Эксперт: Белорусское право не может защитить инвалидов от дискриминации

drozdovski_facebook

Белорусские организации, объединяющие людей с инвалидностью, готовят «нулевой» доклад, чтобы иметь аргументы против возможной трактовки Конвенции не в свою пользу к моменту ратификации международного документа.

Конвенция о правах инвалидов принята Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. До сентября этого года Беларусь оставалась единственной страной в Европе, не подписавшей Конвенцию, при том, что в ней насчитывается более полумиллиона инвалидов на почти 10 миллионов жителей. Документ еще требует ратификации, которая повлечет за собой и ряд изменений в законодательстве страны.

3 декабря, в Международный день инвалидов, Офис по правам людей с инвалидностью совместно с рядом других общественных организаций объявил Меморандум о сотрудничестве для подготовки альтернативного «нулевого» отчета о состоянии прав людей с инвалидностью в Республике Беларусь. Работа над документом продлится около полугода, говорит координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

Сергей Дроздовский:  Мы хотели бы провести всю работу до 5 мая. И 5 мая представить общественности первый «нулевой» доклад со стороны гражданского общества о состоянии, исполнении и уважении прав человека в отношении людей с инвалидностью. Почему 5 мая? Это второй известный день в мире, наряду с третьим декабря, День защиты прав людей с инвалидностью и против дискриминации.

По официальным данным, ситуация с правами инвалидов в Беларуси вроде бы и неплохая. Например, с созданием безбарьерной среды. Во всяком случае, как сказал заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак на пресс-конференции 30 ноября, в период с 2007 по 2014 год было запланировано создать безбарьерную среду на 10.000 объектах, но план даже перевыполнили — она создана в более чем 18.000 зданиях. Инвалиды в свою очередь заявляют, что в Беларуси нет ни одного общественного здания, полностью доступного для них. Особенно это касается инвалидов по зрению.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «Завтра встанешь и пойдешь!» Можно ли в экзоскелете сходить за хлебом

На встрече чиновников и активистов организаций, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, Александр Румак эмоционально отреагировал на вопрос о том, насколько компетентны сотрудники министерства и насколько доступно для инвалидов само министерство.

Александр Румак:  Если уж такой разговор пошел, то мне неоднократно приходилось выслушивать от людей с особенностями, которые в порыве эмоций желают, чтобы мы, представители министерства, испытывали то же самое. Поверьте, что это не очень… Любой человек, получил ли он какие-то ограничения из-за здоровья, или от рождения, или в силу каких-то других причин, должен это и другой человек испытывать? Что касается безбарьерной среды, то она создана в нашем министерстве, любой человек с особенностями может попасть в наше министерство, пандуса даже два. И мы никогда не отказываем во встречах с этими людьми.

Сергей Дроздовский отмечает, что наибольшие опасения у инвалидов Беларуси вызывают признаки имитации равенства, которые могут принести еще больше проблем людям с инвалидностью, чем было до подписания Конвенции.

Сергей Дроздовский:  На самом деле, присоединение страны к таким сложным документам как конвенции, международные договоры — всегда процесс глобальный, масштабный, который несет за собой ряд изменений в законодательных актах. Сегодняшняя тенденция, которую мы улавливаем, — поползновения в сторону сокращения государственных гарантий в отношении людей с инвалидностью: в плане ухода, других вещей… Улавливаем, скажем, не лавинообразно, но, тем не менее, это есть. И у нас вызывает большое опасение именно тот факт, что процесс присоединения к Конвенции может послужить именно способом для того, чтобы государство попыталось бы избавиться от каких-либо своих гарантий, которые прописаны в значительном количестве документов и которые очень сложно отслеживать.

Еще и с этой позиции нам важно именно сейчас, на момент ратификации, произвести ревизию того, что у нас есть. Это также будет очень важным моментом, отправной точкой, которая будет служить нам основанием и аргументом для того, чтобы апеллировать к государству с тем, что Конвенция — это не повод для снижения степени социальной защищенности, и равные права вовсе не означают отказ от поддержки и социальной защиты людей с инвалидностью.

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью пояснил RFI, что «нулевой» отчет будет некоей страховкой против «перегибов» со стороны властей.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В России — изгои, в Германии — полноправные граждане: жизнь людей с инвалидностью

Сергей Дроздовский:  То, чего нам не хватает, — это качественного диалога. В принципе, никто же не отказывается с нами разговаривать. Но чем заканчиваются такие разговоры? Да, можно говорить целыми днями, но в итоге решения все-равно принимаются министерствами, такой диалог не вполне полноценен. Он носит, скорее, имитационный характер, который не предполагает равенства участников. Поэтому необходим этот «нулевой отчет» как веский, весомый с нашей стороны аргумент, с которым, как мы полагаем, стоит считаться.

Обязательной юридической силы он иметь не будет, но, с другой стороны, как любой документ, подготовленный гражданским обществом и представленный как обращение к власти, он не может не иметь последствий. Как к нему отнесутся, не заметят, отмахнутся, либо, наоборот, предложат серьезное разбирательство по факту или по мотивам этого доклада — тут как раз и будет зависеть, насколько действительно власть готова отвечать за свои слова. Как они говорят, мы тут во взаимодействии прямо по уши.

Сергей Дроздовский отмечает, что дискриминация людей с инвалидностью существует в той или иной форме в любом обществе, но в Беларуси ситуация осложняется невозможностью судебной защиты против такого явления.

Сергей Дроздовский:  На самом деле в Беларуси предпринимается ряд позитивных мер, которые должны «подравнивать» равенство. Это факт. В то же время, любое нарушение, которое происходит, должно иметь совершенно четкую трактовку с точки зрения права и совершенно четкие механизмы запрещения и реабилитации жертв. Вот этого в Беларуси нет вообще. То есть дискриминация есть, а права, которое защищает человека от дискриминации, нет. Не знаю, как это сказать без пафоса…

Плохая ситуация в Беларуси именно в том, что дискриминацию никто не отменял и не в состоянии отменить как негативное явление, но белорусские законодатели, белорусское право относится совершенно амбивалентно к этому негативному явлению и не предпринимает пока попыток для того, чтобы реально начать бороться с дискриминацией, реально начать с ней работать. То есть в суд невозможно прийти и заявить о дискриминации — для этого в белорусском праве просто нет никаких оснований.

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью подчеркивает, что инициаторы «нулевого» доклада «хотят не просто пожаловаться на проблемы, а обозначить проблемы и предложить пути их решения — иначе дискриминация инвалидов в Беларуси останется на прежнем уровне, несмотря на подписание любых международных документов».

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Нейросеть ChatGPT спасла мальчику жизнь — его болезнь не могли определить 17 врачей

Источник http://ru.rfi.fr/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *