Гари Карп: с легкостью жонглера

Гари Карп – всемирно известный лектор, корпоративный тренер по вопросам инвалидности и трудоустройства, автор трех книг (одна из них – «Жизнь на колесах: руководство от А до Я как жить с проблемами мобильности». Как вам название?), журналист (даже бывший исполнительный редактор журнала «SCI Life»), эксперт в области современной инвалидности. Потому что сам Гари передвигается на инвалидной коляске.

4 июля 1973 года (в День независимости США) 18-летний Гари получил травму, упав с дерева. Он сломал 2 позвонка, повредил спинной мозг. С тех пор он больше не ходил. Но 7 недель в Реабилитационном институте Мичигана, которые он провел за тяжелым трудом (по его собственному выражению!), вернули силу и устойчивость.

Гари Карп закончил Технологический университет Лоуренс в родном Саутфилде, Мичиган, где стал лидером студенческого общества Американского института архитекторов. Открыв в себе страсть к графическому дизайну, проработал 11 лет в области компьютерной графики – сначала художником, а затем директором и вице-президентом.

В ноябре 2007 года Гари Карп введен в Зал славы инвалидов как педагог-ментор по вопросам инвалидности. Он путешествует по всем Соединенным Штатам с выступлениями по вопросам реабилитации и лечебной физкультуры. А еще Гари – известный музыкант и жонглер, у него вышел CD оригинальной гитарной музыки, он включает свои жонглерские номера в свои выступления в качестве спикера.

Гари печет хлеб, играет в нарды и участвует как гитарист в блюзовых джем-сейшн. Сейчас живет в Фениксе, Аризона, вместе со своим лабрадором-ретривером Трилби. Там и застали его вопросы нашего корреспондента, на которые Гари рад был ответить.

– Как вы научились жонглировать?

– Это было в 1988 году, через 15 лет после травмы. Мой сосед, с которым я подружился, подарил мне билет на шоу фестиваля Международной ассоциации жонглирования в Сан-Хосе, Калифорния. Мне так это понравилось, что я попросил его научить меня жонглировать 3 мячами. До этого у меня был безуспешный опыт обучения, а мой друг сказал мне, что с помощью своего метода он научит меня. На следующий вечер я усвоил основной жонглерский трюк – каскад. За один день!

– Как часто вы тренируетесь?

– Я тренировался жонглировать мячами самостоятельно каждый день. Но мой друг был знаком со значительной группой жонглеров из Бэй Эриа, Северная Калифорния, и они проводили регулярные еженедельные встречи в спортзале около церкви. Я стал постоянным участником этих встреч. Я думаю, что жонглеры были заинтригованы человеком на инвалидной коляске. Я наблюдал выполнение крутых трюков, которые хотел освоить, начиная с обратных бросков, бросков над головой и так далее. Я начал наращивать свой репертуар, и мне были нужны советы мастеров.

– Какие трюки и жонглерский реквизит вы уже освоили? Чему бы хотели научиться?

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Чемпионка Беларуси по спортивным танцам на колясках Ирина Минюк стала мамой во второй раз

– По мере того как улучшалось мое жонглирование тремя мячами, мой друг начал обучать меня жонглированию в паре. Я сомневался, смогу ли научиться жонглировать тремя булавами, не говоря уже о перекидывании ими в групповом жонглировании (это непросто даже полностью здоровому человеку, умеющему хорошо жонглировать). На этих еженедельных встречах собирались действительно крутые жонглеры, и все, что они выполняли, выглядело практически невозможным для меня. Но я был настойчивым. Один из моих учителей присел в кресло, чтобы повторить мое положение и приспособить этот трюк под меня. Постепенно я стал частью национального жонглерского сообщества США.

– Какая польза от жонглирования для инвалидов-колясочников?

– Я более заинтересован в пользе от жонглирования в общем, чем в отдельности для колясочников (хотя некоторые моменты особенно полезны для них). Во-первых, это весело! Во-вторых, улучшается пространственное восприятие человеком своего тела, улучшается координация и ловкость. Самая большая польза, во всяком случае, лично для меня, в том, что ты получаешь опыт обучения навыку, которому не верил, что научишься.

Я никогда не думал, что смогу преуспеть в жизни без способности ходить. Но я превозмог эти мысленные ограничения, и теперь моим сомнениям не так просто остановить меня.

В жонглировании падение предмета (неудача) и отношение к этому – очень важный момент. По мере того как мы разучивали новые групповые комбинации жонглирования в Паоло Альто, предметы падали снова и снова. Но мы старались проанализировать каждый раз, что мы делали неправильно. Снова и снова, пока наконец у нас не стало получаться 5-6 раз чистых выполнений групповой жонглерской комбинации. Какой это невероятный прилив удовлетворения!

– Расскажите интересные истории, связанные с вашим занятием жонглированием.

– Я еще и музыкант, играю на гитаре. В ходе национальных и международных фестивалей у нас бывает много возможностей для выступлений, в том числе на ночных шоу. Я выступал на открытии жонглерского шоу в честь 50-летия Международной ассоциации жонглирования. То, что ты попал в это сообщество и тебя тепло встречают в нем, было невероятно! Я приобрел много лучших друзей в своей жизни благодаря жонглерскому сообществу.

Я много путешествую, и мячи для жонглирования всегда в моем багаже. И когда я встречаю детей, иногда я достаю эти мячи. Детям нравится, как я жонглирую, и они осознают, что человек с инвалидностью совсем не страшен, и что у нас есть такие же таланты и интересы, как у любого другого здорового человека.

Я могу с уверенностью заявить, что я выполню жонглерский трюк, который не сможет повторить никто в этой Вселенной (скромно, я знаю). Он стал моим коронным: я делаю стойку на задних колесах инвалидной коляски с помощью одной руки, продолжая жонглировать двумя мячами во второй. Затем, продолжая выполнять стойку на задних колесах, я меняю руки.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Без спермы и яйцеклетки: ученые вырастили полную модель человеческого эмбриона, неотличимую от настоящего.

– Как вы писали свои книги?

– У меня вышло три книги и пять их изданий. Одна из этих книг «Выбираем инвалидную коляску» выросла из главы в моей первой книге «Жизнь на колесах: от активного пользователя колясок», 1999. Следующую книгу я напечатал самостоятельно – «Инвалидность и искусство поцелуя: техники и ответы по истинной природе интимности». Моя книга «Оттуда сюда: Истории приспособления к травме позвоночного столба», 2004 – это сборник эссе, соредактором которого вместе с моим другом д-ром Стэнли Кляйном я был. Тираж уже раскуплен, но ее по-прежнему можно приобрести в интернет-магазине Amazon в формате электронной книги. Тиражи? Точно несколько десятков тысяч экземпляров!

– Сколько человек посетило ваши семинары?

– Сложно оценить. Много-много тысяч людей. Больше десяти лет меня поддерживал Фонд Кристофера и Даны Ривз, чтобы я проводил занятия по реабилитации и лечебной физкультуре в университетах, а также в реабилитационных центрах. Я выступал для многих частных компаний, включая Microsoft, Chevron, различных государственных учреждений.

После одного из таких выступлений в Лос-Анджелесе, спонсируемого Фондом Ривз, мне сообщили, что меня ожидает женщина. Когда я подошел к ней, она вытащила несколько фотоснимков, которые я сразу же узнал: я на каждом фото еще будучи подростком. У нас были соседи с двумя маленькими детьми, с которыми я сдружился и часто фотографировался. Было особенно приятно, что она пришла на мое выступление, потому что я получил травму в то время, когда жил с ними по соседству, и она знала меня, еще когда я мог ходить. И затем она увидела, что я возвращаюсь домой на инвалидной коляске, веду полноценный образ жизни – я тот же Гари, каким был и раньше.

– Какое отношение обычных здоровых людей к инвалидам-колясочникам в США?

– Жители США, в общем, достаточно хорошо относятся к инвалидам, так как мы стали непрерывно и активно появляться в обществе с внедрения реабилитации после тяжелых травм, способствовало производство все лучших колясок и особенно использование скошенных бордюров, доступных парковочных мест, туалетов и так далее. Улучшение стало еще заметнее после издания закона о запрете любой формы дискриминации американцев-инвалидов в 1990 году.

Но даже при всем этом нам еще предстоит долгий путь от идеи инвалидности как медицинского случая и образа массы людей, которым нужна забота, к новой модели независимости и адаптации. Эта модель лежала в основе всего, что я сделал. Активная жизнь с инвалидностью – это не такая уж и редкость, и степень ограниченности инвалидов определяется либо малодоступной средой проживания, недостатком ресурсов, либо же убежденность, будто, чтобы адаптироваться к инвалидности и принять ее, нужно быть на редкость героическим человеком.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Паралич побеждён: помог искусственный спинной мозг

Инвалидность уже воспринимается не как ограничение, а как возможность.

– Посоветуйте, как заработать больше денег инвалиду-колясочнику?

– Инвалид-колясочник может зарабатывать деньги, используя общие для всех людей принципы. Вот приблизительный чек-лист вопросов:

Что интересует тебя, чему ты сможешь научиться и в чем ты сможешь стать одним из лучших (по крайней мере, попробуй это сделать, несмотря на свои сомнения)?

В чем ты можешь совершенствоваться?

Где ты сможешь найти менторов, которые помогут тебе на пути к успеху?

Что находится в пределах досягаемости для твоих возможностей, физически или морально, но в то же время вне твоей зоны комфорта?

Это не обязательно должно быть связано с технологиями. Мне кажется, чтобы регулярно зарабатывать хорошие деньги, у тебя должно быть любимое занятие, страсть. А также терпение.

– Вы комфортно себя ощущаете в безбарьерной среде в США?

– В США мы больше не используем термин «безбарьерная среда». У нас предпочитают термин «универсальный дизайн», или, по крайней мере, «доступный дизайн». Мы пришли к этому через применение скошенных бордюров. Оказалось, что многие другие люди, не считая инвалидов-колясочников, выиграли от такого решения: работники служб доставки, родители с детьми в колясках, велосипедисты и так далее.

Во времена моей травмы, в 1973 году, многие объекты были малодоступными, и я был благодарен, что я могу жить без искусственных преград на моем пути.

Нужно по-прежнему решить много вопросов доступности, но они больше касаются мелочей, таких как конструкции ручек в душе в гостиничных номерах, приспособленных для проживания инвалидов, ковры со специальными свойствами, позволяющими по ним ездить на колясках, двухдверные съемные машины. Самым большим вопросом остается доступный дизайн жилья: по-прежнему маленький выбор, если собираетесь снимать или покупать жилье.

– Дайте, пожалуйста, инвалидам из Беларуси советы, как стать успешными в жизни.

  1. Верь в себя как личность. Не зацикливайся на убеждении, что тебя определяет только твоя инвалидность – это не так. И это дает тебе возможности стать еще лучше, если ты готов принять эту часть себя.
  2. Будь готов меняться. Продолжай учиться и слушать себя и других людей, позволь меняться и развиваться твоим убеждениям – даже тем, которые ты считал абсолютной правдой.
  3. Будь приятным человеком. Чтобы так делать, тебе не обязательно изменять своим мыслям и чувствам. Просто не нужно быть грубым по отношению к людям.
  4. Продолжай защищать независимость инвалидов и бороться за большую доступность всех сфер для них в твоей стране.
  5. Слушай музыку Анто́ниу Ка́рлоса Жоби́на)))

Источник http://www.wmeste.by/?p=23134

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *