Купе для инвалидов: как путешествовать на поезде с комфортом

Высокая платформа, узкие двери и коридоры – раньше забраться в вагон поезда колясочнику было нереально. Единственный выход – занести на руках. А потом двое-трое суток провести в тесном купе или плацкарте с необорудованными туалетами. Поездка на поезде для человека с инвалидностью была испытанием.

Но всё изменилось. Сегодня РЖД предлагает клиентам специализированные купе, оборудованные подъемником, с расширенными проходами и отдельным туалетом. В этой статье я расскажу вам следующее:

  • Что такое купе для инвалидов?
  • Кто имеет право проезда в нём?
  • Как купить билеты в такое купе?

Вагон №9

На российских железных дорогах курсируют порядка 300 вагонов с купе для инвалидов. Как правило, такие вагоны имеют порядковый номер 9. Также встречаются № 7, 10, 15 и другие.

Раньше эти вагоны включались в составы фирменных поездов. С 2011 года признак «фирменности» с местами, предназначенными для пассажиров с ограниченными возможностями, т.е. использующих для передвижения коляски, убрали.

С перечнем поездов, в состав которых включаются спецвагоны, можно ознакомиться здесь. Как видите, список довольно большой, а география обширная.

В своё время РЖД презентовала специализированные купе как «купе, где есть всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем». Обещали подъемники, широкие проходы, поручни и удобный туалет.

 По задумке РЖД купе должно выглядеть так
По задумке РЖД купе должно выглядеть так

Обещание частично сдержали. Занавесок, конечно, нет. Полки и кресла бывают весьма потрёпанными – зависит от того, насколько новый вагон. Но в остальном не обманули.

Подъёмник позволяет попасть в вагон, не вставая с коляски, что особенно удобно на станциях с низкой платформой.

Из тамбура вы попадаете в небольшой коридор: по правую руку от вас будет туалет, а чуть дальше – само купе.

Коридор
Коридор

Двери в оба помещения намного шире стандартных. Затем коридор сужается и начинается «обычный вагон» с ещё 6 купе.

Двери
Двери

Само спецкупе чем-то напоминает СВ, только вместо двух нижних полок – нижняя и верхняя. Внимание! Это неудобно, если ваш сопровождающий не может забраться на верхнюю полку. В этом случае рациональнее взять нижнюю полку в соседнем, «обычном», купе.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «Сломала ногу, упав с велосипеда». Как теперь живет Лиза Краюхина, родители которой писали письмо Трампу

Спальная полка имеет регулируемые подголовники, то есть может трансформироваться в любое удобное для инвалида положение (сидя, полулежа, лёжа). На стене прикручены поручни, чтобы переворачиваться. Также полка имеет специальный бортик, который можно поднять, дабы ненароком не свалиться, если поезд сильно качнёт.

Можно сидеть прямо на коляске — места хватит
Можно сидеть прямо на коляске — места хватит

Напротив спальных мест стоит  кресло. С виду весьма комфортабельное, с подлокотниками. Чтобы пересесть на него, на стене также есть поручень. Но можно обойтись и без кресла. Лично я предпочитаю оставаться в коляске. Купе действительно широкое, коляску необязательно складывать и убирать – место для прохода остаётся.

В купе есть розетка, кнопка вызова проводника и табло, информирующее о времени, температуре и свободен ли туалет.

Выключатели, радио, кнопка вызова проводника
Выключатели, радио, кнопка вызова проводника

Туалет действительно удобный. Такая же широкая дверь, как и в купе. Унитаз с поручнем, к раковине  можно подъехать на коляске, есть горячая вода. А вот гигиена в нём полностью зависит от проводников.

Туалет
Туалет

Мне встречался вагон, где проводники закрывали туалет для колясочников не только во время санитарных зон, но и по всему пути следования, и открывали его только по моей просьбе. С одной стороны – хлопотно. Но с другой – в туалете чисто, есть жидкое мыло и освежитель воздуха.

Раковина удобная, если смеситель обычный, а не «поездной»
Раковина удобная, если смеситель обычный, а не «поездной»

В вагоне, где проводники не следили за туалетом для пассажиров с инвалидностью, в него ходили ВСЕ, часто используя как курилку (сами понимаете – в тамбуре нельзя, а до станции дотерпеть ну никак нельзя). Соответственно, уровень брезгливости при посещении такого туалета зашкаливает.

В целом, купе для инвалидов – это огромный шаг вперед для российской железной дороги. Да, не номер-люкс, но всё же гораздо комфортнее обычного купе и тем более плацкарта.

Кто может ездить в спецкупе?

Согласно информации с сайта РЖД, «проезд пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению в поездах дальнего следования осуществляется в специализированные купе».

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Беларуси инвалид взял микрозаем в 7200 рублей — и едва не лишился жилья

Ограниченные способности к самостоятельному передвижению имеют не только колясочники, но и, к примеру, инвалиды по зрению. В купе, кстати, есть таблички с текстом на языке Брайля.

Напрашивается вывод, что в спецкупе могут ездить и слепые, но на практике ходячему незрячему человеку практически нереально приобрести билет в такое купе. РЖД придерживается позиции, что данные купе служат для перевозки ТОЛЬКО инвалидов-колясочников.

Вагоны со спецкупе железнодорожники иногда называют «штабными»
Вагоны со спецкупе железнодорожники иногда называют «штабными»

Как купить билет?

Алгоритм прост.

Шаг 1. Смотрим перечень поездов, приведённый выше. Выясняем, ходит ли поезд до нужного города.

Шаг 2. Прокладываем маршрут, выбираем дату поездки. На мой взгляд, удобнее всего это делать через «Яндекс.Расписания».

Помочь с маршрутом и проконсультировать по датам отправления/прибытия поездов могут также специалисты единого информационно-сервисного центра РЖД – 8 (800) 775-00-00.

Шаг 3. Покупаем билеты.

Билеты в спецкупе начинают продаваться, как и в обычные, за 45 суток до отправления поезда с пункта формирования состава. Лучше забронировать или приобрести проездные документы в тот же день, когда они поступили в продажу (если вы планируете поездку заранее). Помните: купе для инвалидов в каждом поезде только одно. Билеты можно приобрести в ж/д кассе вашего города или забронировать на сайте РЖД. Сторонние электронные системы бронирования зачастую не показывают места для инвалидов.

Внимание! При отсутствии в поезде вагона со специализированными местами, такой вагон может быть включен в состав поезда по заявке пассажира. Заявки рассматриваются индивидуально исходя из технических возможностей. Такую заявку рекомендуется подавать ДО начала продажи билетов на поезд.

Стоимость, как для инвалида, так и для сопровождающего, такая же, как место в обычном купе. Если вы не отказались от льгот и не получаете монетизацию, то проезд будет бесплатный при поездке к месту лечения (и обратно) и при предъявлении талончика из Соцзащиты .

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «Завтра встанешь и пойдешь!» Можно ли в экзоскелете сходить за хлебом

Какие нужны документы?

«Для оформления проездного документа в специализированное купе, пассажир должен предъявить в билетную кассу документы, подтверждающие его инвалидность и ограничение способности к самостоятельному передвижению – индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую федеральным учреждением медико-социальной экспертизы или иной документ с отметкой о необходимости обеспечения техническими средствами медицинской реабилитации».

Переводя на русский, чтобы купить билет, вам потребуются:

  • паспорт;
  • розовая справка;
  • ИПР.

Последнюю обычно спрашивают, если билеты приобретает сопровождающее лицо. Если приехать в кассу лично, ИПР, как правило, не смотрят.

 Путешествие на поезде с комфортом
Путешествие на поезде с комфортом

Центр содействия мобильности

Центр содействия мобильности – это служба, помогающая пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Реально крутая и реально работающая услуга!

Сотрудники этой службы:

  • помогают садиться в поезд;
  • переносят багаж или сдают его в камеру хранения;
  • провожают на парковку, в комнату отдыха и т.д.;
  • оказывают информационную поддержку.

8-800-510-11-11 – запомните этот телефон. Это номер Центра содействия РЖД. По нему вы можете:

  1. Забронировать билет в спецкупе;
  2. Сделать заявку на включение в состав поезда специализированного вагона;
  3. Получить справочную информацию;
  4. Сделать заявку на обслуживание на вокзале.

Для этого нужно позвонить по указанному номеру не менее, чем за 3 суток, и предупредить, что такого-то числа в такое-то время на такой-то станции вам нужна будет помощь. Прибыв на вокзал, вам нужно подойти к дежурному по вокзалу. Он вызовет нужных сотрудников и будет сопровождать вас, пока вы не сядете в поезд.

По личному опыту: служба работает отлично. Видно, что сотрудники наловчились: умеют управлять коляской, не боятся взять инвалида на руки (при необходимости). При этом доброжелательны и вежливы. А всё потому, что, позвонив по всё тому же телефону, на нерадивых сотрудников можно пожаловаться… а хороших поблагодарить. ;)

Мне не трудно, а им денежка :)
Мне не трудно, а им денежка :)

 

Настя Радужная

Источник http://invatravel.ru/

Один комментарий к “Купе для инвалидов: как путешествовать на поезде с комфортом

  1. Спасибо за статью. Данное купе, действительно, преимущественно для инвалидов-колясочников, Но за 10 дней (240 часов) до отправления его может купить и сопровождающий с ребёнком — инвалидом. Мы завтра так поедем. Ребёнок грудной после операции, имеет инвалидность. Про взрослых (совершеннолетних) инвалидов я не знаю, но информацию можно уточнить в контакт — центре. Молодцы. Очень хорошо сделали!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *