Особый театр — театр, где роли исполняются, а иногда и режиссируются, людьми с ограниченными физическими возможностями и особенностями развития, то есть попросту — имеющими инвалидность. С лёгкой руки Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», появившегося на творческом небосклоне в 2000-м году и с тех пор трижды собиравшего особенных артистов под свои знамёна, это явление часто так и называется — протеатр.
Про (лат. pro) — рядом, около, перед, сообразно. Таких «особых» мастерских на сегодняшний день в России более ста, они давно уже существуют и в других странах. Под девизом «Искусство не знает преград» (интересно, что в немецком языке слово Behinderung обозначает и преграду, и инвалидность) особые театры входят в современную культуру.
Часто люди, лишённые каких-либо физических качеств, оказываются творчески состоятельными натурами — не имеющие возможности слышать или говорить, могут потрясающе выражать свои чувства посредством пластики, мимики и жестов, люди с интеллектуальной недостаточностью или нарушениями опорно-двигательного аппарата успешно реализовывают себя через эмоциональную сферу. Может, в отношении протеатра и сложно говорить о высоком профессионализме, цели у него другие. Важнее то, что культурное пространство способно вместить в себя и данный феномен, расширить свои границы как со стороны людей с инвалидностью, так и со стороны «обычного» общества. Для артистов — это всегда процесс роста, развития, включения в мир. Они учатся сценическому самоощущению, преодолению страха перед зрителем, естественному выражению эмоций. Протеатр — это, прежде всего, шаг в направлении к социальной реабилитации. Юлия Романова, заведующая информационным центром библиотеки им. Гоголя, рассказывает, как лет пятнадцать назад в нашем Драматическом театре проходили гастроли театра «Пиано». «Маленький принц» в исполнении глухих детей потряс новокузнецких зрителей, показал, как много могут люди с ограниченными возможностями. Теперь, немало лет проработав с людьми, имеющими инвалидность, Юлия Сергеевна сама помогает им осуществлять сценические задумки.
Так в Новокузнецке возник театр миниатюр «Крылья». Маленький коллектив энтузиастов, пробующих себя на театральных подмостках. За несколько лет творческой жизни в их репертуаре появился ряд инсценировок сказок и музыкально-литературных композиций: «Молитва» (посвящённая Лидии Варес, стоящей у истока творческого тандема библиотеки и «Крыльев»), «Живи», «Посвящение матери», по произведениям Маршака и Шергина — «Старуха, дверь закрой» и «Мартынка».
Свои постановки они показывают на уроках толерантности для школьников и студентов, для молодых ребят из «Церкви на камне», преодолевающих свою пагубную страсть — наркоманию, выступают в клубах гоголевки, на Артбате. На «Весеннем коктейле», недавно прошедшем в центральной библиотеке, они представили новое творение — «Бродячий театр». Название, правда, рабочее, но отражает суть — это спектакль о вагантах. Идея и сценарий принадлежит Наталье Гниденко, актрисе данного протеатра:
— Надо сказать, что последнее представление наших «Крыльев» состоялось два года назад, потом был перерыв. А недавно мне в руки попался томик средневековой поэзии. Бродяги-трубадуры, ваганты, миннезингеры, а по сути — школяры-студенты, переходившие из одного университета в другой, восхваляют в стихах радости любви и винопития. Я подумала, что сюжет должен понравиться нашим молодым людям. Он и получил одобрение, тем более что наши актёры-музыканты — Родион Емельянов, Максим Маликов и Эдуард Воробьёв — знали несколько песен новокузнецких бардов на данную тему.
Кроме вышеперечисленных актёров в «Крыльях» сегодня также играют Сергей Крылов (для него, кстати, это был первый выход на театральную сцену), Вика Писарчук, Ваня Ионкин и Юля Гайденко.
— Репетировать приходилось крайне редко, 70 процентов показанного на «Весеннем коктейле» — экспромт, — признаются артисты. — Но главное — чтобы было настроение. Ещё поработаем над общей целостностью, и можно выступать.
Хотели показать спектакль во вторник в Кемерово, на фестивале творчества молодых инвалидов. Но с поездкой не получилось — в соцзащите затерялось письмо из кемеровского департамента соцзащиты с просьбой об обеспечении доставки ребят, решение по транспорту принять так и не успели.
Напоследок — пример научного сотрудника Российского института культурологии А.Ю. Шеманова. Он говорит, что история цивилизации — это в большей степени создание техники, по-другому — изобретение костылей и протезов для восполнения недостающих человеку функций и органов, утраченных в ходе эволюции. Но когда совершенствуются лишь только технические средства, а не сам человек, то люди начинают превращаться в культурных инвалидов:
— Если вдуматься, то становится страшно от того, что мы, здоровые люди, можем стать культурными инвалидами, соглашаясь на пассивную, потребительскую позицию, теряя при этом шанс созидательного, творческого отношения к действительности. Но в то же время человек, имеющий реальные ограничения в области физических, психических, интеллектуальных возможностей, может вести активную, творческую жизнь, и мы забываем о его инвалидности.
Протеатр — часть мира культуры, это даже не отдельная ниша, это явление в ряду общекультурного процесса интеграции. Особый — не значит принципиально иной, просто имеющий особенности, которые следует принимать во внимание. И чуть больше — принять во внимание того, кто рядом.
Автор: Анастасия Лешкевич
Источник: novokuznetsk.su