9 апреля 2009 года состоялась общественная дискуссия на тему: «Интернет – не место для благотворительности?». В дискуссии принимали участие руководители крупнейших благотворительных фондов и известные деятели Рунета.
С каждым годом интернет-пользователи и блогеры готовы все активнее участвовать в благотворительных программах. Даже экономический кризис, по оценкам крупнейших благотворительных фондов, не оказал существенного влияния на частоту и количество пожертвований. Все это свидетельствует о том, что российское общество готово активно участвовать в благотворительности. В свою очередь некоммерческие организации задумываются о привлечении новых сторонников и новых средств с помощью интернета, но не всегда понимают, как это сделать. С какими препятствиями сегодня сталкивается «благотворительность по интернету»? Каковы перспективы онлайн-фандрайзинга в России? На сегодняшний день перед некоммерческими организациями, стремящимися найти новых адептов среди интернет-пользователей, стоит несколько проблем.
Недоверие пользователей
Собирать пожертвования в интернете может кто угодно: хоть организация, хоть частное лицо. А потому важнее всего здесь – принцип веры, который не всегда срабатывает. По статистике, собранной организаторами дискуссии, только 10-12% интернет-пользователей доверяют просьбам о помощи, размещенным в сети. Неудивительно: на слуху случаи мошенничества и нецелевого использования средств, полученных, например, с помощью объявлений в блогах. Более того, среди блогеров, собирающих деньги на благотворительные нужды, далеко не всегда принято отчитываться о том, как были использованы полученные средства.
Недоверие другой группы пользователей в большей степени относится к электронным платежным системам. Согласно той же статистике, только 1,3% держателей банковских карт в России пользуется интернет-банкингом: считается, что расплачиваясь банковской карточкой, велик риск нарваться на мошенничество.
Волонтеры против фондов
Некоммерческим организациям часто противостоят волонтеры-одиночки, точно так же собирающие пожертвования, но при этом уверенные, что благотворительность нельзя отдавать в руки фондов. По их представлениям, фонды делают деньги на чужом горе и потребности в лечении, поскольку часть собранных средств идет на обслуживание деятельности самого фонда.
Как считает Лев Амбиндер, руководитель «Российского фонда помощи», подобное противостояние уменьшает эффективность помощи конкретным нуждающимся:
«Приведу в пример одну недавнюю историю. В интернет выходит мать и просит денег для собственного ребенка – для оплаты операции в Германии, счет идет на дни, и медлить нельзя. Все, конечно, бросаются жертвовать средства, довольно быстро набирается нужная сумма, и ребенка увозят в Германию. Проводят операцию, но поскольку время уже потеряно, ребенок умирает. И это при том, что совершенно аналогичную операцию можно было выполнить в институте имени Бурденко, не уезжая из Москвы, не теряя время, гораздо дешевле. Можно и нужно ли говорить тем, кто пожертвовал деньги в такой ситуации для этого ребенка, что они были неправы?».
По мнению Амбиндера, будущая задача российской благотворительности – не противостояние, а объединение усилий файндрайзинга и волонтеров-одиночек. Кроме того, он уверен, что финансовые потоки должны обслуживаться профессионалами, и решения должны приниматься профессионально, не на эмоциях.
Незнание своих прав
В российской благотворительной практике не принято работать в связке с официальной медициной и государством. Многие воспринимают миссию фондов как спасение человека от существующей системы здравоохранения.
В результате те, кто оказывает пациенту благотворительную помощь, не обладают информацией о возможностях, которыми пациент обладает в родном городе. Это снова может привести к нецелевому расходованию средств.
Создатель проекта deti.msk.ru Алексей Налогин, начавший свою благотворительную деятельность одним из первых в России уверен, что и фондам, и волонтерам не стоит отворачиваться от официальной российской медицины. Наоборот, сейчас остро не хватает людей, которые могли бы оказать консультативную помощь по вопросам законодательства и по правам пациента.
«Нам необходимы организации, которые сумели бы наладить связь между пациентом и официальным здравоохранением. Бывает так, что больному в поликлинике или больнице человеку откажут, а на самом деле просто требуются дополнительные документы, исполнение дополнительных условий. Всей этой информацией должны ведать специальные организации, в которых мы сейчас остро нуждаемся», — заявил Налогин.
Интернет как инструмент благотворительности
Участникам дискуссии была представлена новая благотворительная программа сбора частных пожертвований blago.ru.
Она включается в себя порядка 25 прошедших проверку некоммерческих организаций и позволяет пользователю выбрать, на какие именно цели жертвовать свои средства. На сайте представлено несколько механизмов, позволяющих жертвовать средства, в том числе и система электронных банковских платежей. Там же можно получить сводный отчет для каждой НКО о поступивших и израсходованных средствах. Кроме того, каждый, кто делает пожертвование, осведомлен об условиях работы программы: 5% любого пожертвования идет на поддержку работы blago.ru, 95% — перечисляется на выбранные цели. Возможно, подобная программа позволит облегчить интернет-благотворительность доступнее, а механизм ее действия – прозрачнее.
Если у российской благотворительности столько нерешенных проблем, то, возможно, привлечение средств с помощью интернет-пользователей является для нее неэффективным инструментом и лишней головной болью? Многое зависит от того, как подойти к вопросу. Как минимум, положительный опыт использования интернет-ресурсов существует у зарубежных благотворительных организаций. Хотя, безусловно, этот метод имеет свои преимущества и недостатки. О них рассказал Дмитрий Даушев, координатор программы WWF по привлечению сторонников:
«Есть два подхода к Интернету. Первый в том, что онлайн и оффлайн – это два разных мира. Второй – что Интернет – не более чем средство, в том числе, это один из способов оказать благотворительную помощь. Тогда почему им надо пренебрегать?
У сбора средств через интернет-пользователей есть свои плюсы и минусы. К преимуществам относится: низкая стоимость, вирусность распространения информации, более высокий уровень образования доноров, аналитичность (имеется в виду возможность быстро собрать статистику по пользователям и посещаемости, понять, что не так и, если нужно, изменить стратегию).
Но есть и недостатки: высокая конкуренция за внимание пользователя, спонтанно принимаемые решения (из-за чего сложно растить группу лояльных пользователей), низкие отклики, низкий уровень умения пользоваться платежными системами».
По опыту WWF, чтобы благотворительность в интернете работала, некоммерческая организация должна иметь живой обновляемый сайт, уметь поддерживать длительные отношения с донорами, чтобы был налажен переход из онлайна в оффлайн, и чтобы у людей сформировалось доверие к электронным платежам. Помесячная статистика WWF за последний год свидетельствует: доля пожертвований через интернет за последний год колеблется от 6 до 16% от всех сборов. Статистика, собранная фондом «Помоги.орг», тоже не радужная: электронными платежными системами пользуются всего 5-8% участников.
По ту сторону интернет-банкинга
Использование интернет-банкинга осложняется еще и тем, что до недавнего времени банки не были готовы предоставлять некоммерческим организациям возможность получать электронные платежи. Ситуация начала меняться только в 2008 году. Поэтому ни у пользователей, ни у благотворительных фондов пока не выработалось привычки пользоваться интернет-банкингом и системами электронных платежей.
Анна Диордиева—http://medportal.ru/mednovosti/main/2009/04/09/blago/
интересно бы было о байнете с этой точки зрения узнать..