Рейтинг@Mail.ru
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДА-КОЛЯСОЧНИКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДА-КОЛЯСОЧНИКА

1375863219_orazovanie-glavnaya_result

Вузов, приспособленных для обучения людей с ограниченными физическими возможностями в нашей стране практически нет

Детский сад — средняя — университет. Логичная цепочка для обычного гражданина нашей страны… Что делать, если вы немного «выбиваетесь» из рамок? Если вы отличаетесь от обычного гражданина способом передвижения?

Всего лишь коляска… Факт. Но факт упрямый. Что делать? Детский сад меняем на бабушек-дедушек-родителей. Школа — на дому. Университет — … С этим сложнее. Вузов, приспособленных для обучения людей с ограниченными физическими возможностями, в нашей стране практически нет. Тем не менее люди учатся, работают. Кто, где, как? Возможность трудоустройства?

Пытаясь разобраться в ситуации, обращаемся к человеку который явно должен быть «в теме». Сергей Дроздовский, председатель Центрального совета ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников».

— К сожалению, мы не владеем статистикой. Трудно сказать, сколько колясочников учится сегодня в вузах Беларуси. В любом случае, это единицы. Тем более, не приходится говорить о тех, кто смог трудоустроиться по специальности. Конечно, мы стремимся создать базу данных по студентам-колясочникам. Были бы рады сотрудничеству с ними в этом направлении, а также можем оказать юридические консультации колясочникам, желающим поступить в вуз.

Единицы… Исключения из правила… Знакомьтесь, студент- (в БГПУ имени Танка) все-таки найден. Точнее — студентка. Екатерина Суховеева. Красавица, умница и очень интересная девушка из Бобруйска. Будущий .

— Катя, почему именно психология?

— Стать психологом я решила давно, где-то в седьмом классе… Просто почувствовала, что это мое, и сейчас понимаю — не ошиблась.

— Сложно было поступить в университет?

ПО ТЕМЕ:  Консолидация общества важна при решении проблем инвалидов - Минтруда

— Проблемы начались сразу же. Хотелось поступить на бесплатную форму обучения, но заочники могли учиться бесплатно только при наличии опыта работы по специальности. У меня имелся опыт: я официально работала специалистом в организации инвалидов-колясочников — с людьми по телефону… В университете полистали какой-то справочник и сказали: «Не подходит. Нужен опыт помощника воспитателя (нянечки) или помощника библиотекаря». Понятное дело, это не для меня. И я год переписывалась с разными ведомствами ( образования, потом Верховный суд), взывая к здравому рассудку, просила сделать для меня исключение.

— Сделали?

— Мне отвечали как-то запредельно: «Девушка, учитесь дистанционно», — не учитывая, что это тоже платно… Или: «Учитесь очно. Вам создадут условия». Юмористы, по-другому не скажешь. Какие условия? В моем университете узенький (втиснуться возможно далеко не на всякой коляске), который не всегда работает и никогда не поднимается на последний этаж, где у нас, к слову, часто бывают тесты в компьютеризированном кабинете.

— Как все решилось? Ты ведь стала студенткой…

— Все случилось на местном уровне. Я обратилась к городским властям. Они вникли в ситуацию и ответили: «Поступайте платно. Поможем материально». А еще было тестирование. Я записалась сдавать историю Беларуси на белорусском. Оказалось, на белорусском сдают на третьем этаже здания без лифта. Я долго объясняла организатору: не дам себя нести туда, потому что меня 10 минут назад чуть не уронили, поднимая на крыльцо. Он спорил, чуть ли не ругался. Я настаивала. Оставались считанные минуты до начала процесса тестирования, нервы были взвинчены. Проблема решилась так: мне спустили бланк.

ПО ТЕМЕ:  Диагнозу вопреки. Инструктор по плаванию из Бобруйска помогает детям с тяжёлыми заболеваниями

— Были такие казусы и во время поступления?

— Когда мы подавали заявление на поступление, с нас запросили справку, которой не имелось. Было два выхода: не поступать или слезно умолять ректора принять без бумажки. Пришел ректор — выяснилось, что справка вовсе не нужна. Женщина, принимавшая документы, просто не посмотрела внимательно…

— Как у тебя скла дыв а ются отношения с преподавателями, студентами?

— С преподавателями — хорошо, никогда никакой дискриминации. Часто общаемся с деканом (Людмила Владимировна Фенкевич). С одно-группниками замечательно — общение, взаимовыручка, дружба.

— Ты сделала это, поступила! Какие трудности на 3-м курсе?

— И сейчас, и раньше основная проблема — жилье. Квартиру не снимешь, общежития не дадут, а если бы и дали, оно в другом конце города, добираться на нескольких автобусах для меня нереально. Живем в гостинице. Это очень удобно: там пандусы для коляски, просторный лифт и, главное, в пяти минутах пешком до университета. Очень удобно — просто не хватает средств на жилье. По сравнению с бытовыми проблемами, проблемы учебного процесса незначимы. Радостей, конечно, тоже много. Сейчас предметы уже связаны с практикой — это интересно. Очень яркий момент: сдавала эссе по социальной психологии, в котором в качестве эпиграфа взяла несколько строк Е. Евтушенко (мой любимый поэт). Оказалось, профессор Яков Львович Коломинский эти стихи знает и тоже любит. Мы сидели и декламировали Евтушенко вместе. Было здорово!

— Перспектива трудоустройства. Кем бы ты хотела работать, получив диплом?

ПО ТЕМЕ:  Терпи, но бери белорусское. Как детям-инвалидам выписывают бесплатное, но бесполезное оборудование

— В моем Бобруйске городские власти очень положительно относятся к моей активной жизненной позиции. Уже задумывались, куда меня можно устроить, но без диплома — никуда. Нужно доучиться. Мне бы хотелось попробовать разные виды деятельности, связанные с психологией: поработать на телефоне доверия, попробовать себя в тренинге и со временем, возможно, преподавать психологию (диплом позволяет, там будет указано «Психолог. Преподаватель психологии»). Я понимаю, подходящую работу найти будет нелегко, но, главное, возможно.

— Здорово, что местные власти вникли в твою ситуацию: такую позицию нечасто встретишь! А встречаются ли люди не из Бобруйска, желающие помочь?

— Да, на свете много заме-чательных людей! Я очень благодарна сотрудникам Белорусского детского хосписа и Клубу жен послов и дипломатов за решение многочисленных проблем. Например, в гостинице нам не давали места, пока хоспис не применил дипломатию, а женщины из клуба помогают платить за мою учебу.

Катя любит поэзию и сама пишет поразительно красивые стихи (пока — в свой блог в Интернете http:// blogs.mail.ru/mail/ somnolienta/)… У нее есть строчки:

Я люблю, когда ночью ливень,

И люблю, когда в дождь стихи,

Меня мучает четкость линий,

Я в портретах ищу штрихи.

Я люблю, когда утро туманное,

Я люблю говорить: «Не грусти!»

И последнее, самое странное:

Когда больно… люблю я расти.

И этот человечек из-за тупой упертости некоторых чиновников пропустил год учебы после школы?! Впрочем, она действительно выросла за этот год. А кто-то продолжал деградировать дальше.

ДАРЬЯ ЛИС

http://www.sn-plus.com/socium/257-2009-10-28-21-10-11.html

Похожие сообщения

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите правильный ответ: *