С 1 января текущего года вступил в силу закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», в соответствии с которым пересмотрены подходы к назначению и выплате пособий как основному звену господдержки семьи в период ухода за детьми. В частности, расчет пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет увязан со среднемесячной заработной платой работников в республике, что позволило увеличить его практически в два раза. При этом пособие на второго и последующих детей и на ребенка-инвалида установлено в повышенном размере. Системой государственных пособий охвачено 350,6 тыс. детей — практически каждый пятый ребенок в стране. Пособиями по уходу за ребенком до трех лет обеспечиваются 320,8 тыс. детей (97,3% от численности малышей этого возраста).
Какие дальнейшие меры планируются в Беларуси по поддержке семей с детьми? Стоит ли еще на повестке дня вопрос о введении в нашей стране материнского капитала? Когда будут внесены изменения в законодательство по пособию по уходу за ребенком до трех лет в отношении ремесленников, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов? В каких районах и городах Беларуси самая высокая рождаемость, в каких — самая низкая и каков демографический прогноз на ближайшие годы? Какова динамика внебрачной рождаемости? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты. В ней примут участие заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак и представители отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты.
Вопросы конференции
Крапивин Дмитрий, Новополоцк:
- Когда начнется разработка новой Национальной программы демографической безопасности? Каковы ее главные приоритеты?
Александр Румак:
В 2014 году будет разработана Концепция Национальной программы демографической безопасности, в которой будут определены направления демографического развития нашей страны. Проект самой программы будет представлен в 2015 году.
Цвирко Варвара, Гомель:
- Добрый день! В каких районах и городах Беларуси самая высокая рождаемость, а в каких самая низкая?
Александр Румак:
В целом по стране по итогам первого полугодия 2013 года наблюдается увеличение рождаемости как в городских, так и в сельских поселениях. Самый высокий коэффициент рождаемости в Брестской области – 12,7 на 1000 человек населения, самый низкий в Витебской – 10,7. Больше всего детей родилось в г. Минске и Минской области. В Минске родилось 10 тыс. 974 ребенка, что на 4,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, в Минской области — 8 тыс. 857 детей (рост на 5,3%). Из областных центров лидером является Гомель, где родилось 2 тыс. 705 детей (рост на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Высокий уровень рождаемости отмечен в Минском (1 тыс. 339 детей), Борисовском (1 тыс. 63), Лидском (894), Молодечненском (857), Солигорском (846), Мозырском (793), Оршанском (782) и Жлобинском (751 ребенок) районах. Меньше всего детей родилось в Краснопольском районе Могилевской области (64 ребенка), в Россонском и Ушачском районах Витебской области (по 66 детей).
Роженкова Светлана, Минск:
- Здравствуйте! По оперативным данным, в каком объеме выплачена материальная помощь белорусским семьям на подготовку детей к школе? Одинаковая ли она в разрезе районов?
Александр Румак:
Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы определены мероприятия по социальной поддержке семьи и детства. В рамках Национальной программы (пункт 3 указанных мероприятий) с 2012 года производится ежегодная выплата единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, в размере до 30% бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа календарного года, на каждого учащегося. Бюджет прожиточного минимума на 1 августа 2013 года составляет Br1 026 290. Материальная помощь оказывается во всех регионах республики исходя из возможностей местных бюджетов.
К настоящему моменту выплата материальной помощи продолжается. Итоги будут подведены к 1 октября.
Елена К., Минск:
- Женщина работает в нашей организации с 2008 года. Обязательные страховые взносы за нее уплачивались более чем за 6 календарных месяцев. Она вышла из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 20 мая 2013 года. Ей предоставлялся трудовой отпуск на период с 10 по 17 июня 2013 года. Остальные рабочие дни отработала полностью. Женщина представила листок нетрудоспособности по беременности и родам, который выдан с 29 июля 2013 года. Как определяется среднедневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам?
Светлана Мацулева:
По общему правилу, установленному статьей 9 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и пунктом 21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, размер среднедневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам работникам определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие.
Размер среднедневного заработка определяется путем деления суммы заработка, учитываемого для исчисления пособий, за расчетный период на число календарных дней этого периода.
В число календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, не включаются периоды: трудового и социального отпусков; временной нетрудоспособности; простоя не по вине работника; освобождения от работы в соответствии с законодательством в других случаях (пункт 22 Положения).
Согласно пункту 24 Положения в заработок для исчисления пособий работникам включаются виды оплаты труда (за исключением выплат, носящих единовременный характер), на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы.
Выплаты, произведенные за периоды, исключаемые при определении среднедневного заработка, согласно части второй пункта 22 Положения в заработок для исчисления пособия по беременности и родам не включаются.
Пунктом 23 Положения установлено, что в тех случаях, когда в расчетном периоде у женщины не имеется заработка или имеется заработок менее чем за календарный месяц, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), установленной на день возникновения права на пособия, или исходя из среднего заработка, сохраненного за работником в расчетном периоде в соответствии с законодательством (за периоды трудового отпуска, отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности и в других случаях).
У женщины в расчетном периоде с 1 января по 30 июня 2013 года в июне имеется заработок за полный календарный месяц (с учетом заработной платы за период трудового отпуска). Следовательно, пособие по беременности и родам исчисляется ей по общему правилу исходя из среднедневного заработка за расчетный период с 1 января по 30 июня 2013 года. При этом периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 1 января по 19 мая 2013 года и трудового отпуска с 10 по 17 июня исключаются из числа календарных дней, на которые делится заработок. Заработная плата за период отпуска в заработок для исчисления пособия по беременности и родам также не включается.
Евгения Александрова, Гродно:
- Женщина представила листок нетрудоспособности по беременности и родам, который выдан с 5 августа 2013 года. В период с 1 февраля по 31 июля 2013 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, кроме периода с 20 по 31 мая 2013 года, когда ей предоставлялся трудовой отпуск. Как исчисляется пособие по беременности и родам?
Светлана Мацулева:
Как установлено статьей 9 закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и пунктом 21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, размер среднедневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам работникам определяется за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособия.
Пунктом 23 Положения установлено, что в тех случаях, когда в расчетном периоде у женщины не имеется заработка или имеется заработок менее чем за календарный месяц, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), установленной на день возникновения права на пособия, или исходя из среднего заработка, сохраненного за работником в расчетном периоде в соответствии с законодательством (за периоды трудового отпуска, отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности и в других случаях).
Учитывая, что в расчетном периоде с 1 февраля по 31 июля 2013 года у женщины не имеется заработка, но за ней сохранялся средний заработок за период трудового отпуска, пособие по беременности и родам исчисляется по ее выбору: или из среднего заработка, сохраняемого за период трудового отпуска, или из тарифной ставки (оклада).
Наталья, Минск:
- Прошу разъяснить право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время я проживаю вместе с ребенком и мужем в городе Минске (зарегистрирована в Минске по месту пребывания). Имею регистрацию по месту жительства на территории района, относящегося к зоне с правом на отселение, и удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 22 Закона ЧАЭС). Собираюсь с ребенком выехать к родителям (они проживают по месту моей регистрации). Буду ли я иметь право в этот период на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 процентов?
Вера Лабкович:
В соответствии с пунктом 31 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей основанием для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150% от установленных размеров являются следующие документы лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 3 лет (лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет):
удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статьи 21, 22 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»);
справка о месте жительства и составе семьи или копия лицевого счета, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, если вы зарегистрированы по месту жительства, указанному в удостоверении, вы имеете право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150% от установленного размера независимо от места фактического проживания вашей семьи и от места регистрации ребенка в пределах Республики Беларусь.
Повышенный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается по месту назначения такого пособия. При этом пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150% от установленных размеров: назначается не ранее дня выдачи удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; пересчитывается не ранее первого числа месяца, следующего за месяцем выдачи такого удостоверения.
Елена Николаевна, Гродненская область:
- Вопрос из Гродненской области. В нашей семье двое детей, одному – 7 лет, второму – 12 лет, младшему ребенку установлена инвалидность. Я работаю, муж не работает, получает пенсию в России. Имеем ли мы право на какие-либо государственные пособия и куда за ними обращаться?
Вера Лабкович:
В соответствии со статьей 14 закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, назначается пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей. Пособие назначается на каждого ребенка в размере 50% бюджета прожиточного минимума, а на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — в размере 70% бюджета прожиточного минимума.
Одним из условий, требуемых для назначения такого пособия, является занятость отца (отчима) в полной семье либо родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) на дату обращения за пособием, а также не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем году обращения за ним.
Условие занятости не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем году обращения за пособием, не распространяется на отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя), которые в году обращения за пособием: осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.
Таким образом, для подтверждения занятости в законодательстве не установлено каких-либо ограничений по месту получения пенсии (в Республике Беларусь или за ее пределами), поэтому ваша семья имеет право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей при условии представления документов, подтверждающих получение пенсии, с указанием периода ее получения.
Для получения государственного пособия вам следует обращаться с заявлением и необходимыми документами в организацию по месту вашей работы.
Светлана, Минск:
- Получила пособие на ребенка старше 3 лет по июнь месяц 2013 года, за июль и август пособие не выплачено. При каких условиях оно будет выплачено и когда будет произведена доплата?
Светлана Белаш:
В соответствии со статьей 15 закона пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей выплачивается:
на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно;
на ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, — по день исполнения ребенку 18 лет включительно;
на других детей, которые:
не обучаются в учреждениях образования и не работают, — по день утраты основания, дающего право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, включительно, но не позднее дня достижения ими возраста 16 лет;
являются учащимися учреждений общего среднего образования, — по день утраты основания, дающего право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но не позднее окончания обучения (по июнь включительно);
получают профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования за счет собственных средств, — по день утраты основания, дающего право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но не позднее дня достижения ими возраста 18 лет.
Согласно пункту 2.12 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200, на детей в возрасте старше 14 лет представляется справка о том, что гражданин является обучающимся: на дату определения права на пособие и на начало учебного года.
На основании изложенного выплата назначенного пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей приостанавливается по достижении ребенком возраста 14 лет:
· на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет и ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, – с 1 сентября;
· на других детей, воспитываемых в семье:
в возрасте до 16 лет – с 1 сентября;
в возрасте старше 16 лет: на детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования, – с 1 июля; на детей, получающих профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования за счет собственных средств, – со дня, следующего за днем окончания учебного года (курса).
Выплата приостановленного пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей возобновляется при условии представления справки о том, что гражданин является обучающимся, или иных сведений, подтверждающих, что дети воспитываются в семье.
Исходя из поставленного в обращении вопроса ребенок, на которого приостановлена выплата пособия, в возрасте старше 16 лет (т.е. на 1.07.2013 г. достиг возраста 16 лет). Однако в вопросе не уточнена форма и место обучения ребенка, и его конкретный возраст. Поэтому, если ребенок с 1 сентября 2013 г.:
будет обучаться (продолжит обучение) в средней общеобразовательной школе (в том числе вечерней), государственное пособие за июль-август 2013 года будет доплачено после представления требуемой справки;
будет получать другое образование на бюджетной основе или не будет обучаться – семья права на пособие с 1 июля 2013 года не имеет;
при получении профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования за счет собственных средств – пособие будет выплачиваться с 1 сентября 2013 года до конца календарного года, но не позднее дня достижения ребенком возраста 18 лет. За июль-август 2013 года пособие будет доплачено, если обучение в указанных учреждения продолжено, при первичном поступлении – доплата не производится.
Вероника П., Минск:
- Очень прошу Вас разъяснить порядок назначения пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Моему ребенку установлена инвалидность, в мае месяце ему исполнилось 3 года. После окончания отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет мне оформили отпуск без сохранения заработной платы сроком на 1 год. До исполнения ребенку 3 лет получала на него два пособия: по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Имею ли я право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом на период отпуска, оформленного за свой счет, т.к. в этот период я не работаю?
Вера Лабкович:
В соответствии со статьей 17 закона лицам, работающим по трудовым договорам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 18 лет не назначается и не выплачивается.
Вместе с тем статьей 17 закона работающей матери ребенка-инвалида предоставлено право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Назначение государственного пособия работающей матери, находящейся в других отпусках, в том числе в отпуске без сохранения заработной платы, законодательством не предусмотрено.
Таким образом, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет может быть вам назначено не ранее дня, следующего за днем увольнения с работы.
Одновременно информируем, что согласно пункту 1 части первой статьи 189 Трудового кодекса Республики Беларусь женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан по ее желанию предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск предоставляется в течение календарного года в период, согласованный сторонами.
Кроме того, в соответствии со статьей 190 Трудового кодекса по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен в течение календарного года отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Уважительность причин оценивает наниматель, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.
Таким образом, в указанной ситуации нанимателем в календарном году может быть предоставлен суммарно социальный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 44 календарных дня. Предоставление более длительного социального отпуска без сохранения заработной платы (в пределах нескольких месяцев, лет) законодательством о труде не предусмотрено.
Вместе с тем законодательством о труде предоставлено право оговаривать в коллективном договоре (соглашении) гарантии о предоставлении социального отпуска без сохранения заработной платы большей продолжительности, чем 30 календарных дней, а также оговаривать уважительность причин, на основании которых предоставляется данный отпуск.
Ольга, Минская область:
- Воспитываю ребенка-инвалида 5 лет. Проживаем в г. Минске. Отец ребенка – гражданин Великобритании, помощи нам не оказывает, мы с ним состоим в браке. Мне отказывают в назначении пособия на ребенка, объясняя это тем, что муж не работает в Беларуси, и поэтому права на пособие я не имею. Правомерно ли это?
Вера Лабкович:
В соответствии со статьей 15 закона пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, в которых воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, назначается, если на дату обращения за ним, а также не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем году обращения за таким пособием, трудоспособный отец (отчим) в полной семье либо трудоспособный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель):
работает или осуществляет иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), либо работает в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь;
является военнослужащим, лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
получает профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
зарегистрирован в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного с выплатой пособия по безработице либо проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или обучающие курсы по направлению данных органов;
осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3 лет, является получателем пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.
Для целей назначения государственных пособий семья рассматривается как неполная в случаях, если:
родитель, усыновитель (удочеритель) не состоит в браке;
в случае смерти супруга (супруги), признания его (ее) безвестно отсутствующим (отсутствующей), объявления умершим (умершей);
брак не расторгнут, но в отношении супруга (супруги) вынесено решение суда о взыскании алиментов на детей или о лишении его (ее) родительских прав в отношении детей;
брак не расторгнут, но супруг (супруга) содержится в учреждении уголовно-исполнительной системы или лечебно-трудовом профилактории Министерства внутренних дел либо разыскивается органами внутренних дел по постановлению (определению) органов уголовного преследования или суда либо признан (признана) недееспособным (недееспособной) в судебном порядке.
То есть согласно пункту 5 Положения семья рассматривается как неполная, если брак не расторгнут, но взыскиваются алименты на детей в судебном порядке.
Исходя из указанных вами сведений, ваша семья относится к категории полной, поскольку вы состоите в браке, и алименты не присуждались. Соответственно, для назначения пособия на детей старше 3 лет в 2013 году требуется выполнение отцом условия занятости в Республике Беларусь на дату обращения за пособием и не менее 6 месяцев в 2012 году.
Ввиду того, что отцом ребенка не выполнено условие занятости, установленное статьей 15 закона, права на государственное пособие ваша семья не имеет.
Зайцева Зоя Вас., Молодечно:
- Добрый день! Скажите, пожалуйста, какова ситуация в Беларуси с регулярностью выплаты детских пособий по месту работы?
Александр Румак:
Статьей 5 закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» установлено, что государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия семьям, воспитывающим детей, обязаны обеспечивать их своевременную выплату. Следовательно, ответственность за своевременную выплату пособий законодательством возложена на плательщика обязательных страховых взносов (нанимателя).
Отчетность плательщиков обязательных страховых взносов о своевременности (несвоевременности) выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, не предусмотрена. В связи с этим информация о несвоевременной выплате получателям указанных пособий становится известной, лишь когда они обращаются в государственные органы с просьбой оказать содействие в получении пособий, а также при обращении плательщиков в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты за финансированием средств в связи с несвоевременной выплатой заработной платы.
Юлия, Минск:
- Находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Вышла досрочно на работу на прошлой неделе, 19 августа 2013 года. Пособие за август месяц мне было выплачено в полном размере. Вправе ли работодатель взыскать переплату пособия за период с 19 по 31 августа?
Светлана Коваль:
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет полагается в размере 50% от установленного размера, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет, работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей (статья 13 закона).
С 11 июля 2013 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569, утвердившее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Пунктом 12 Положения установлен единый срок, с которого прекращается выплата пособия или изменяется его размер при возникновении обстоятельств, влекущих их прекращение или изменение, – с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения таких обстоятельств.
В связи с этим за август 2013 года семья имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в полном размере.
Елена, Минск:
- Практикуется ли выплата пособий не в денежной, а в натуральной форме?
Александр Румак:
Выплата пособий в натуральной форме законодательством не предусмотрена.
Смирнитская Светлана, Волковыск:
- Какие санкции предусмотрены законодательством за задержку выплаты детских пособий? И как часто они применяются?
Александр Румак:
Согласно статье 5 закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия семьям, воспитывающим детей, обязаны обеспечивать их своевременную выплату.
Административная ответственность за несвоевременную выплату пособий законодательством не предусмотрена.
Гулько Оксана Ивановна, Бобруйск:
- Здравствуйте. Обращается к Вам мать четверых детей (благополучная полная семья). У нас в собственности была 3-комнатная квартира, после рождения близнецов (в 2001 году) мы стали многодетной семьей, а в 2008 году при финансовой поддержке государства построили две двухкомнатные квартиры общей площадью 112 кв.м., при этом вернув банку стоимость нашей 3-комнатной квартиры наличными (после ее продажи). Здесь и начались наши проблемы, т.к. больших квартир не строят, предложили нам построить две, объединив их через общий коридор, потому что квартиры примыкают друг к другу ванными комнатами и внутри объединить их невозможно. Согласно Закону о совместном домовладении №135-3 глава 2 Статья 8,9 мы можем это сделать с согласия соседей, проживающих на площадке. Один сосед разрешил, а второй нет (ЖСК тоже разрешило).Так вот, дети уже пятый год живут одни в одной квартире, а мы в другой. Переселить всех в одну 2-комнатную? Так это ухудшение жилищных условий, а не улучшение! Два года я сильно переживала, обращалась в Отдел социальной защиты многодетных, там нам не помогли, у нас как у семьи нет никаких прав в этой ситуации, все права у соседей! Я два года назад перенесла тяжелую операцию по онкологии, теперь на группе (мне 40 лет). Скажите, кто может помочь нам объединить квартиры? Из- за того что у нас их две, уже второй год Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г.Бобруйску требует уплатить налог на недвижимость (за вторую квартиру), мне непонятно, на каком основании? В прошлом году мы заплатили, пытались доказать, что государство дало нам две, и это не роскошь для нас. Мы не берем адресную помощь, пусть и с нас не берут лишнее. Помогите разобраться.
Александр Румак:
Уважаемая Оксана Ивановна! Вопросы, изложенные в вашем обращении, не относятся к компетенции Министерства труда и социальной защиты. Решение вопроса по перепланировке квартир относится к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа. По вопросам, связанным с налогообложением, вам следует обращаться в налоговые органы.
Важенко Светлана, Минская область:
- Когда будет создана система льготного кредитования супружеских пар, страдающих бесплодием, для проведения экстракорпорального оплодотворения?
Александр Румак:
Проект указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий предоставление гражданам Беларуси кредита на льготных условиях для проведения оплаты экстракорпорального оплодотворения, разработан Министерством здравоохранения и представлен на рассмотрение в правительство.
Заикина Алёна, Пинский район:
- Планируется ли предоставлять возможность отцам-силовикам право ухода в отпуск по уходу за детьми до 3 лет?
Александр Румак:
Уважаемая Алена! Порядок прохождения воинской службы регулируются специальными законодательными актами. Министерство труда и социальной защиты не уполномочено давать разъяснения по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Николай, Минск:
- Уважаемые господа! Может ли кто-нибудь назвать актуальную сумму, которая, по мнению государства, достаточна для проживания семьи с двумя детьми? Спасибо.
Вера Лабкович:
У каждой семьи свои потребности в материальной обеспеченности и свой уровень достатка. Поэтому говорить о какой-то конкретной сумме было бы не совсем верно. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в соответствии с частью третьей статьи 32 Конституции родители и лица, их заменяющие, обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Данные положения сочетаются с нормами статьи 65 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, согласно которым ответственность за содержание детей возлагается на семью.
В то же время государство, с учетом финансовых возможностей и в соответствии с действующим законодательством, оказывает необходимую поддержку семьям, воспитывающим детей.
Жмых Светлана, Гродненская область:
- Александр Алексеевич! Планируется ли установить в Беларуси административную ответственность за несвоевременную выплату детских пособий? Нужна ли такая мера, на Ваш взгляд?
Александр Румак:
В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. №569, государственные пособия, назначенные по месту работы, выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы. При этом выплата пособий, назначенных по месту работы, производится в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае несвоевременной выплаты заработной платы в установленные сроки или при недостатке страховых взносов финансирование выплаты пособий осуществляется органами Фонда социальной защиты населения. Кроме того, законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и указом от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» предусмотрена возможность обжалования действий нанимателя и органов Фонда соцзащиты при несоблюдении ими законодательства о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, в вышестоящие органы Фонда соцзащиты, Министерство труда и социальной защиты либо в суд.
В настоящее время вопрос об установлении административной ответственности нанимателя за несвоевременную выплату пособий прорабатывается Министерством труда и социальной защиты.
Жаголин С.С., Брест:
- Освобождены ли уже от призыва на военную службу, службу в резерве отцы, воспитывающие троих и более детей?
Светлана Белаш:
Законопроект, предусматривающий освобождение от призыва на военную службу отцов, воспитывающих троих и более детей, разработан Министерством обороны и рассмотрен в первом чтении.
Зеленко С.Д., Витебск:
- Планировалось предоставить услуги няни неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, — до достижения детьми-инвалидами возраста 4 лет, а также семьям при рождении двойни и более детей — до достижения детьми трехлетнего возраста. Когда начнут оказывать эту услугу?
Светлана Белаш:
В первом полугодии текущего года утверждена нормативно-правовая база, регулирующая порядок предоставления услуг няни. За предоставлением данной услуги вам необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства.
Маркина Светлана, Минск:
- Сколько семей в Беларуси получают бесплатно услуги няни? К каким категориям относятся эти семьи?
Светлана Белаш:
В первом полугодии безвозмездно услуги няни предоставлялись семьям при рождении тройни и более детей. В настоящее время утверждена нормативно-правовая база, регулирующая порядок предоставления услуги няни неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, а также семьям при рождении двойни и более детей. Информация о количестве семей, получивших данную услугу, будет известна по итогам 2013 года.
Васнецова Ирина, Минск:
- Скажите, пожалуйста, по новым правилам назначения больничных в каком размере будут выплачиваться декретные молодой женщине, которая пришла на работу сразу после окончания учреждения образования и не платила ранее взносы в Фонд соцзащиты населения?
Светлана Мацулева:
Статьей 9 закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» установлено, что женщинам, работающим на основе трудовых договоров (контрактов), членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, за которых, а также которыми в случаях, установленных законодательством, обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие по беременности и родам, данное пособие назначается в минимальном размере.
Минимальный размер пособия по беременности и родам в месяц устанавливается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам.
Шмарко Светлана, Минск:
- Планируется ли в Беларуси открытие приютов для несовершеннолетних матерей с ребенком?
Светлана Белаш:
Решение об открытии приютов для несовершеннолетних матерей с ребенком принимают местные исполнительные и распорядительные органы. В Минске такой приют открыт.
Гомон Светлана, Минск:
- Добрый день! Скажите, пожалуйста, сколько многодетных семей получили возможность улучшить свои жилищные условия с поддержкой государства за время реализации Нацпрограммы дембезопасности? И сколько еще нуждаются в улучшении жилищных условий?
Светлана Белаш:
Более 32 тыс. многодетных семей смогли улучшить свои жилищные условия.
Смирнова Жанна, Витебск:
- У меня такой вопрос. Возможно ли в рамках государственного соцзаказа финансирование из бюджета проектов по созданию частных детских мини-садов, и что для этого нужно?
Александр Румак:
Система государственного социального заказа введена в области социального обслуживания.
Статьей 1 закона «О социальном обслуживании» даны определения понятий «социальная услуга» и «социальный проект».
Так, социальной услугой являются действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней. Статьей 28 определены основания для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации, к примеру малообеспеченность, сиротство, безработица, наличие инвалидности и др.
К социальным относятся проекты, направленные на создание условий для решения социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оказание образовательных услуг в частных детских садах не относится к социальному обслуживанию.
Решения по формированию и реализации государственного социального заказа принимают местные исполнительные и распорядительные органы, местные Советы депутатов.
Балуев Николай, г.Новополоцк:
- Уважаемый Александр Алексеевич! В Беларуси много говорят о поддержке многодетных семей, немало делается в этом направлении. Почет и уважение оказывают многодетным матерям. Но не пора ли повышать статус отца многодетного семейства? В первую очередь, предоставив ему те же трудовые льготы, что и многодетным мамам. Какие меры планирует министерство в этом направлении?
Александр Румак:
Уважаемый Николай! Безусловно, у матерей первично право на получение трудовых и социальных льгот по природе материнства — вынашивания детей, рождения ребенка, кормления. Вместе с тем законодательство о труде, в частности статья 271 ТК, предусматривает распространение гарантий в части недопущения расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности ИП, а также по основаниям, предусмотренным пп. 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 ТК и пунктами 1-3 статьи 47 ТК, работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком вместо матери. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 №180 предусмотрено продление (заключение нового) контракта отцу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (до окончания указанного отпуска) и досрочно приступившим либо вышедшим из такого отпуска — до достижения ребенком возраста 5 лет.
Статьей 265 ТК предусмотрено право отцов на предоставление одного свободного от работы дня в неделю (месяц).
Иваненко Михаил, Минская область:
- Добрый день! Скажите, пожалуйста, когда будут внесены изменения в законодательство по пособию по уходу за ребенком до 3 лет в отношении ремесленников, ИП, адвокатов и нотариусов? В чем они заключаются?
Александр Румак:
По итогам состоявшегося 15 августа текущего года совещания у главы государства Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными органами государственного управления подготовлен проект указа Президента, в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям, адвокатам, частным нотариусам и ремесленникам предоставляется право на приостановление соответствующей деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и выплату государственного пособия в полном размере в период ее приостановления.
В настоящее время проект указа направлен на рассмотрение в Совет Министров. После подписания его Президентом и вступления в силу его положений вышеуказанным категориям занятых граждан, приостановившим свою деятельность в порядке, определенном правительством, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет выплачиваться в полном размере.
Василенко В.З., Слуцк:
- Здравствуйте! Стоит ли еще на повестке дня вопрос о введении материнского капитала в Беларуси?
Светлана Коваль:
Данный вопрос проработан НИИ труда Министерства труда и социальной защиты в рамках выполнения Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы. По результатам научно-исследовательской работы сделан вывод о том, что введение дополнительных мер экономической поддержки семьи в рамках семейного капитала целесообразно с 2016 года. При разработке проекта Национальной программы демографической безопасности до 2020 года данный вопрос будет рассматриваться с учетом финансовых возможностей государства.
Анищенко Валентина, Гродненская область:
- Планируется ли в Беларуси расширять сеть кризисных комнат? Сколько их уже создано, и на каких условиях туда поселяют?
Вера Лабкович:
По состоянию на 1 августа 2013 года в Беларуси функционирует 53 кризисные комнаты при территориальных центрах социального обслуживания населения (таких центров 149).
Услуги временного приюта в кризисных комнатах предоставляются жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий. Такие услуги предоставляются бесплатно и включают в себя: предоставление спального места с комплектом постельного белья, обеспечение средствами личной гигиены, питьем (питьевая вода, чай), питанием.
Для оказания таких услуг в территориальном центре создаются специально оборудованные отдельные помещения, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Во время пребывания граждан в кризисной комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания.
Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается руководителем территориального центра по месту регистрации (месту жительства) гражданина на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа установленного образца о праве на льготы (для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами).
Договор оказания социальных услуг в кризисной комнате может быть заключен без представления указанных документов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, учреждений здравоохранения, других государственных органов и организаций.
Услуга будет развиваться по мере востребованности и финансовых возможностей региона.