 пункта 9 Положения о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2012 г. № 274 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41», в среднедушевой доход семьи (гражданина), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, размер полученной ими материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь включается.

Вопрос: С какого месяца вести отсчет 12 месяцев для отслеживания очередного права на предоставление семье (гражданину) ежемесячного социального пособия? Например, когда семья (гражданин) будет иметь право на очередное ежемесячное социальное пособие, если ей (ему) такая помощь в 2013 г. назначалась не сразу на 6 месяцев, а на два месяца в три этапа (февраль-март, июнь-июль, сентябрь-октябрь 2013 г.)?

Ответ: В изложенной выше ситуации отсчет 12 месяцев начинается с месяца первичного обращения семьи (гражданина) за ежемесячным социальным пособием, т.е. с февраля 2013 года.

Семья получает очередное право на предоставление ежемесячного социального пособия с февраля 2014 года.

Вопрос: С какого месяца семья (гражданин) будет иметь право на очередное единовременное социальное пособие, если ей (ему) предоставлялось единовременное социальное пособие в ноябре 2013 года?

Ответ: Отсчет года для предоставления единовременного социального пособия производиться с 1 января по 31 декабря.

В изложенной выше ситуации семья (гражданин) получит право на очередное предоставление единовременного социального пособия с 1 января 2014 года.

Вопрос: В семье воспитывается ребенок-инвалид. По закону мы имеем право на материальную поддержку государства для покупки памперсов. Однако нам было отказано в помощи в связи с тем, что памперсы были приобретены в России. Подскажите, правомерно ли нам отказали?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим 4 степень утраты здоровья, нуждающимся по медицинским показаниям в подгузниках.

«Подпунктом 2.33.2 пункта 2.33 перечня административных процедур, осуществляемых государственными и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» определено, что для получения такого пособия гражданами предоставляются документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь.

Таким образом, данное социальное пособие предоставляется на основании соответствующих документов (кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону и др.) на подгузники, приобретенные в Республике Беларусь.»

Вопрос: Кто устанавливает цены на социальные услуги, оказываемые территориальными центрами социального обслуживания населения?

Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите, включены в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35).

Вопрос: Куда следует обращаться в случае нуждаемости в социальном обслуживании на дому?

Ответ: По вопросам предоставления социального обслуживания и социальных услуг необходимо обращаться в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – центры), функционирующие во всех административных районах республики. В центрах работают специализированные отделения, в том числе отделения социальной помощи на дому, срочного социального обслуживания и другие.

Условия предоставления социального обслуживания (бесплатно, на условиях частичной либо полной оплаты) зависят от материального и семейного положения граждан (определены Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11).

Бесплатно социальные услуги предоставляются:

малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам (семьям)

На условиях частичной оплаты:

одиноким нетрудоспособным гражданам (семьям), среднедушевой доход которых не превышает 200 процентов утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

На условиях полной оплаты:

остальным нетрудоспособным гражданам.

В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11:

к нетрудоспособным гражданам относятся дети- инвалиды в возрасте до 18 лет, завершившие освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; инвалиды 1 или 2 группы; неработающие граждане, достигшие 60-летнего возраста,имеющие право на государственную пенсию;

к малообеспеченным гражданам (семьям) относятся граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату подачи заявления об оказании социальных услуг;

одинокими признаются нетрудоспособные граждане, не имеющие совершеннолетних детей, супругов и родителей, не являющихся инвалидами 1 или 2 группы, не достигших возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.

Вопрос: Какими видами социальных услуг может воспользоваться инвалид первой группы?

Ответ: Для оказания социального обслуживания и социальных услуг инвалидам и пожилым гражданам в системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют стационарные (80 домов-интернатов трех типов) и нестационарные (146 территориальных центров социального обслуживания населения) учреждения социального обслуживания.

Территориальные центры социального обслуживания населения (далее – центры) предназначены для оказания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разнообразных видов социальных услуг с учетом их нуждаемости, а также в соответствии с показаниями и противопоказаниями к обслуживанию, которые определяются учреждениями здравоохранения.

С этой целью в структуре центров открываются специализированные отделения: первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, срочного социального обслуживания, социальной помощи на дому, социальной адаптации и реабилитации, дневного и круглосуточного пребывания.

Так, гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и передвижению и не имеющим противопоказаний к обслуживанию, социальные работники отделений социальной помощи на дому оказывают социально-бытовые, социально-медицинские и другие виды социальных услуг (доставка на дом продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в уборке квартиры, оплата жилья и коммунальных услуг, доставка воды, топлива и картофеля из хранилища и т.п.), предоставляют необходимую информацию по вопросам социального обслуживания и социальной помощи, организуют социально-бытовое обслуживание предприятиями торговли и другие услуги.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Пациент погиб после введения генного препарата для лечения миодистрофии Дюшенна

Отделениями срочного социального обслуживания центров предоставляются разовые социальные услуги на дому. Также для граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению, предоставляются услуги сиделки.

В отделениях социальной адаптации и реабилитации можно воспользоваться услугами психолога.

В сельской местности для нетрудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не могут проживать самостоятельно, в центрах функционируют отделения круглосуточного пребывания. Здесь гражданам предоставляется жилье с комплексом материально-бытового обеспечения, в том числе трехразовое питание, создан благоприятный микроклимат, проводятся санитарно-гигиенические и реабилитационные мероприятия, лечение, организуется уход, культурные мероприятия и досуг проживающих.

Для молодых инвалидов, в том числе и для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерства образования, в центрах создаются и функционируют отделения дневного пребывания для инвалидов, обеспечивающие инвалидам возможность развития трудовых навыков, занятий по интересам и досуга.

Работа центров с пожилыми людьми включает в себя организацию их культурного досуга, привлечение пожилых людей к общественно-полезной деятельности. В этих целях в центрах созданы кружки и клубы по интересам, где люди старшего поколения занимаются прикладным искусством, сохраняя народные традиции самодеятельного творчества и ремесла, развивая свои таланты и способности.

За подробной информацией необходимо обращаться в центр по месту жительства.

Вопрос: С 1 января 2013 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании». В чем суть и основные отличия новой редакции?

Ответ: Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания» от 13 июля 2012 г. № 427-З принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (далее – Закон).

Положения Закона направлены на совершенствование правового регулирования в области социального обслуживания. Определена система социального обслуживания, дано определение ряда новых терминов в области социального обслуживания (”государственный социальный заказ“, ”социальная услуга“, ”социальный проект“), регламентированы права и обязанности граждан в области социального обслуживания, уточнено основание оказания социальных услуг – наличие трудной жизненной ситуации, перечень видов социальных услуг, раскрыто их понятие, а также установлены новые виды социальных услуг.

Например, услуги сопровождаемого проживания, которые включают в себя оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни, а инвалидам – в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение.

Ещё один новый вид социальных услуг – это услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки) – освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

Кроме того, Законом установлено, что местные исполнительные и распорядительные органы могут дополнительно вводить другие виды социальных услуг.

Вопрос: Каков порядок зачисления на социальное обслуживание на дому?

Ответ: Для зачисления на социальное обслуживание на дому необходимо письменно обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения (далее – центр) по месту фактического проживания, представив: документ, удостоверяющий личность; документ установленного образца о праве на льготы; медицинскую справку о состоянии здоровья гражданина.

Работники центра в течение трех рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций: сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения; справку о месте жительства и составе семьи; сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается в течение пяти рабочих дней после получения необходимых документов (сведений).

Вопрос: Я одна воспитываю ребенка. Отцовство установлено, но отношений с отцом ребенка давно не поддерживаю. Когда я обратилась за ежемесячным социальным пособием, мне сказали, что я должна обратиться в суд за взысканием алиментов на ребенка, а затем за помощью. Подскажите, правомерно ли это?

Ответ: Действительно, с 1 января 2014 года в законодательство по государственной адресной социальной помощи внесены изменения и дополнения, в том числе дополнены условия предоставления ежемесячного социального пособия.

Так, с 1 января 2014 года такое пособие не предоставляется семьям, в которых родитель не реализовал свое право на получение в соответствии с законодательством алиментов. В соответствии со статьей 91 Кодекса о браке и семье родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Таким образом, прежде чем обратиться за государственной адресной социальной помощью в виде ежемесячного социального пособия, родитель, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети, обязан предпринять меры по привлечению к содержанию детей другого родителя.

Вопрос: С 2014 года за получением социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников необходимо обращаться 4 раза в течение года. Расскажите, в связи с чем было принято такое решение?


Ответ:
С 1 января 2014 года государственная адресная социальная помощь в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц в размере, не превышающем 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума (БПМ), действующего на дату принятия решения о предоставлении такого пособия. Общий размер предоставляемого пособия в год не изменился и составляет 6-кратный размер БПМ.

Внесение изменений в законодательство в части увеличения периодичности предоставления социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников было вызвано многочисленными обращениями граждан.

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» получение такого пособия возможно только при предоставлении документов, подтверждающих факты приобретения подгузников (чеки). Чтобы накопить достаточное количество чеков для получения пособия в максимальном размере, необходимо длительное время. В связи с этим на практике имели место случаи, когда назначить пособие не представлялось возможным в связи со смертью заявителя, хотя и было накоплено необходимое количество чеков.

С целью повышения доступности социальной поддержки для граждан с заболеваниями в стадии декомпенсации было принято решение о повышении периодичности получения государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников с 2 до 4 раз.

Источник http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_1475923866

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *