К вам едет человек в коляске

К вам едет человек в коляскеПоставлена цель: к 2015 году до 70 процентов объектов в стране должны учитывать требования безбарьерной среды. Так предусмотрено госпрограммой. В отчетах звучат внушительные цифры, однако то, что формально признано доступным, на практике порой неодолимое препятствие для людей, чьи возможности ограниченны. Как, например, должно выглядеть здание, дружелюбное к ним? Оснащено пандусом? Увы, он не гарантирует, что человек в коляске, физически ослабленный или незрячий сможет без лишних проблем попасть в магазин, аптеку, мастерскую. Само по себе такое архитектурное дополнение — ничто, работает только в комплексе.

К сожалению, этот момент иногда просто не учитывается в отчетах. Но с недавних пор объективную оценку можно получить с помощью инструмента для мониторинга безбарьерной среды, созданного по инициативе Офиса по правам людей с инвалидностью в коалиции с организациями инвалидов. По сути, это несколько анкет, куда надо внести данные об объекте. Заполнили графы — и получили реальную картину. Корреспонденты «СБ» решили проверить, как работает в Минске эта система.

В деталях

Отправляемся в недавно открывшийся супермаркет «Виталюр» на улице Жиновича. Выбор не случаен: декларируется, что все новые здания у нас — безбарьерные.

…Девять утра. Из пяти парковочных мест для автотранспорта людей с инвалидностью два заняты машинами, явно тут ночевавшими. Рядом ставит авто координатор проектов Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский, прибывший вместе со вторым нашим экспертом Андреем Банухом, членом правления Минской организации ОО «Белорусское общество инвалидов». Специальные места на парковке — это не только наличие опознавательных знаков. Они должны быть шире, ведь возле машины нужно поставить коляску. В нашем случае с этим проблем нет. Сергей Дроздовский замечает и еще одну важную деталь: расположение поблизости от входа. Дело даже не в том, что на коляске сложно ехать через всю стоянку, препятствием могут стать снег, лед или грязь.

То, что мы видим дальше, наш эксперт оценивает как хороший тон: место с пониженным бордюром, предназначенное для заезда на тротуар, огорожено бетонными полушариями, отбойниками, выкрашенными в яркий желтый цвет. Значит, даже в час пик машинами его точно не заставят. В анкете отмечаем наличие съезда/заезда на тротуар с уклоном не более 10 процентов, толщину швов между плитками не более 10 мм, ровное дорожное покрытие, свободный от преград пешеходный путь шириной не менее полутора метров. Замеры простейшие, справится любой. Для них мы используем обычную рулетку.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Ученые научились доставлять вирусами в 20 раз больше ДНК

В анкете всего три странички, в них данные, рядом с которыми надо поставить «да» или «нет». И потом можно с уверенностью сказать, доступно ли здание (заезд, развязка, переход, дорога) для людей с инвалидностью. «Все данные анкеты соответствуют принятым в стране строительным нормам. Для полного соответствия требованиям доступности отметок должно быть больше, но мы собрали минимум, меньше которого просто невозможно. Анкета построена таким образом, что ошибиться невозможно. Аналитики, трактовки замеров не требуется», — Сергей Дроздовский раскрывает карты: чтобы создать такой простой и понятный инструмент, понадобилось семь месяцев. В разработке участвовали специалисты ОАО «Инкотех» (подчиняется Минстройархитектуры) и доцент кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ, кандидат архитектуры Наталья Лазовская. Так что результаты анкетирования абсолютно объективны. Если фигурирует оценка «нет», значит, строительные нормы не соблюдены.

Мелочей не бывает

У входа в супермаркет несколько невысоких ступенек, слева — флагман в борьбе за безбарьерную среду: пандус. «С ними почти всегда проблемы, — делится личным опытом Андрей Банух. — Тут недалеко еще один крупный магазин, дискаунтер «На недельку» — там думают, что можно подняться под крутым углом на расстояние 30 метров!» С нашим объектом дело обстоит лучше: и уклон даже не 10 допустимых процентов, а восемь, и ширина — положенные метр двадцать. Но есть и недочеты. Вместо двух поручней почему–то один. Если человек ослаблен, есть проблема с шейными позвонками, у него просто не хватит силы рук подняться, держась за него. Кроме того, внизу, у самого тротуара, небольшой порожек в 2 см, а не плавный спуск. Андрей Банух моделирует ситуацию: «Вечер, кто–то едет, не заметил, стукнулся, покатился обратно, хорошо, если на спину не упал. А если с разгона заезжать или помощник толкает сзади, можно вылететь вперед из коляски.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В семье воспитывается ребенок-инвалид: на какую поддержку от государств могут рассчитывать родители

К вам едет человек в коляскеСледующий элемент — вход в магазин. С ним тоже бывают недоразумения. Случается, дверь открывается наружу, навстречу пандусу, и перекрывает путь — не заехать. Картинка с проспекта Независимости: подъем ведет к входной двери с предупреждением «Осторожно, ступенька», что в данном случае равнозначно заявлению «Въезд в колясках запрещен»! Такие, казалось бы, легко исправимые моменты порождают огромный негатив. Именно поэтому Сергей Дроздовский подчеркивает важность комплексного мониторинга: «Много говорится о создании карт доступности. Прошла новость — 63 процента объектов в Минске отвечают требованиям безбарьерной среды. Но на деле это значит, что в них присутствуют лишь некие элементы, а доступны ли здания на самом деле? Людей, которые зависят от достоверности такой информации, это вводит в заблуждение. С Андреем Банухом приключилась такая вопиющая история. Решил купить подарок жене, направился в фирменный магазин известного белорусского производителя сумок на центральном проспекте. Заехал внутрь… А сразу за дверью две длинные крутые лестницы — одна вверх, другая вниз. Спрашивается, зачем нужен красивый пандус перед входом?

…Супермаркет, который мы «мониторим», отличается в лучшую сторону — двери на фотоэлементах, широкий тамбур, ступенек нет. В торговом зале широкие проходы между стеллажами — мы легко разминулись с мамой, везущей коляску. Без проблем можно подъехать к кассам. Для подъема на второй этаж, к кафе — лифт. Недостает лишь контрастной окраски, звуковой, тактильной и визуальной информации, столь важной для незрячих и неслышащих. К сожалению, это типично — звуковые информаторы не являются стандартными изделиями и не фиксируются в проекте, а потому чаще всего выпадают из реальности, тем более что они редкость на нашем рынке.

Тем не менее в итоге наш объект эксперты называют одним из лучших примеров. С ними согласна и анкета, ее вердикт — «доступно». Примечательно: пока мы занимались замерами, к нам подходили и начальник службы охраны, и директор магазина, и рабочие (они наводили окончательный лоск в здании). Вопрос, по сути, был один: «Вам удобно у нас, может, что–то надо исправить?»

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Изобретения, за которые можно поблагодарить людей с ограниченными возможностями

***
То, что дело сдвигается с мертвой точки, — немалая заслуга общественных организаций. «Еще вчера было такое отношение: мы лучше знаем, как вам надо, и ничего переделывать не собираемся», — Сергей Дроздовский считает, что конструктивный диалог необходим. Мы оставляем копию анкет руководству торговой точки. Но на самом деле, чтобы понять, где и что нужно доработать, вовсе не надо дожидаться, пока кто–то приедет и произведет замеры. Анкеты вывешены на сайте Офиса по правам людей с инвалидностью, и воспользоваться ими может любой — от владельца здания до его посетителя. Кстати, уже создана база, куда будут заноситься полученные данные. Планируется, что они лягут в основу карты доступности. Общественные организации инвалидов помощь со стороны только приветствуют. Чем больше людей подключится к этому мониторингу, тем быстрее мир вокруг станет действительно безбарьерным.

Из истории вопроса

Еще в 1991 году Закон «О социальной защите инвалидов» установил срок, когда все объекты социальной инфраструктуры должны были стать по–настоящему доступными: к 1 января 2000 года. Однако планы так и не сбылись. Затем Мингорисполком наметил, что все социально значимые объекты города превратятся в безбарьерные к 2002 году — та же история. В 2007–м госпрограмма, утвержденная Совмином, ставит уже более реальную планку: к 2010 году «довести до ума» половину социально значимых объектов в стране. Теперь задача — подобраться к 70 процентам.

Цифра «СБ»

В Беларуси проживает около 20 тысяч инвалидов–«колясочников». Каждый год их становится на 400 человек больше. Всего в нашей стране 519 тысяч людей с инвалидностью (в том числе 25 тысяч детей).

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

Фото: Александр РУЖЕЧКА

http://www.sb.by/post/146079/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *