«Я должен поинтересоваться, на какой остановке пассажир в коляске хочет выйти». Как в Словакии реализуется безбарьерная среда в общественном транспорте

В начале этого года мой отец решился на серьезные перемены: уехал жить и работать из Беларуси в Словакию. Там он управляет городским автобусом, путешествует в ближайшие города и осваивает новый язык. Мы часто переписываемся и созваниваемся, отец рассказывает про особенности жизни в Братиславе — в том числе и про положение людей с инвалидностью. «Вместе!» Алексей Камко рассказал, как в общественном транспорте Словакии реализуется безбарьерная среда и насколько ситуация отличается от белорусских реалий.

Ремни безопасности и кнопки для колясочников

Братислава – старый европейский город, который помнит времена коронаций, венгерских монахов и Чехословакии. Сейчас тут живет около полумиллиона людей, они ведут активный и современный образ жизни, чувствуют себя по-европейски свободно.

«У нас в городе можно часто встретить людей в колясках, которые спокойно прогуливаются, активно пользуются общественным транспортом. Это возможно, как мне кажется, из-за удобства: человеку с инвалидностью легко быть мобильным, когда для этого созданы все условия», – рассказывает Алексей.
В обязанности водителей городского транспорта (автобусы, троллейбусы и трамваи) входит не только набор понятных задач, но и обеспечение удобной перевозки людям с ограниченными возможностями.

Салоны общественного транспорта в Братиславе также оборудованы ремнями безопасности для людей в колясках. Это уменьшит вероятность травм во время резких торможений и непредвиденных ситуаций.

«Если я подъезжаю к остановке и вижу на ней человека в инвалидной коляске, то начинаю действовать следующим образом. Когда колясочник передвигается с сопровождающим, то этот человек может помочь –
мне лишь остается опустить пандус. Но если пассажир в коляске передвигается самостоятельно, то сперва он должен поднять руку, тем самым дав мне сигнал. Я подъезжаю как можно ближе к бордюру, также опускаю пандус, но уже сам выхожу из автобуса и помогаю человеку заехать в салон. В мои обязанности также входит поинтересоваться, на какой остановке пассажир планирует закончить поездку: это поможет быстро сориентироваться на нужной остановке. Хотя автобусный салон оборудован специальной кнопкой, предназначенной именно для людей с инвалидностью. После ее нажатия ко мне в кабину поступает сигнал, что «особенный» пассажир хочет покинуть транспортное средство», – делится Алексей.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Выдаются средства реабилитации. Какая ещё помощь предусмотрена для инвалидов?

Весь общественный транспорт в Братиславе низкопольный, что упрощает процесс попадания в салон людей на колясках. Кроме того, внутри транспортного средства есть специальное пространство для того, чтобы колясочникам было удобнее расположиться.

А что со слабовидящими пассажирами?

«Передние места в общественном транспорте предназначены для слабовидящих пассажиров. Более того, там же могут располагаться собаки-поводыри в специальных опознавательных жилетах. Люди с инвалидностью по зрению могут рассчитывать на такую же помощь со стороны водителя, как и колясочники. Интересно и то, что в мои обязанности входит информирование слабовидящего о номере маршрута. Несмотря на то, что автобусы оборудованы информационными мониторами и звуковым оповещением текущей и последующей остановок, я должен лично при посадке уточнить у слабовидящего пассажира необходимый ему номер маршрута и остановку, на которой он планирует выйти», — рассказывает Алексей Камко.

Пешеходные переходы в Братиславе оборудованы светофорами, которые становятся звуковыми после активации. Еще они позволяют определить направление перехода.

На маршруте, на котором работает коллега моего отца Виталий, был постоянный пассажир в коляске. На плече у мужчины всегда была небольшая собака. И вот в один день, когда Виталий помогал этому пассажиру с посадкой, то заметил, что мужчина впервые без своего четвероного друга. Водитель спросил, куда делся пес, а мужчина ответил, что собаку сбила машина. Пассажир был очень польщен тем, что его не только запомнили, но еще и поинтересовались такими вроде бы небольшими фактами его жизни.
Белорусские пандусы в автобусах: где они?

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Законопроект по вопросам соцобслуживания и соцвыплат принят во втором чтении

За свою жизнь отцу довелось поработать в Гомеле и в Москве в сфере пассажирских перевозок, поэтому у него есть возможность сравнить то, как обстоят дела в разных городах и странах с безбарьерной средой.

Сравнивая подход к реализации безбарьерной среды, он отмечает, что в странах СНГ транспортники только приходят к европейским моделям работы с людьми с инвалидностью:  «Я могу судить лишь по тому, насколько велик процент пассажиров с особыми потребностями. В Словакии людей с инвалидностью, активно пользующихся общественным транспортом, в разы больше. Хотя я общаюсь со своими бывшими коллегами из Беларуси и России, и они уверяют, что потихоньку в транспортную систему внедряются автобусы и троллейбусы, оснащенные элементами безбарьерной среды. Другое дело, что пока их крайне мало. Быть может, это одна из причин, по которой наши соотечественники с инвалидностью не так активно пользуются общественным транспортом», – резюмирует Алексей.

Александра Камко
Фото из личного архива Алексея Камко

Источник Вместе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *