МОЛЧУНЫ И ГОВОРУНЫ

Большинство пациентов безоговорочно внимают докторам, иногда ничего не зная о лечении.

Кому доводилось посещать медицинские учреждения, те наверняка обратили внимание: на самых видных местах размещены выдержки из Кодекса об административных правонарушениях или из Уголовного кодекса, цитирующие статьи, предусматривающие наказание за оскорбление.

Эти мелкие плакатики — последнее предупреждение человеку, измотанному хроническим отсутствием талончиков к нужному специалисту, многочасовым сидением в очередях и прочей медицинской бюрократией. В общем, нам сказано: сидеть тихо, не высовываться, права не качать, а то «попадете под статью».

Надо сказать, что большинство людей и сидят, как мыши, безоговорочно внимают докторам. Есть, правда, «вредные» пациенты, которые могут процитировать статью 41 «Права пациентов» Закона Республики Беларусь «О здравоохранении». В ней говорится, например, о том, что пациент имеет право на «уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения». Почему бы цитаты из закона не разместить рядом с выдержками из кодексов? Невыгодно. Тогда пациенты станут грамотными и, предположим, захотят воспользоваться правом выбора лечащего врача или организации здравоохранения.

В соответствии с упомянутым законом пациенты имеют право на «получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи».

Наши врачи, условно говоря, делятся на две очень неравные по количеству группы: молчуны и говоруны. Первые в основном относятся к советской школе, когда пациент во всем полагался на врача. То есть врач установил диагноз, назначил лечение. При этом не обсуждались какие-то иные методы оказания медпомощи, и тем более никто не волновался о качестве жизни пациента во время и после лечения. По-научному такая система называется патерналисти-ческой. Она жива и до сих пор. Причем устраивает как врачей, так и пока еще большинство пациентов. «Ой, что со мной, не знаю», — жаловалась женщина, находящаяся на лечении в стационаре. «Так вы спрашивайте у доктора, пусть объясняет, это его обязанность», — советовала ей другая. «А что спрашивать, я все равно ничего не понимаю», — отвечала первая. В наш век интернета и доступной литературы грех ничего не знать о своей болезни (если врач сообщил диагноз). Имея хоть какое-то представление о заболевании, почерпнутое из популярной медицинской литературы, можно осознанно вести диалог с врачом.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  По прогнозам врачей он мог не дожить и до 20 лет. История Андрея Шидловича со спинальной мышечной атрофией

Доктор-молчун выполняет свои обязанности, а с пациентом разговаривает по принципу: упал — отжался — встал. Разумеется, молчуны работают исключительно в медучреждениях государственной формы собственности.

Врачи, работающие в частных мед-центрах, просто обязаны быть говорунами. Однако есть такие специалисты и в госмедучреждениях. Как правило, это врачи высокой квалификации и любящие свою работу. Они не только в доступной форме расскажут о болезни, но и о возможных методах лечения. У пациентов в соответствии с законом есть право участия в выборе методов оказания медицинской помощи. Но здесь надо понимать следующее: это право ограничено именно возможными методами. Такая форма взаимоотношений врача и пациента называется партнерской. К сожалению, к ней мало готовы сами пациенты. Некоторые из них возмущаются: «Этот врач ничего не знает, он у меня спрашивает, как лечить». На самом деле врач не спрашивает, а предлагает выбрать приемлемый метод из нескольких. При такой модели взаимоотношений предполагается, что пациент будет иметь хотя бы минимум знаний о человеческом организме и готов нести ответственность за свое здоровье, а не перекладывать ее исключительно на врача.

Это надо знать:

Найдите время или деньги на ежегодное обследование.

Если один врач устанавливает серьезный диагноз, проконсультируйтесь еще как минимум с одним специалистом, а лучше с двумя. Это касается не только диагноза, но и методов лечения.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Врачи работают и с родителями. Какую реабилитацию могут пройти дети с заболеваниями в Беларуси?

Врач обязан предоставить вам полную информацию о состоянии вашего здоровья, применяемых методах лечения, назначаемых лекарствах.

Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством.

Для проведения простого медицинского вмешательства необходимо устное согласие пациента, о чем делается соответствующая отметка в медицинской документации.

Обязательным условием проведения сложного медицинского вмешательства является наличие письменного согласия совершеннолетних пациентов, а для несовершеннолетних — их родителей.

Пациент имеет право отозвать как устное, так и письменное согласие на медицинское вмешательство. Так же он имеет право отказаться от предложенного лечения, врач обязан разъяснить последствия этого решения. Отказ от лечения оформляется в письменном виде и хранится в медицинской документации.

http://www.sn-plus.com

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *