Безбарьерная среда?!.. 2007-2010

Минск. Выходит на финиш Государственная программа о безбарьерной среде на 2007-2010 годы. Судя по отчетам столичных чиновников, реализуется она более чем успешно – планы перевыполняются, бюджетные миллиарды осваиваются.

«Госпрограммой было определено, что к 2011 году 45% объектов социальной инфраструктуры столицы должны быть приспособлены к доступу физически ослабленных людей. А на 1 января 2010 года таких объектов в городе было уже 58%, – заявил журналистам в начале апреля председатель Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Анатолий Ражанец. – Безбарьерными в столице стали 995 объектов, то есть 121% от запланированного».

Ражанец сообщил, что за 2007-2009 годы только на установку пандусов, понижающих бордюров, поручней при входе в здания, расширенных входных дверных блоков, специальных лифтов ушло 368,8 миллиарда рублей.

По словам чиновника, в Минске созданы условия для беспрепятственного передвижения инвалидов по городу, соответствующие европейскому уровню.

Однако сами люди на колясках утверждают: белорусской столице еще очень и очень далеко до уровня даже провинциальных европейских городов.

– Те из нас, кто попадает в Европу, удивляются, через некоторое время обнаружив, что попросту забыли о коляске, – говорит председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Сергей Дроздовский. – К сожалению, в Минске позволить себе такую роскошь, как передвижение по городу без посторонней помощи, практически невозможно.

К сооружению, «безбарьерных» объектов в нашей стране в большинстве случаев подходят формально, подсчитывая в отчетах лифты и пандусы и не задумываясь о том, кто и как ими будет пользоваться.

Значительная часть установленных в Минске пандусов имеет слишком большой наклон. Въехать по ним на коляске без посторонней помощи неподготовленному человеку очень сложно, а самостоятельный спуск и вовсе может быть опасен для жизни. Тем более, что нередко держаться за перила можно только одной рукой – со второй стороны их просто нет.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «Созданы все условия для комфортного проживания». В Озаричах открыли дом-интернат для пожилых и инвалидов

Сергей Дроздовский рассказывает, что инвалиды неоднократно предлагали минским чиновникам самим сесть на коляску и попробовать съехать по такому спуску. Однако те отказываются.

Но даже в местах, где все сделано в соответствии с правилами, «безбарьерные» объекты зачастую оказываются просто бессмысленными. Как, например, пандусы на спусках в метро. На большинстве станций, за исключением недавно построенных, инвалид не сможет попасть дальше турникета: чтобы попасть на платформу, нужно преодолеть ступеньки.

– Недавно начальник метрополитена с гордостью рассказывал о безбарьерной среде в метро, – говорит инвалид-колясочник Борис Бочковский. – Но что толку от этого, если оборудованными для инвалидов лифтами можно пользоваться только в строго установленное время? И если человек, попав в поезд на одной «безбарьерной» станции, не сможет выйти на большинстве других? Ведь в метро человек идет, чтобы попасть в нужное место, а не чтобы спуститься и подняться, продемонстрировав эффективность нововведений.

Борис работает инструктором в Центре реабилитации инвалидов – помогает людям с ДЦП улучшить свое здоровье через спорт. Для его «коллег» — колясочников такие занятия тоже были бы полезны. Но они не проводятся – человеку с коляской чрезвычайно сложно попасть в здание Центра, расположенного по улице Воронянского, из-за высоких бордюров, которые нужно преодолевать, передвигаясь по этому району.

Бордюры – огромная проблема для инвалидов столицы. Когда они достигают 12-13 сантиметров вместо положенных 5, съехать с них на коляске невозможно: приходится фактически спрыгивать. Для подъема на такой бордюр большинству инвалидов требуется помощь посторонних.

 

Еще одна проблема – высота ступенек многих зданий. Если она превышает 12 сантиметров, даже пустая коляска, которую помощник инвалида пытается поднять или спустить, норовит сорваться и покатиться вниз.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Разница — шесть лет, но он считает ее мамой. Как солигорчанка стала семьей для инвалида с ДЦП

Тем не менее, именно такие ступеньки строятся на входе во многие учебные и культурные заведения.

 

Городской транспорт совершенно не приспособлен для инвалидов. Низкопольные автобусы, закупленные в рамках госпрограммы, ситуацию не меняют: их слишком мало, ходят они крайне редко, никакой информации о том, в какое время и на каком маршруте появится такой транспорт, получить невозможно. К тому же самостоятельно попасть в такой автобус и выйти из него инвалиду все равно сложно: мешают бордюры на остановках. Понижающих уровней (мест, где бордюр спускается под небольшим углом, чтобы дать возможность проехать коляске) в городе не хватает.

– На протяжении всего проспекта Независимости от Парка Челюскинцев до Площади Независимости есть только два места, где я могу перейти дорогу, – говорит Сергей Дроздовский. – При этом видно, что в некоторых местах к понижению бордюров подошли просто издевательски. Так, на площади Якуба Коласа с одной стороны улицы сделан удобный скат. А на противоположной стороне человек, пересекающий дорогу на коляске, упрется в высокий бордюр. И окажется в очень затруднительной ситуации, причем посреди проезжей части.

 

С учетом специфики дорог и транспортной инфраструктуры, едва ли ни единственным способом передвижения по городу для инвалида-колясочника является автомобиль. Но даже те, кто может позволить себе ездить на собственной машине, постоянно сталкиваются с барьерами.

Чтобы выйти из машины и пересесть в коляску, инвалиду требуется больше места, чем обычному автомобилисту. Поэтому им необходимо специально отведенное место на парковке, где машины ставились бы не так плотно. В последнее время парковки для инвалидов стали появляться перед новыми торговыми, медицинскими и культурными объектами. Но использовать их по назначению практически невозможно – они всегда плотно заставлены машинами граждан, без сомнения паркующихся под знаком с инвалидной коляской. Сотрудники ГАИ такие нарушения, как правило, игнорируют.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Пинске ищут льготников для растаможки квадроциклов. Комментарии налоговой и милиции

 

Добраться хотя бы до автомобиля под силу тоже далеко не каждому инвалиду.

– Хотя у меня есть машина, уже два года я смотрю на нее из окна, – рассказывает Ольга, несколько лет ведущая переписку с коммунальными службами и администрацией своего района. – Я могу спуститься на лифте на первый этаж своего дома, но чтобы выйти на улицу, мне нужно преодолеть лестничный марш. Мои родители – пожилые люди, и состояние здоровья уже не позволяет им носить коляску вместе со мной по довольно крутым ступеням.

 

Сначала в ответ на просьбы молодой женщины, потерявшей способность ходить, коммунальщики установили имитацию пандуса – съемный деревянный настил на металлических блоках.

– Он был настолько тяжелым, что поднять или опустить его в одиночку мог не каждый здоровый мужчина, – рассказывает Ольга. – Моих проблем он не решал, а соседям действительно мешал. Но я не понимаю позиции чиновников, которые в ответ на просьбы заменить ступени перед лифтом покатым бетонным полом предлагают мне «подумать о других людях». Ведь так было бы удобнее не только мне, но и мамам с детскими колясками, людям с велосипедами или тяжелой ношей, пожилым людям.

Пример удачного решения проблемы. Елена Гук сумела добиться оборудования своего подъезда удобным современным пандусом.

Лестничные марши к лифтам и подъезды без лифтов являются непреодолимой преградой для большинства инвалидов.

– Около 90% колясочников практически не выходят из дома именно по этим причинам. Они фактически замурованы в своих квартирах, – говорит Сергей Дроздовский. – Пока эта проблема не начнет решаться, разговоры о создании безбарьерной среды останутся пустыми словами.

Говори правду

5 комментария(ев) к “Безбарьерная среда?!.. 2007-2010

  1. О чем они отчитываются… Могу сказать, что не более 30 %, а то и еще меньше сделано. Да блин, даже в новых районах не могут построить дорожки без бордюра, пример, те же Брилевичи, что мешает сразу все сделать как надо, чтобы потом не переделывать. Более половины дорожек с бордюрами выше 5, а то 10 см.

  2. Такое чувство, будто все чиновники работают ради галочки в документах, мол "просьбы и пожелания учтены и созданы все условия для решения этих вопросов" — такое чувство, что это писал хронический ДЕБИЛ а не госслужащий выбраный народом. Я в обращении к администрации Советского района просил установить пандусы до лифта — итог: ПАНДУС К ДОМОФОНУ(поперек норм и стандартов, по нему нереально забраться даже с разгона) а на 7 ступенек до лифта отписка "противоречит нормам пожарной безопасности" я в следующем письме завел речь о подьемнике — оказалось наше государство нищеее. (Хотелось бы узнать куда делась партия белорусских истребителей???) И как власти будут смотреть в глаза ветеранам ВОВ? — ведь этих пожилых людей лишили льготного строительсвтва аккурат на их праздник — в конце апреля 2010 года. Если так они берегут свое наследие то что говорить о нас — людях в колясках. Вобщем полная лажа с конвенцией ООН. Думайте сами….

  3. Спасибо автору за поднятую тему.
    Построили квартиру на ул. А.Гаруна Лифт начинается со 2 этажа. Чтобы подняться на 1 этаж необходимо преодолеть 7 ступенек, высота которых 20 см. Нет поручня. Такого даже в советские времена не строили.
    Была на приеме у Ражанца говорила об этом..
    Все что говорят очень долеко от реальных дел.

  4. "Бордюры – огромная проблема для инвалидов столицы. Когда они достигают 12-13 сантиметров вместо положенных 5", — для чего спрашивается 5 см бордюра? Кому это нужно, как этот норматив объясняется? Неужели нельзя сделать самое простое — вровень с дорогой его сделать. Что за "умник" выдумывает эти нормативы?

  5. Всё хорошо только на бумаге… а на деле всего приходится добиваться самим. Но одно хорошо — если долго бороться, то можно добиться успеха :). Строю квартиру и были проблемы с планировкой и пандусом через балкон… чуть больше чем за полгода выбили положенное у местных чиновников.

Добавить комментарий для xXx Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *