В Беларуси с 1 сентября вступят в силу обновленные Правила дорожного движения – это предусмотрено Указом Главы государства № 295 от 4 августа. Основные изменения затронули пользователей средств персональной мобильности (СПМ) и велосипедистов. Но не только их: одна из целей появления документа – повышение культуры всех участников дорожного движения. В главном управлении Государственной автомобильной инспекции МВД, комментируя новации, подчеркивают: предстоит немало сделать, чтобы ситуация на дорогах кардинально изменилась.
Перемены назрели
Нынешние изменения в ПДД – закономерное следствие стремительного развития в стране средств индивидуальной мобильности. А это по меньшей мере более 15 лет. Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства с электромоторчиками появились на белорусских дорогах достаточно давно, но только в 2022-м в ПДД был введен термин «средство персональной мобильности». Нынешние новации инициированы правоохранителями и сформулированы с учетом мнения общественности и профессионального сообщества, отмечает начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Беларуси Виктор Ротченков:
– Совместно с заинтересованными государственными органами проделана большая работа. Результатом стало подписание Главой государства Указа № 295.
Определение СПМ
Согласно новой формулировке средство персональной мобильности – это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на СПМ, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных ПДД.
– Именно скорость сейчас является определяющей, – подчеркивает Виктор Ротченков. – Причем установленная заводом‑изготовителем. Если у нас нет данных от производителей, все будет определяться с помощью экспертиз. Если собственник программно устанавливает ограничение скорости, но само средство имеет конструктивную скорость свыше 25 км/ч, то это будет уже механическое ТС.
Ограничение скорости СПМ
С 1 сентября ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах и т. п. в населенном пункте более 10 км/ч будет запрещено, за исключением движения по велодорожкам или проезжей части дороги (тут ограничение 25 км/ч). Запрещается также двигаться в пешеходной зоне, обозначенной соответствующими дорожными знаками. Ездить по тротуару, если масса СПМ превышает 35 кг, также будет нельзя – только по велодорожке.
Кроме того, нельзя будет оставлять СПМ в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения.
Какие устройства подлежат регистрации?
Устройства, ранее относящиеся к средствам персональной мобильности и имеющие максимальную конструктивную скорость движения более 25 км/ч, должны будут пройти государственную регистрацию в ГАИ после подтверждения соответствия типам ТС «мопед» или «мотоцикл». Руководитель ГАИ МВД отмечает, что владельцы таких ТС должны предоставить их в испытательную лабораторию – их в стране девять (адреса позже озвучат в Госстандарте), оформить электронный паспорт и только после этого зарегистрировать. При необходимости нужно будет привести ТС в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Сколько времени может уйти на процесс подтверждения и, возможно, доработку техоснащения, в ГАИ прогнозировать пока не берутся. Зато уверяют, что за регистрацией не заржавеет: она будет проводиться в такие же сроки, как и в случае с обычными механическими транспортными средствами. Причем до 1 сентября 2026 года – в упрощенном порядке (если владельцы утеряли документы о покупке либо нет других необходимых бумаг, проблем не возникнет). Но важно: до прохождения регистрации такие ТС придется поставить на прикол. А после регистрации – обязательно обзавестись страховкой, как и для любого механического транспортного средства.
Что за рубежом?
В 2018 году Париж стал первым городом в Европе, который разрешил операторам свободно сдавать электросамокаты в аренду через мобильные приложения. Причем с 12 лет. Движение же разрешалось в том числе и по проезжей части. Но спустя какое‑то время французы одумались: сначала ограничили допустимую скорость, потом ввели штраф за выезд на встречку, а пользователей обязали надевать светоотражающие жилеты. Видимо, и это не помогло: в 2023-м в Париже запретили все сервисы проката.
В Амстердаме (Нидерланды), где в свое время достигло безумных масштабов велодвижение, с 2023-го электросамокаты на дорогах и велодорожках оказались под запретом. Но с июля 2025-го их опять узаконили, правда, с регистрацией, получением номерного знака и техосмотром. Посмотрим, что из этого получится.
В Германии у каждого электросамоката есть номерной знак. Сама техника должна быть сертифицирована и застрахована. По тротуарам ездить запрещено, максимальная скорость – 25 км/ч. Однако мода на подобный транспорт выходит боком. В 2023-м Федеральное статистическое управление констатировало: всего за год количество травм из‑за аварий с участием электросамокатов выросло на 67 процентов! Мэр Берлина Кай Вагнер тогда выступил за более строгие соглашения с арендными компаниями и ужесточение правил парковки самих средств передвижения.
Что касается России, то соседи, можно сказать, смотрят в том же направлении, что и мы. В этом году в Минтрансе РФ предложили квалифицировать пользователей средств индивидуальной мобильности (здесь «малый электротранспорт» именуется именно так) как водителей транспортных средств, наделить их соответствующими обязанностями. А также установить более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом, введя при этом однозначный запрет движения на таких ТС более одного человека вне зависимости от конструкции.
Остановиться и спешиться
В соответствии с новыми требованиями ПДД перед пересечением проезжей части велосипедисты и водители СПМ будут обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных для движения пешеходов. Есть, правда, и исключения: спешиваться не надо, если движение на велосипедном переезде организовано при помощи специальных транспортных светофоров. А также при движении на перекрестке по велосипедной дорожке или не далее 1 м от правого края проезжей части, когда это допускается правилами.
ВОПРОС – ОТВЕТ
Какие транспортные средства не будут относиться к механическим?
Во-первых, средства персональной мобильности. Во-вторых, велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой. В-третьих, ТС, приводимые в движение двигателем, максимальная конструктивная скорость движения которых превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 кг и на которых отсутствуют сиденье и рулевое управление.
Можно ли использовать аппараты, развивающие скорость более 25 км/ч, без государственной регистрации?
Можно, но только на дорогах без усовершенствованного покрытия (даже не на гравийках), передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее 1 м от ее правого края. Иными словами, на закрытых территориях, в лесопосадках и т.п. При участии в дорожном движении лица, передвигающиеся на этих устройствах, приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если ТС имеет массу менее 35 кг и на нем отсутствует сиденье и рулевое управление – к водителям немеханических транспортных средств.
Потребуются ли права для передвижения на устройствах, развивающих более 25 км/ч?
Вне зависимости от прохождения регистрации потребуется соответствующая категория: если мопед – АМ, если мотоцикл – А или А1.
Какой штраф получат велосипедисты, не спешившиеся на пешеходном переходе?
Ответственность предусмотрена в соответствии со статьей 18.20 КоАП РБ «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)». Она содержит в себе четыре части, в т.ч. предусмотрена ответственность за нарушение ПДД в состоянии опьянения.
Как будет контролироваться соблюдение скоростного режима на велодорожках и тротуарах?
Технические средства, которые сегодня есть у ГАИ, позволяют производить измерения скорости участников дорожного движения. Когда происходят ДТП, скорость рассчитывается экспериментальным путем. Плюс видеоаналитика в городах.
– Технологии не стоят на месте, они развиваются. Поставщики оборудования для автоматической фиксации правонарушений – например, проезда на запрещающий сигнал светофора или других – уже готовы передавать технику и для фиксации скорости. Мы работаем над этим вопросом, – отметил начальник главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков.
ХРОНОЛОГИЯ
2009 год
В Минске состоялось открытие первой велодорожки длиной 27 км, проложенной практически через весь город.
2015 год
Вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов.
2022 год
В ПДД введен термин «средство персональной мобильности».
Велосипедистов обязали ездить вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами (за исключением велодорожек). Пересекать проезжую часть стало можно лишь по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий пешеходам. ВАЖНО: с 27 октября 2022 года велосипедистам было разрешено не спешиваться при пересечении проезжей части по пешеходному переходу, двигаясь со скоростью пешехода. Ранее это было обязательно, и именно эта норма возвращается в ПДД с 1 сентября 2025 г.
Тогда же было разрешено движение на средствах персональной мобильности по велосипедной дорожке и лишь при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч.
2024 год
В сентябре на Правовом форуме Беларуси прошло общественное обсуждение проекта указа Президента об изменениях в ПДД, касающихся в том числе упорядочения движения средств персональной мобильности. Инициатива оказалась резонансной: за две недели поступило 627 сообщений.
Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 7 августа 2025 г.
Государственных наград удостоены 94 представителя различных сфер деятельности
Государственных наград удостоены 94 представителя различных сфер деятельности. Соответствующий Указ № 299 Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 7 августа.
Орден, медали и почетные звания присвоены за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, смелость и решительность, проявленные при спасении человека во время пожара, достижение высоких производственных показателей, значительный личный вклад в обеспечение законности, укрепление правопорядка и борьбу с преступностью, предупреждение и пресечение экономических правонарушений, охрану животного и растительного мира, развитие агропромышленного комплекса, промышленности, строительства, связи, транспортной отрасли, энергетики, заслуги в сферах социальной защиты, образования, науки, культуры и спорта.
Орденом Почета награжден прокурор Гродненской области Александр Жуков. Медали «За спасенную жизнь» удостоен начальник второго отдела управления штаба вооружения Министерства обороны Андрей Жлукта.
В числе награжденных медалью «За отличие в охране общественного порядка» старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой Брестской таможни Александр Вырковский, следователь по особо важным делам управления по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности главного следственного управления центрального аппарата Следственного комитета Владислав Гончарук, заместитель начальника управления Следственного комитета по Гомельской области Александр Приколотин.
Большая группа работников удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – главный зоотехник ОАО «Остромечево» Ольга Житкович, генеральный директор ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования завода «Полимир» ОАО «Нафтан» Александр Корсак, кондитер ОАО «Борисовхлебпром» Артем Соболь.
Среди награжденных медалью Франциска Скорины – артист балета Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки» Елена Богданова, директор средней школы № 1 г. Барановичи им. С.И. Грицевца Марина Купцова, первый заместитель главного редактора газеты «Гомельская правда» Вячеслав Минков, учитель физики средней школы № 14 г. Молодечно Елена Специан.
Указом также присвоены почетные звания Республики Беларусь.
Звание «Народный учитель Беларуси» присвоено учителю математики гимназии № 1 г. Лида Альфреду Ладыко. Артист симфонического оркестра – ведущий мастер сцены заслуженного коллектива Республики Беларусь «Гродненская капелла» Татьяна Сухоцкая удостоена почетного звания «Заслуженный артист Республики Беларусь».
Звание заслуженного деятеля науки Беларуси присвоено директору Института ядерных проблем БГУ Сергею Максименко. Первый проректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Светлана Коптева удостоена почетного звания «Заслуженный работник образования Республики Беларусь». Заслуженным работником промышленности Беларуси стала директор ОАО «Гамма вкуса» Надежда Пальчинская.
Генеральному директору ОАО «Гроднохлебпром» Виктору Леоновичу и директору ОАО «Демброво» Александру Туле присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь».
Звания «Заслуженный строитель Республики Беларусь» удостоен начальник государственного унитарного строительного предприятия «Пружанская ПМК-21» Василий Лукьянчук. Главному ландшафтному архитектору ландшафтно-экологического отдела предприятия «Минскпроект» Анне Аксеновой присвоено почетное звание заслуженного архитектора Беларуси.
Александр Лукашенко 7 августа также подписал распоряжение об объявлении Благодарности Президента Беларуси.
За многолетний плодотворный труд в налоговых органах, значительные достижения в профессиональной деятельности Благодарности Президента удостоены начальник управления организации контрольной работы ИМНС по Минской области Оксана Белезяк, начальник ИМНС по Осиповичскому району Елена Папыльченко, заместитель начальника отдела контроля организаций управления контрольной работы ИМНС по Советскому району Гомеля Вадим Почтарев, заместитель начальника управления налогообложения физических лиц ИМНС по Минску Татьяна Якимова.
Главному советнику отдела правовой, аналитической и методической работы Алесе Урбанович и начальнику отдела организационной, финансовой работы и международного сотрудничества аппарата Центральной избирательной комиссии Сергею Шмарловскому Благодарность Президента объявлена за плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в совершенствование национальной избирательной системы.
За многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в предупреждение и пресечение экономических правонарушений Благодарности Президента удостоен ряд сотрудников органов государственного контроля. В их числе – советник управления координации и международного сотрудничества Департамента финансового мониторинга КГК Екатерина Озерная, заместитель начальника главного управления контроля строительства, жилищно-коммунального хозяйства и по городу Минску – начальник управления контроля жилищно-коммунального хозяйства КГК Владимир Бондарь, ревизор Барановичского межрайонного комитета государственного контроля Инна Бурак, председатель Комитета государственного контроля Гродненской области Анатолий Дорожко.
Благодарность Президента за плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в строительство объекта «Перевод г. Минска на водоснабжение из подземных источников» объявлена генеральному директору Управления дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома Владимиру Латушкину и директору «Минскводоканала» Федору Римашевскому.
За активное участие в общественно-политической жизни страны Благодарности Президента удостоены член Хотимской районной организации РОО «Белая Русь» Юрий Курзенков, председатель Октябрьского районного отделения города Гродно Белорусской партии «Белая Русь» Владимир Хлябич и член совета Горецкого районного отделения Могилевской области Белорусской партии «Белая Русь» Леонид Егоренко.
Благодарностью Президента Беларуси также отмечены трудовые и профессиональные заслуги начальника конфетного цеха кондитерской фабрики «Коммунарка» Лилии Артынской, главной медицинской сестры Лунинецкой ЦРБ Светланы Горегляд, заместителя начальника производственно-технического отдела филиала «Барановичское производственное управление» производственного республиканского унитарного предприятия «Брестоблгаз» Владислава Барткевича, арматурщика филиала «Строительное управление № 158 «ОАО «Строительный трест № 8» Василия Кислюка, директора ОАО «Гастелловское» Станислава Соколовского и помощника председателя Президентского спортивного клуба по спорту – заведующего сектором информации и общественных связей Павла Егорова.
МАРТ: в восьми районах создаются дополнительные условия для развития торговли на селе
В восьми районах создаются дополнительные условия для развития торговли на селе. Об этом заявила журналистам заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич, комментируя Указ № 294 от 4 августа 2025 г., передает корреспондент БЕЛТА.
Указ дает возможность расширять торговые площади субъектам торговли, доля в объеме розничного товарооборота которых в границах определенных районов превышает 20 %. В 2018 году ограничение было снято на территории Оршанского района. Теперь в этот список попали Браславский, Вилейский, Городокский, Дубровенский, Костюковичский, Толочинский, Хотимский и Шарковщинский районы.
«Серьезных проблем в работе торговли в данных районах, в том числе и в обслуживании населения в сельской местности, не наблюдается. Однако, чтобы расширить зону торгового обслуживания и участников торговли на селе, данный Указ был подписан на уровне Президента. Сегодня торговое обслуживание на селе осуществляется преимущественно субъектами потребкооперации. Новации Указа позволят не только создать им конкуренцию, но и расширить социальную нагрузку на те торговые предприятия, которые в большинстве своем ведут деятельность в больших городах. Мы думаем, что данный Указ позволит улучшить торговое обслуживание на селе. Такое решение принято в виде эксперимента, так как в Оршанском районе, где такие меры вводились ранее, получены положительные показатели», – сказала Светлана Короткевич.
Таким образом, субъекты торговли, которые в этих восьми районах уже достигли товарооборота 20 %, смогут развиваться дальше, увеличивать свое присутствие и объемы продаж. Речь идет о крупных торговых сетях и других желающих субъектах хозяйствования. Им будет предоставлено больше возможностей в расчете на то, что обслуживание покупателей на селе улучшится и необходимые услуги им будет оказывать не только потребкооперация.
Увеличивать торговую площадь можно будет только после заключения с райисполкомом договора об организации торгового обслуживания населения. Также обязательно согласовывать с райисполкомами маршруты движения автолавок, торгующих в сельской местности.
«Это согласование маршрута и графика движения, времени остановки, пребывания в том или ином населенном пункте. График движения должен быть предоставлен в райисполком для того, чтобы его разместили на интернет-площадках и в местах проведения торгового обслуживания населения», – уточнила замминистра.
Продолжает работать и Указ № 345 от 22 сентября 2017 г. «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», в том числе и в части преференций, предоставляемых субъектам торговли на селе.
По информации БЕЛТА
Будут ли средствам персональной мобильности присваивать государственные регистрационные знаки, ответили в ГАИ
Планируется ли введение государственных регистрационных знаков для средств персональной мобильности (СПМ), рассказал журналистам начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков, передает корреспондент БЕЛТА.
Во время пресс-конференции, на которой рассматривались основные нововведения в ПДД, у начальника главного управления ГАИ спросили, будут ли СПМ присваиваться государственные регистрационные знаки. «На данный момент мы актуальности данного вопроса не видим и не прорабатываем его. Но если с учетом роста количества СПМ и интенсивности их движения это потребуется, то тогда мы, наверное, начнем проводить работу по их регистрации или присвоению других знаков отличия», – сказал Виктор Ротченков.
Как сообщалось, Президент Беларуси подписал Указ № 295, которым корректируются правила дорожного движения. Документ подготовлен с учетом современных реалий и запроса общественности, прошел серьезное публичное обсуждение. В частности, в новой редакции ПДД комплексно пересмотрены подходы к использованию СПМ. Основные нормы указа вступают в силу с 1 сентября.
По информации БЕЛТА
Изменения ПДД разъяснили в Госавтоинспекции
Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков на пресс-конференции разъяснил основные нововведения в Правилах дорожного движения, передает корреспондент БЕЛТА.
«В последние годы мы стали свидетелями активного использования в дорожном движении средств персональной мобильности (СПМ) и велосипедов. Наравне с развитием таких видов транспорта, отмечаются и негативные моменты. В первую очередь это связано с травмированием людей, которые передвигаются СПМ и велосипедах, а также обычных пешеходов. За последние два года зарегистрировано около 900 ДТП с участием самокатчиков и велосипедистов. Особый всплеск произошел в 2024 году. Тогда на 80 % возросло количество ДТП с указанной категорией участников движения, за прошлый год погибли четыре человека, а за первое полугодие 2025-го – три», – сказал Виктор Ротченков.
В связи с этим правоохранители и выступили с инициативой внесения изменений в ПДД. «Так, в новой редакции правил скорректировано определение СПМ. Теперь под таковым понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для движения одного человека посредством использования электродвигателя. Лица, передвигающиеся на СПМ, приравниваются к велосипедистам, т.е. именно максимальная конструктивная скорость, установленная изготовителем, является определяющим фактором. Все, что может развивать скорость свыше 25 км/ч, будет признаваться либо мопедом, либо мотоциклом», – отметил начальник главного управления ГАИ.
В указе проработан упрощенный порядок регистрации. «Лица, у которых есть средство, которое по своим характеристикам может развивать скорость больше 25 км/ч, могут в упрощенном порядке его зарегистрировать. Необходимо предоставить свое средство в испытательную лабораторию, которая является резидентом Республики Беларусь и включена в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. По результатам оценки, если оно соответствует той или иной категории механического транспортного средства, то оформляется электронный паспорт. Только с этим электронным паспортом мы осуществляем регистрацию данного средства. Упрощенный порядок будет действовать до 1 сентября 2026 года. Для прохождения регистрации можно обращаться в региональные подразделения ГАИ по месту жительства», – подчеркнул Виктор Ротченков.
Для тех лиц, которые не захотят регистрировать такие средства, разрешено участвовать в дорожном движении на дорогах без усовершенствованного покрытия. При этом для управления данными транспортными средствами все равно потребуется водительское удостоверение соответствующей категории.
Также по новой редакции ПДД запрещается двигаться в населенном пункте со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велосипедным дорожкам или проезжей части. «Запрещено двигаться по тротуару если масса СПМ превышает 35 кг. Нельзя оставлять СПМ в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения. Кроме того, в соответствии с новыми требованиями правил дорожного движения перед пересечением проезжей части велосипедисты и водители СПМ обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных для движения пешеходов. Есть исключения: не надо спешиваться, если движение на велосипедном переезде организовано при помощи специальных транспортных светофоров. Также не надо спешиваться при движении на перекрестке по велосипедной дорожке или не далее одного метра от правого края проезжей части, когда это допускается правилам», – подчеркнул правоохранитель.
Были определены транспортные средства, которые не относятся к механическим. «К механическим транспортным средствам не относятся СПМ, велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 250 ватт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой не более 25 км/ч. Точно так же не относятся к механическим транспортные средства, приводимые в движение двигателем, максимальная конструктивная скорость движения которых превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 кг и на которых отсутствует сиденье и рулевое управление», – рассказал Виктор Ротченков.
Кроме того, территории садоводческих товариществ теперь относятся к жилой зоне. Там в связи с многочисленными обращениями граждан закреплена возможность движения на мотоблоке с прицепом. «Такое движение допускается в светлое время суток по обочине дороги, на которой установленная скорость не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины разрешено движение не далее одного метра от края проезжей части», – подчеркнул начальник главного управления ГАИ.
По новой редакции Правил разрешена установка жалюзи, шторок и пленочных покрытий на боковых (кроме передних) и задних стеклах легковых автомобилей. При этом норма по светопропускаемости не установлена. Также изменены требования к маркировке зимних шин автомобиля. К таким не будут относиться изделия с маркировкой «Все сезоны».
Как сообщалось ранее, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 295, которым корректируются правила дорожного движения. Документ подготовлен с учетом современных реалий и запроса общественности, прошел серьезное публичное обсуждение. Основные нормы Указа вступают в силу с 1 сентября.
По информации БЕЛТА
Александр Лукашенко подписал Указ, которым корректируются правила дорожного движения
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 295, которым корректируются правила дорожного движения.
Документ подготовлен с учетом современных реалий и запроса общественности, прошел серьезное публичное обсуждение, получив свыше 600 откликов от населения.
В правилах дорожного движения закреплена обязанность велосипедистов и самокатчиков спешиваться при пересечении проезжей части дороги, что позволит снизить аварийность. Это связано с тем, что за последние несколько лет увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов и самокатчиков. Только за два года зарегистрировано около 900 ДТП.
Комплексно пересмотрены подходы к использованию средств персональной мобильности, поскольку появились новые устройства, не подпадающие под классическое понятие. Они способны развивать скорость до 80 км/ч и по техническим параметрам соответствуют больше электроскутерам и мопедам, чем электросамокатам. По сути, речь идет о полноценном транспорте, который передвигается по тротуару, создавая опасность для пешеходов.
В этой связи уточняется само понятие «средство персональной мобильности». Под ним понимается устройство, имеющее электродвигатель и максимальную скорость до 25 км/ч. Вводятся скоростные ограничения: ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах можно будет по велодорожке со скоростью не более 25 км/ч, по тротуару – не более 10 км/ч. Устанавливается запрет передвижения тяжелых устройств, масса которых превышает 35 кг, по тротуару.
Электрическим устройствам, которые по техническим характеристикам могут быть отнесены к мопедам и мотоциклам, дается право участвовать в дорожном движении. Для этого нужно будет подтвердить тип транспортного средства, оформить на него электронный паспорт и зарегистрировать в ГАИ.
Уточнены иные положения правил дорожного движения. В частности, территории садоводческих товариществ теперь отнесены к жилой зоне.
Основные нормы указа вступают в силу с 1 сентября.
Источник pravo.by



