Shadow

Онлайн-конференция: Труд и соцзащита

s001050_738242

Министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щеткина при поддержке БЕЛТА провела 30 октября онлайн-прием граждан и прямую телефонную линию.

Вопросы конференции

  • Олег Гусаков, Минск:
    Марианна Акиндиновна, как будут переноситься рабочие дни в 2014 году?

Марианна Щеткина:

Законодательством о труде правительству Беларуси предоставлено право по согласованию с главой государства переносить отдельные рабочие дни на выходные дни, приходящиеся на субботу.

Ежегодно, до начала очередного календарного года, постановлением Совета Министров осуществляются такие переносы исходя из рационального использования рабочего времени и целесообразности, предоставления возможности работникам спланировать заранее свой отдых в эти дни.

С 2013 года в постановлении указываются все переносы, которые будут в календарном году. Что касается 2014 года, то данный вопрос сейчас прорабатывается. В настоящее время в правительство уже внесены конкретные предложения.

После принятия решения информация о переносах будет размещена на официальных сайтах и в СМИ.

  • Николай, Минская область:
    Возможно ли еще одно повышение трудовых пенсий до конца года?

Марианна Щеткина:

Перерасчет трудовых пенсий будет произведен с 1 ноября нынешнего года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 октября 2013 года №478 “О повышении пенсий”. В результате перерасчета с ноября, по оценке, трудовые пенсии по возрасту увеличатся в среднем на 5,3%. Средняя пенсия по возрасту составит около Br2 млн. 295 тыс. Финансирование расходов на повышение пенсий будет производиться из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Одновременно с перерасчетом трудовых пенсий в ноябре будут перерассчитаны минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2013 года.

  • Павлов О., Гродно:
  • Какие изменения планируется внести в законодательство о минимальной заработной плате?

Марианна Щеткина:

Целью подготовки проекта закона является совершенствование норм законодательства о минимальной заработной плате с учетом практики его применения и международного опыта.

Над законопроектом работала рабочая группа, в состав которой были включены высококвалифицированные специалисты как государственных органов, так и Федерации профсоюзов Беларуси, ассоциаций (объединений) нанимателей, общественных организаций.

В настоящее время законопроект в установленном порядке внесен в правительство.

В новой редакции закона определены термины и даны их понятия, сфера действия закона; изменены подходы к установлению часовой минимальной заработной платы.

При разработке законопроекта изучалось законодательство стран СНГ и Европейского союза, а также учтены практика применения действующего закона в нашей республике и предложения нанимателей и профсоюзов по его совершенствованию.

  • Андрей Малюк, Минск:
  • Законопроект “Об альтернативной службе” – один из самых “секретных”. О нем известно лишь, что документ разрабатывался Министерством труда и социальной защиты и должен поступить на рассмотрение в парламент. Можно ли приоткрыть завесу тайны? Какие категории белорусов могут стать альтернативщиками? Какой предполагается срок альтернативной службы? Какие ее варианты? Будут ли платить альтернативщикам зарплат

Марианна Щеткина:

Подготовка проекта закона “Об альтернативной службе” осуществлялась в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2013 год, утвержденным Указом Президента от 3 января 2013 года №1.

Законопроект разрабатывался рабочей группой, в состав которой вошли представители заинтересованных государственных органов.

В процессе работы по подготовке законопроекта изучен опыт законодательного регулирования альтернативной службы в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Основным подходом, заложенным в законопроекте, является то, что альтернативная служба – это особый вид службы (общественно-полезная деятельность).

В настоящее время Совет Министров готовит внесение законопроекта в установленном порядке в парламент.

  • Елена, Минск:
  • Сообщалось, что прорабатывается вопрос упорядочения назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигшими 80-летнего возраста. Что изменится?

Марианна Щеткина:

Действительно, Елена, этот вопрос прорабатывается. Государственная поддержка должна предоставляться только тому, кто не может самостоятельно справиться с проблемами. Поэтому наша задача – законодательно закрепить именно такой подход. Необходимо полностью исключить случаи, когда оформляется , а за престарелым человеком должным образом не осуществляется.

  • Атрашкевич Дмитрий, Минск:
  • Действующая система оплаты труда бюджетников – громоздкая и сложная в применении из-за множественности различных видов повышений, надбавок, доплат, а также применения корректирующих коэффициентов. Будут ли предприняты шаги по ее упрощению?

Марианна Щеткина:

Да, Дмитрий, Вы правы, мы видим эту проблему.

В настоящее время прорабатываются подходы по упрощению существующей системы оплаты труда и включения ряда выплат в тарифную составляющую заработной платы.

Кроме того, полагаем целесообразным осуществить переход от централизованного к сочетанию централизованного и отраслевого регулирования вопросами оплаты труда в бюджетной сфере. При этом на отраслевой уровень предполагается передать функции по регулированию выплат стимулирующего и компенсирующего характера, связанных с отраслевыми особенностями и спецификой.

  • Марина Гаевская, Орша:
  • Будет ли в Беларуси установлен единый тариф на социальные услуги и в каком размере? Чем это обусловлено?

Марианна Щеткина:

Законодательством о ценообразовании социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания, отнесены к социально значимым услугам, тарифы на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.

В настоящее время территориальными центрами социального обслуживания населения оказываются социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных, исходя из стоимости часового тарифа в среднем около Br3 тыс. Конкретный размер устанавливается облисполкомами и Мингорисполкомом.

Обсуждается необходимость установления рекомендуемой единой нижней границы часового тарифа на социальные услуги по республике. Будем признательны, если и Вы выскажете свое мнение по данному вопросу.

  • Светлана Николаевна, Борисов:
  • Планируются ли новые подходы к определению прожиточного минимума?

Марианна Щеткина:

Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Его стоимостной величиной, в которую также входят взносы и платежи, является бюджет прожиточного минимума. Прожиточный минимум формируют следующие виды материальных благ и услуг: питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования; лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены; жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги.

В соответствии с законом “О прожиточном минимуме в Республике Беларусь” он пересматривается не реже одного раза в пять лет (последний раз – в 2011 году).

В международной практике используется иной метод определения прожиточного минимума, основанный на фактическом потреблении непродовольственных товаров и услуг. Целесообразность его применения в нашем государстве изучается.

  • Эдуард, Минск:
  • Сколько в Беларуси льготников? Каково Ваше отношение к возможности дальнейшей оптимизации льгот? А может, требуется их расширение?

Марианна Щеткина:

В соответствии с законодательством основные социальные предоставляются только тем категориям граждан, которые действительно нуждаются в государственной поддержке и не в состоянии самостоятельно оплачивать соответствующие расходы (инвалидам, гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.), а также тем гражданам, которые имеют особые заслуги перед государством (Героям, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, инвалидам войны, ветеранам Великой Отечественной войны и др.). Эти люди могут состоять на учете в различных органах, обеспечивающих их пенсионирование, в том числе в органах по труду, занятости и социальной защите. 1 октября текущего года на учете состояло около 580 тыс. человек.

Для ряда категорий граждан законом устанавливаются специальные условия для получения льгот. Например, является ли человек неработающим, имеет ли совместно проживающих с ним членов семьи, имеются ли медицинские показания и др. Это позволяет сделать предоставление льгот более адресным, то есть именно тем людям, которые в них наиболее нуждаются.

Кроме того, в республике существуют налоговые льготы, льготы в сфере пенсионного обеспечения и другие. Так, например, есть льготы по налогу в виде стандартного налогового вычета для родителей, имеющих ребенка до 18 лет, для многодетных семей существуют льготы по уплате налога на недвижимость.

В период с 1 мая по 30 сентября все граждане, достигшие пенсионного возраста, в соответствии с указом Президента от 29 апреля 2011 года №176 обеспечиваются правом на льготный проезд в пригородном транспорте, а их в настоящее время порядка 2,5 млн. человек.

В случае необходимости поддержки каких-либо категорий граждан государством принимаются дополнительные меры.

В 2012 году было принято решение о предоставлении льгот детям до 3 лет по обеспечению их бесплатными лекарственными средствами.

В республике сложилась система предоставления льгот. Конечно же, механического расширения льготных категорий граждан быть не должно. Поддержка должна быть адресной. Вместе с тем, каждый из нас понимает, что если в силу объективных причин такая помощь потребуется, со стороны государства она обязательно будет оказана.

  • Петр Николаевич, Минск:
  • Каков объем задолженности плательщиков взносов в Фонд социальной защиты населения? Какова динамика поступлений средств в Фонд? Насколько стабильно и прочно его финансовое состояние?

Марианна Щеткина:

Финансирование выплат пенсий и пособий производится своевременно и в установленные сроки. Финансовое состояние Фонда стабильно.

В нашей стране пенсии и пособия работающим гражданам (в частности, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в связи с рождением ребенка) выплачиваются за счет средств государственного социального страхования. Эти средства аккумулируются в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Источником формирования этих средств являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями и работниками. Учитывая значимость этих выплат, необходимость их своевременного финансирования, законодательством установлены жесткие правила уплаты обязательных страховых взносов – они должны уплачиваться одновременно с выплатой заработной платы, причем в полном объеме. К плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взносов, Фондом применяются соответствующие меры ответственности.

Приходится констатировать, что в последнее время отмечается рост просроченной задолженности по платежам в Фонд. По состоянию на 1 июля текущего года задолженность субъектов хозяйствования по платежам в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь составляет 0,25% от общей суммы планируемых в 2013 году поступлений обязательный платежей.

В связи с этим необходимо обратить внимание, что в период, когда работодателем взносы не уплачиваются или уплачиваются в неполном объеме, у работников не формируются права на социальные выплаты, включая пенсии. В результате неуплата или неполная уплата страховых взносов отразится на размере пенсии или пособия. Органами Фонда социальной защиты населения, на которые указом от 16 января 2009 года № 40 возложен контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании, к субъектам хозяйствования принимаются все меры ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов, установленные законодательством.

На сайте Фонда есть раздел “Должники”, где размещается информация о плательщиках, имеющих задолженность по платежам в Фонд. Это сделано для того, чтобы информация была доступна людям, чтобы привлечь внимание к данной теме.

Работники тоже должны интересоваться тем, как наниматели выполняют свои обязательства. Получить необходимые данные о состоянии расчетов по платежам в Фонд можно в бухгалтерии по месту работы. К сожалению, мало кто интересуется этим вопросом до тех пор, пока не приходит время оформлять пенсию. Следует знать, что на каждое застрахованное лицо Фондом открыт и ведется индивидуальный лицевой счет, где содержатся данные о приеме на работу и увольнении, суммах выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносов, а также сведения о периодах неуплаты страховых взносов. Данные постоянно актуализируются. Любому застрахованному лицу законодательством предоставлено право обратиться в Фонд (в его районный отдел по месту жительства) за получением сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Особое внимание следует обратить на организации, находящиеся в стадии ликвидации (банкротства). Задолженность по страховым взносам должна быть погашена до их ликвидации. В противном случае периоды с неуплатой или неполной уплатой не будут учитываться при реализации работниками права на пенсии и пособия.

Чем чаще наши граждане будут пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них страховых взносов и ставить вопросы о необходимости их уплаты, тем меньше вопросов и проблем будет возникать при назначении пенсий и пособий.

  • Анна Кондрашова, Минск:
  • Есть ли данные о том, сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Планируется ли пересматривать ее параметры, чтобы сделать более привлекательной для граждан?

Марианна Щеткина:

Норма о премиальном увеличении размера пенсии за отложенный выход на пенсию действует в республике еще с сентября 1998 года. С октября 2012 года увеличение за длительную работу без пенсии стало более высоким. Уже более 5 тыс. пенсионеров воспользовались данным вариантом увеличения собственной пенсии. О численности же работников, продолжающих трудиться без получения пенсии, становится известно тогда, когда они обращаются за ее назначением, то есть когда оцениваются их пенсионные права.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии

Согласитесь, Анна, что в этом вопросе первостепенное значение имеет не количественная составляющая. Государством предоставлена возможность выбора, а как распорядиться предоставленной возможностью – решать самому человеку.

  • Елена, Минск:
  • Каковы, на Ваш взгляд, перспективы государственного социального заказа в Беларуси?

Марианна Щеткина:

Перспективы развития социального заказа в республике очевидны. Это качественно новый этап развития оказания социальных услуг. Новой редакцией Закона Республики Беларусь “О социальном обслуживании” предусмотрена возможность реализации государственного социального заказа, в рамках которого будет возможно субсидирование из средств местных бюджетов деятельности негосударственных некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов.

Для внедрения данной новации необходимо определенное время как местным исполнительным и распорядительным органам для выявления проблем, решение которых требуется в первоочередном порядке, так и общественным объединениям – для оценки собственных возможностей и готовности работать в новых условиях.

На данном этапе в рамках проекта, реализуемого при поддержке Министерства труда и социальной защиты Белорусским обществом Красного Креста, в Гродно на практике отрабатывается механизм государственного социального заказа.

  • Елена С., Гродно:
  • Каково Ваше отношение к повышению пенсионного возраста в Беларуси? Если на этот шаг решится пойти Россия, то за ней последует и Беларусь?

Марианна Щеткина:

В Беларуси сохраняется низкий пенсионный возраст – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Такой же возрастной критерий для обращения за пенсией действует и в России, Узбекистане.

Действительно, в условиях старения населения пенсионный возраст повышают во многих странах, в том числе и большинство государств на постсоветском пространстве. В настоящее время мы пошли по пути стимулирования более позднего обращения за пенсией. Кстати, в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации предусматривается введение аналогичного подхода.

Что касается повышения пенсионного возраста, то, по-моему мнению, в рамках Союзного государства наши шаги с Россией в этом направлении должны быть синхронными.

  • Татьяна Павловская, :
  • В Беларуси появляются первые частные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Это, образно говоря, коллеги или конкуренты государственных учреждений соцобслуживания?

Марианна Щеткина:

Забота о достойной жизни граждан в пожилом возрасте – одна из важнейших задач государства. В соответствии с законом “О социальном обслуживании” соцуслуги в нашей стране могут оказывать как государственные организации социального обслуживания, так и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Таким образом, стационарные учреждения, независимо от формы собственности, призваны решать одну задачу – качественное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов. Человек должен иметь право выбора, в какое учреждение ему обратиться за соцобслуживанием.

Сегодня в 79 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания получают услуги более 18 тыс. человек.

В настоящее время негосударственный сектор стационарного (круглосуточного) социального обслуживания только начинает развиваться. Начал работу один частный домом-интернат, располагающийся в Минской области, в котором проживает 12 человек, функционируют несколько Домов милосердия различных религиозных конфессий, действующих на территории нашей страны.

Отмечу, что при создании частного дома-интерната была использована нормативная правовая база для государственных учреждений и опыт их работы в вопросах представления социального обслуживания, обязанностей медицинского персонала, требований к размещению граждан, содержанию помещений, организации питания, пожарной безопасности для организаций, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

В настоящее время министерство совместно с Госстандартом работает над техническими нормативными правовыми актами по вопросам социального обслуживания (виды социальных услуг, требования к объему, условиям и порядку их оказания), которые будут обязательны для соблюдения всеми организациями социального обслуживания, действующими на территории Беларуси.

Мы заинтересованы в расширении сети частных интернатов и открыты для сотрудничества с бизнес-сообществом по данному направлению.

С целью внедрения новых социальных технологий министерством утверждено положение об учреждении нового типа: дом-интернат (отделение) повышенной комфортности для престарелых и инвалидов. В таких учреждениях социальные услуги будут предоставляться на платной основе постоянно или временно. Здесь создаются улучшенные условия проживания, обеспечивается уход на современном уровне, в том числе по индивидуальной программе, с учетом потребностей каждого человека.

Социальное обслуживание граждан в отделениях повышенной комфортности уже реализуется государственными учреждениями социального обслуживания во всех регионах страны, а также в Республиканском интернате ветеранов войны и труда, подчиненном Министерству труда и соцзащиты.

Хотелось бы, чтобы на рынке социальных услуг частный сектор занял свою нишу. И, прежде всего, по созданию комфортабельных пансионатов с оказанием расширенного спектра высококачественных услуг для всех категорий граждан, не только для одиноких. Спрос на такие услуги существует.

Конечно, для человека в пожилом возрасте наилучший вариант – жить рядом со своими родными, оставаться в семье. Но ситуации в жизни могут быть разные. И каждый человек должен иметь возможность выбора.

  • Илона К., Минск:
  • У социальных работников – самая низкая заработная плата. Чем это объясняется и каковы возможности ее повышения?

Марианна Щеткина:

Да, на самом деле у работников, занятых в сфере оказания социальных услуг, уровень заработной платы невысок. Так, в сентябре текущего года их начисленная среднемесячная заработная плата составила Br3 млн. 104,6 тыс.

В сфере оказания социальных услуг занято порядка 33 тыс. человек, из них 5,2% – это работающие на условиях совместительства, то есть отрабатывающие в неделю не 40 часов, а 20, соответственно и заработная плата им начисляется за 20 часов. Порядка 10% работников, занятых в сфере оказания социальных услуг, совмещают другую должность либо профессию и соответственно получают согласно с законодательству доплату за совмещение. Большинство социальных работников не имеет высшего образования, уровень их тарификации невысок – 2-4 разряды. Это объективные причины.

Уровень заработной платы социальных работников в разных организациях различен. Сегодня на стимулирование работников территориальных центров социального обслуживания населения, включая соцработников, помимо бюджетных средств направляются средства, полученные от оказания платных социальных услуг. Чем больше доход от внебюджетной деятельности организации, тем большая сумма средств может быть направлена на материальное стимулирование работников. Это один из источников повышения заработной платы.

Вопросы совершенствования оплаты труда социальных работников будут рассматриваться в комплексе с ее реформированием в целом по бюджетной сфере. Конечно, очень важная задача – обеспечение роста заработной платы во всей бюджетной сфере и для социальных работников в том числе. В первую очередь это связано с ростом тарифной ставки первого разряда.

  • Николай Петрович, Брест:
  • Предусматривается ли оказание материальной помощи бывшим узникам концлагерей к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков?

Марианна Щеткина:

Вопросы выполнения основных мероприятий плана подготовки и проведения мероприятий по празднованию 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, улучшения условий жизни ветеранов, в том числе и оказания им единовременной материальной помощи, рассматривались на заседании Республиканского организационного комитета, состоявшегося 9 сентября текущего года под председательством премьер-министра Михаила Владимировича Мясниковича. Министерству труда и социальной защиты совместно с заинтересованными поручено до 1 января 2014 года внести в установленном порядке в правительство проект Указа Президента “Об оказании единовременной материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и отдельным категориям граждан, пострадавшим от последствий войны, в связи с празднованием 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков”.

Проектом предусмотрено оказание единовременной материальной нескольким категориям: Героям Советского Союза, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда, удостоенным этого звания за заслуги в годы Великой Отечественной войны; инвалидам и участникам ВОВ, лицам, принимавшим участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; лицам, работавшим на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лицам, работавшим на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденным медалью “За оборону Ленинграда”, и лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”; членам семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы ВОВ (родителям, супруге (супругу), не вступившей (не вступившему) в новый брак, детям (в том числе усыновленным) и другим иждивенцам погибшего (умершего), получающим пенсию по случаю потери кормильца); инвалидам с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий; бывшим узникам фашистских концлагерей, тюрем, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны, которым установлено повышение пенсии по указанному основанию в соответствии с законодательством.

В настоящее время проект указа находится в стадии согласования с республиканскими органами государственного управления.

  • Ольга Петрова, Минск:
  • Министерством труда и соцзащиты подготовлен примерный перечень трудовых и социальных гарантий, рекомендуемых для включения в контракты, коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций. Какие новации предлагается внести в социальный пакет?

Марианна Щеткина:

Социальный пакет представляет собой набор дополнительных благ, льгот и услуг, который наниматели, исходя из возможностей организации, могут предоставлять работникам помимо гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Социальный пакет служит средством повышения мотивации работников, помогает предприятиям привлечь и удержать высококвалифицированные и перспективные кадры.

С целью оказания содействия нанимателям в разработке и применении социального пакета в конкретных организациях Министерством труда и соцзащиты был разработан примерный перечень социальных и трудовых гарантий, рекомендуемых для включения в трудовые договоры, контракты, коллективные договоры и иные локальные нормативные правовые акты организаций.

Объемы применения каких-либо элементов социального пакета зависят, в первую очередь, от финансовых возможностей организации, а также заинтересованности руководства в привлечении и удержании высококвалифицированного персонала.

Безусловно, большая роль при формировании социального пакета принадлежит профсоюзам. Среди социальных выплат наиболее часто наниматели используют единовременные выплаты к профессиональным праздникам, юбилейным датам; материальную помощь в связи с рождением ребенка; выплаты бывшим работникам после выхода на пенсию и многодетным семьям на каждого ребенка школьного возраста. Как правило, с высококвалифицированными специалистами заключаются контракты сроком на 5 лет. Многие компании предоставляют льготные санаторно-курортные путевки на и оздоровление детям и работникам. Коллективные договоры крупных организаций предусматривают займы, беспроцентные ссуды на строительство (покупку) жилья, финансируемые из прибыли. Наиболее полное применение социального пакета осуществляется в организациях, имеющих стабильное финансово-экономическое положение.

Был проведен анализ применения элементов социального пакета в 2012 году предприятиями Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности, Министерства архитектуры и строительства и др. В качестве примера можно привести такие предприятия как ЗАО “Атлант”, РУП “Белтелеком”, ОАО “Керамин”. В коллективных договорах этих организаций наряду с положениями о выплатах стимулирующего и социального характера включены такие положения, как заключение контрактов на максимальный срок; поощрительные дополнительные отпуска; отпуска, в том числе оплачиваемые, работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней и заочной форме получения образования; обучение работников в учреждениях образования по целевым направлениям организаций за счет средств нанимателя; повышение квалификации и переподготовка кадров; медицинское обслуживание за счет средств нанимателя; льготные санаторно-курортные путевки на оздоровление; физкультурно-оздоровительные, спортивные, культурно-массовые мероприятия, туристические поездки.

В значительной мере применяется социальный пакет в сельскохозяйственном производственном кооперативе “Ольговское” Витебского района. В частности, коллективный договор содержит большой перечень стимулирующих выплат, в том числе годовые бонусы; перечень социальных выплат, включающий выплаты на удешевление питания, лечение, подготовку к школе; предоставление жилья; помощь в обработке и предоставление семян для приусадебных участков; финансирование учебы, в том числе за границей и так далее.

Для повышения мотивации и поощрения работников наниматель вправе использовать различные меры стимулирующего характера. Конкретные способы дополнительного стимулирования персонала определяются нанимателем самостоятельно, исходя из возможностей организации и степени востребованности у работников той либо иной дополнительной гарантии.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Создано устройство для определения ДНК - мутаций с помощью смартфона

Определенным трендом в этой сфере стало и то, что отдельные элементы социального пакета направляются на формирование дополнительных пенсионных гарантий работникам. Это могут быть дополнительные корпоративные пенсии, которые выплачивает сам работодатель, либо добровольное (корпоративное и индивидуальное) страхование работодателем (возможно, с участием работника) в страховых организациях. Например, дополнительные пенсии работникам формируют на Белорусском металлургическом заводе, ЗАО “Атлант”, ОАО “Беларуськалий”.

Социальные бонусы – это действенный инструмент для привлечения квалифицированных работников.

  • Павел Леонидович Смирнов, Брестская область:
  • Одной из причин производственного травматизма является пьянство на рабочих местах. Как бороться с этим злом? Какие нужны дополнительные меры?

Марианна Щеткина:

Лучший контролер – совесть. Только административными методами результата не достичь. Главное, чтобы людьми это явление воспринималось как крайне негативное. Необходимо создание в коллективах атмосферы нетерпимости к пьянству на рабочих местах. Это должен быть необходимый элемент корпоративной культуры.

До тех пор пока люди будут равнодушно закрывать глаза и не изменят личное отношение к пьющим коллегам, не будет и позитивного эффекта ни от одной программы, ни от одного принимаемого документа. Все зависит от нас самих.

В настоящее время в республике действует Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы, в которой определены основные направления и меры антиалкогольной политики в нашей стране, а также функции задействованных в ее реализации государственных, предпринимательских и общественных структур.

На наш взгляд, эффективными мерами по предотвращению производственного травматизма по причине нахождения потерпевших в состоянии алкогольного опьянения в организациях могут стать следующие: ужесточение в локальных актах требования по недопущению нахождения работников на рабочих местах в состоянии алкогольного опьянения; проведение предсменных и послесменных медосмотров работников; введение коллективной ответственности за непринятие мер по недопущению пьянства на рабочих местах; немедленное отстранение от работы работников, находящихся на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения; совместно с органами внутренних дел привлечение к административной ответственности лиц, находившихся на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Элементарное выполнение работниками внутреннего распорядка обеспечивает нормальный режим работы для всех.

  • Старовойтова О.В., Гомель:
  • При расторжении контракта в связи с истечением срока действия обязан ли наниматель ознакомить работника с приказом об увольнении, если работник в день истечения контракта находится на больничном? Что будет служит подтверждением ознакомления работника с данным приказом. Спасибо.

Марианна Щеткина:

В случае нахождения работника на больничном ознакомить его с приказом об увольнении по истечении срока действия контракта возможно путем направления на его домашний адрес письма с уведомлением.

  • Криставук М.Д., Минск:
  • Здравствуйте! В последние месяцы в Беларуси возрастает дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности. Почему? Каковы аналогичные показатели в сопредельных странах?

Марианна Щеткина:

По оперативной информации, дифференциация по оплате труда в Российской Федерации в январе-августе 2013 года составила 5,2 раза. В Беларуси дифференциация по оплате труда по видам экономической деятельности за январь-август текущего года составила 4,2 раза, за январь-сентябрь – 4,1 раза. Таким образом, в 2013 году указанная дифференциация не возрастает.

  • Светлана, Минск:
  • Я работаю преподавателем в университете. В настоящее время нахожусь в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и пишу кандидатскую диссертацию. Для внедрения результатов научных исследований в составе временного научного коллектива принимаю участие в выполнении НИР по заказу Министерства образования. Со мной заключен договор на выполнение НИР, но за эту работу денежного вознаграждения я не получаю. В этом случае в каком объеме мне должно выплачиваться ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет? Спасибо за ответ!

Марианна Щеткина:

В соответствии со ст. 13 Закона “О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей” лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и выполняющим работу по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособие по уходу за ребенком до 3 лет выплачивается в размере 50 % от установленного размера.

  • Ольховка Филипп Константинович, Минск:
  • Известно, что коэффициент соотношения оплаты труда руководителя и работника не может превышать 8. На практике есть превышение данного коэффициента, предусмотрена ли какая-нибудь ответственность руководителя за такие действия? И если данный коэффициент был установлен в протоколе общего заседания участников ООО, будут ли участники виновными лицами?

Марианна Щеткина:

Превышение коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом, установленного в контракте руководителя организации, является нарушением законодательства о труде.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 9.19.КоАП.

  • Комешко Елена Анатольевна, Гомель:
  • Здравствуйте, я бы хотела узнать следующее. Я работала на предприятии в дневные и ночные смены, моя заработная плата составляла 1800000-1900000 (это то, что я получала на руки). На данный момент я в декретном отпуске (хотя я работала и в ночные смены будучи беременной, легкого труда мне никто не предоставил). Хочу узнать, как начисляется больничный, как его выплачивают и к кому можно будет обратиться проконсультироваться по поводу правильного начисления? Заранее спасибо!

Марианна Щеткина:

Разъяснения по вопросам правильности начисления пособия по беременности и родам можно получить в районном отделе Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов организации, в которой Вы работаете.

  • Кошелева Тамара Васильевна, агр. Ждановичи:
  • Просим разъяснить: какой датой необходимо уволить работника, если он 30.09.2013 ознакомился с уведомлением об изменении существенных условий труда с 01.11.2013 и не согласен продолжать трудовые отношения?

Марианна Щеткина:

В соответствии со ст. 32 ТК РБ наниматель обязан предупредить работника об изменении существующих условий труда письменно не позднее, чем за один месяц до дня изменения.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями трудовой договор прекращается по пункту 5 ст. 35 ТК.

В Вашем случае трудовой договор должен быть прекращен не ранее 1 ноября 2013 года.

  • Крымкина Наталья Викторовна, Могилев:
  • Здравствуйте. Хотелось бы узнать, от чего или от кого зависит поднятие заработной платы на предприятии БелЖД? Моему мужу только раз в год добавляют ее, а в последнее время постоянно задерживают аванс от 2-4 дней. Спасибо.

Марианна Щеткина:

Предприятия Белорусской железной дороги являются государственными коммерческими организациями. В таких организациях заработная плата работников повышается по решению нанимателя в зависимости от эффективности и финансовых возможностей организации.

По вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы Вы можете обратиться в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда.

  • Шумилов Игорь Юрьевич, Барановичи:
  • Согласно какого документа у меня могут на очередном МРЭК снять проценты по нетрудоспособности и поставить 3 рабочую группу (получил высшее образование “инженер-технолог”, 2 группа инвалидности в данный момент, нет ноги выше колена, проблема с лучезапястным суставом правой руки, сам правша)? 2. Какими нормами по времени или же каковы документально нормы по времени при изготовлении основного протеза с момента формирования заказа (протез ноги, в данный момент лечебно-тренировочный, протезировался в ноябре 2012 года)? 3. В чем заключается трудность своевременного протезирования Брестской области? В частности, я хожу на лечебно-тренировочном протезе из положенных 6 уже 11 месяцев. 4. Могу ли я, не согласившись с постановлением МРЭК, обжаловать его и куда мне нужно обратиться? Заранее спасибо.

Марианна Щеткина:

В соответствии с Инструкцией о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья, утвержденной постановлением Совета Министров от 25 октября 2007 года №97 признание гражданина инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК) при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина на основе клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций основных видов нарушений функций и основных критериев жизнедеятельности.

Согласно Положению о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденному постановлением Совета Министров от 11 декабря 2007 года №1722 замена лечебно-тренировочного протеза производится по заключению врачей республиканского унитарного предприятия “Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр” (РУП БПОВЦ), но не ранее 6 месяцев с момента его эксплуатации.

По оперативной информации РУП БПОВЦ, Ваш заказ от 03.06.2013г. 3/1951 на изготовление основного протеза в настоящее время комплектуется. Для протезирования Вы будете приглашены в РУП БПОВЦ до конца 2013 года. Решение Вашего вопроса поставлено на контроль в Министерстве труда и социальной защиты.

Согласно пункту 29 Инструкции гражданин (его законный представитель) может обжаловать заключение специализированной, межрайонной (районной, городской) комиссии в 30-дневный срок на основании письменного заявления, подаваемого в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию.

Комиссия, проводившая медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня регистрации его письменного заявления направляет его заявление, акт освидетельствования с приложением всех имеющихся документов в центральную комиссию.

  • Васютин Александр Фёдорович, Витебск:
  • Существует постановление Совета Министров от 06.09.2006г. №1149 (по уходу за 80-летними стариками). Работает оно или нет? Если да, то как?

Марианна Щеткина:

Указанное Вами постановление работает. Им определены условия, при которых назначается пособие по уходу за пенсионером, достигшим 80-летнего возраста. Для назначения такого пособия необходимо заключение организации здравоохранения о том, что этот пенсионер нуждается в постоянном постороннем уходе. По вопросу назначения такого пособия необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства пенсионера, за которым осуществляется уход.

  • Ященко Татьяна Васильевна, Минск:
  • Здравствуйте. С августа 1991 года по июнь 1994 года я служила в в/ч 32901 п. Болбасово Оршанского района. При исчислении общего стажа период с января 1992 по июнь 1994 не включают в общий стаж для исчисления пенсии, так как часть была переподчинена РФ, хотя и находилась на территории РБ. Правильно ли это? Каким нормативным актом регулируются такие отношения?

Марианна Щеткина:

Согласно Закону Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” начиная с 1 января 1992 года в стаж работы для назначения пенсии засчитываются периоды военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Время службы в российской военной части (независимо от того, что она располагалась на территории Республики Беларусь) в стаж не засчитывается. Таким образом, в стаж Вам может быть засчитано время военной службы до 1 января 1992 года.

  • Михайлова М., Шарковщина:
  • Хозяйство не платит обязательные страховые взносы в ФСЗН с ноября 2012 года. Стаж работника 20 лет и до ноября 2012 года за него уплачивались обязательные страховые взносы (в общей сложности более чем за 6 месяцев всей трудовой деятельности до возникновения права на пособие). В каком размере работнику начисляется пособие по временной нетрудоспособности?

Марианна Щеткина:

Согласно п.2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров от 28 июня 2013 года №569, право на пособие по временной нетрудоспособности имеют лица, занятые деятельностью, в период осуществления которой на них распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

В рассматриваемом случае условие по уплате обязательных страховых взносов для назначения пособия по временной нетрудоспособности не выполнено. В связи с этим у работника нет права на пособие по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем, для более объективной оценки права работника на пособие по временной нетрудоспособности необходимо указать плательщика обязательных страховых взносов, у которого он работает. Давайте рассмотрим Ваш вопрос индивидуально. Вы можете обратиться в Фонд социальной защиты населения по телефону 237-46-70.

  • Акенчиц Елена Александровна, Жлобин:
  • Уважаемая Марианна Акиндиновна, обращаюсь от имени моего отца, Кравца Александра Анатольевича, который работает на Краснобережском крахмало-паточном заводе (сейчас является филиалом Гомельского жирового комбината. Начиная с сентября, всем рабочим, у которых заканчиваются трудовые договора, предлагают уволиться, некоторых переводят на временную работу. При этом они лишаются премий, пайков, отпуска и т.д. Мой отец работает механизатором на этом заводе, является ликвидатором ЧАЭС,в 90-м году перенес тяжелую операцию, до пенсии ему не хватает 3 лет, людям такого возраста на работу устроиться очень трудно. Для получения льготной пенсии (раньше работал механизатором в совхозе) не хватило 9 месяцев, кстати, по вине отдела кадров (неправильно была указана должность). Скажите пожалуйста, правомерны ли такие действия со стороны администрации, ведь страдает большое количество людей? Обидно то,что работа трактористу есть всегда, ему даже отпуск догулять ни разу не дали, на работу часто вызывали и на выходных. И вот пожалуйста – “1 ноября вы будете уволены…”. Заранее благодарны.
ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Минтруда о новациях в системе соцобслуживания: Услуги няни, социализация инвалидов, замещающие семьи

Марианна Щеткина:

В случае истечения срока действия контракта наниматель имеет право прекратить трудовые отношения. Перевод работника на другую работу производится нанимателем только по письменному согласию работника. По истечению срока действия контракта наниматель обязан продлить его действия в случае, если работник достиг предпенсионного возраста: мужчины – 58 лет, женщины – 53 года и которые не имеют нарушений трудовой и исполнительской дисциплины.

Что касается конкретных нарушений: увольнения, лишения премии, отпуска и т.д., Вашему отцу либо Вам по доверенности отца можно обратиться с письменным заявлением в Гомельское областное управление департамента государственной инспекции труда. При получении письменного обращения (с учетом выполнения требований Указа Президента №510 от 16 октября 2009 года) будет проведена внеплановая проверка организации, где работает Ваш отец. По результатам проверки будет дан ответ в сроки, установленные законодательством.

  • Комешко Елена Анатольевна, Гомель:
  • Здравствуйте, я бы хотела узнать следующее. Я работала на предприятии в дневные и ночные смены, моя заработная плата составляла 1800000-1900000 (это то, что я получала на руки). На данный момент я в декретном отпуске (хотя работала и в ночные смены будучи беременной, легкого труда мне никто не предоставил). Хочу узнать, как начисляется больничный, как его выплачивают и к кому можно будет обратиться проконсультироваться по поводу правильного начисления? Заранее спасибо!

Марианна Щеткина:

Разъяснения по вопросам правильности начисления пособия по беременности и родам можно получить в районном отделе Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов организации, в которой Вы работаете.

  • Маргарита Иванова, Могилев:
  • Здравствуйте. Недавнее высказывание Президента о выплатах матерям внесло некую надежду семьям, что у нас, как и в России будут оказывать ощутимую финансовую помощь. На какой стадии сейчас это предложение? Можно ли надеяться на введение капитала уже в следующем году? Спасибо.

Марианна Щеткина:

В настоящее время прорабатываются различные подходы к введению дополнительных мер поддержки семей, воспитывающих детей, с учетом финансово-экономических возможностей государства.

  • Ирина, Новолукомль:
  • Ограничивается ли выплата пенсии работающему инвалиду 2-й группы?

Марианна Щеткина:

Всем работающим пенсионерам (вне зависимости от вида получаемой пенсии), имеющим индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3, пенсии ограничиваются. Исключение установлено только для работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. Им в период работы пенсии выплачиваются в полном размере.

  • Семенова Светлана Петровна, Попасная, Луганская область, Укр:
  • Здравствуйте! Мой муж, электросварщик 4-го разряда хотел бы найти работу в Белоруссии. Скажите, пожалуйста, что для этого надо, какие документы, если он гражданин Украины? Спасибо.

Марианна Щеткина:

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешней трудовой миграции” и Соглашением о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь и Украины, работающих за пределами своих государств, для трудоустройства на территории Беларуси Вашему мужу необходимо иметь специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в республике. Оно выдается по ходатайству нанимателя подразделением по гражданству и миграции управления внутренних дел областного или Минского горисполкома по месту регистрации нанимателя.

Более подробную информацию по вопросу привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь можно получить в Министерстве внутренних дел РБ на сайте www.mwd.gov.by.

Что касается поиска работы в Республике Беларусь, то Ваш муж может ознакомиться с информацией о наличии вакансий на предприятиях республики на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты www.mintrud.gov.by.

  • Серафимович Михаил, Гомель:
  • Добрый день! У меня такой вопрос. Планом совместных действий Совета Министров и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь предусмотрено совершенствование государственной системы адресной социальной помощи по результатам мониторинга эффективности ее функционирования в условиях ликвидации перекрестного субсидирования. Когда начнется мониторинг и в чем он заключается?

Марианна Щеткина:

Мониторинг системы государственной адресной социальной помощи осуществляется регулярно с целью ее совершенствования с начала внедрения в республике. По результатам мониторинга вносятся соответствующие изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 года №41 “О государственной адресной социальной помощи”. Система ГАСП является открытой и ее работа будет корректироваться по мере необходимости.

  • Исаев Евгений Владимирович, Могилев:
  • Как долго еще Минтруда планирует наказывать работающих пенсионеров, том числе инвалидов? 1. Из пенсии вычитается примерно 20% (у меня около 500 тыс. рублей) – за сам факт работы после пенсии. Считаю, что никаких вычетов из заработанной пенсии быть не должно – она и так мала. 2. После ухода на пенсию инвалид автоматически лишается пенсии по инвалидности. 3. Как анекдот можно воспринимать и тот факт, что у работающего пенсионера продолжаются отчисления в пенсионный фонд. С уважением, Е.Исаев.

Марианна Щеткина:

Обязанность участия в формировании пенсионного фонда возложена на всех участников рынка труда. При этом основную нагрузку несут работодатели.

Сегодня неработающие пенсионеры ставят вопрос о невыплате пенсии работающим пенсионерам и увеличении пенсий за счет высвободившихся средств. Чтобы сохранить имеющийся баланс интересов, изменение порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам не планируется.

Законодательством предусматривается, что при наличии права на разные государственные пенсии выплачивается одна по выбору пенсионера. То есть при переходе на пенсию по возрасту выплата пенсии по инвалидности прекращается.

  • Варчук Светлана, Брест:
  • Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин недавно заявил, что трудовые мигранты с 2015 года будут платить взносы в Фонд социального страхования и не будут включаться в обязательное медицинское страхование. Это коснется работающих в России белорусов?

Марианна Щеткина:

Вопрос о пенсионном страховании трудовых мигрантов, пребывающих и работающих в Российской Федерации, урегулирован. Изменения в законодательстве РФ, предусматривающие распространение пенсионного страхования на мигрантов, работают уже с 1 января 2012 года. Что касается социального и медицинского страхования то, как Вы сами указываете, это перспективы. Для этого также потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации. Подробности Вы можете узнать на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

  • Молчанова Надежда Иосифовна, Минск:
  • В Интернете прочитала, что в Беларуси может быть введен налог для безработных к 2015 году, что уже имеется соответствующий проект указа. Правда ли это? Сколько он будет составлять? Цель этого нововведения? Не считаете ли Вы, что введение этого налога может вызвать социальное напряжение в обществе?
  • Артур, Минск: Добрый день! А вам не кажется, что закон против тунеядцев, если он будет принят, ущемит права очень многих белорусов?
  • Корелина Ольга Игоревна, Минск: Недавно в Интернете появились копии документов, касающиеся так называемого налога с безработных. Согласно им, ввести его планируется с 1 января 2015 года, сумма налога составит 20 базовых величин. Как Вы считаете, не слишком ли это большие деньги? Прорабатывался ли вопрос о других мерах компенсации гражданами, не принимающими участие в финансировании госрасходов (платное посещение поликлиник и т.д.)? Опираются ли белорусские власти в разработке налога с безработных на опыт других стран?

Марианна Щеткина:

Национальное законодательство не содержит понятия “тунеядство”, что связано с правом граждан на труд в соответствии со статьей 41 Конституции Республики Беларусь.
Вопрос о механизме компенсации неработающим экономически активным населением части государственных расходов на оказание им и их семьям социальных и иных услуг, дотируемых государством, в настоящее время в республике широко обсуждается. При этом рассматриваются различные варианты реализации.
Вопрос этот сложный, поэтому требует тщательной проработки. В масштабах республики должен быть выработан прозрачный механизм выявления лиц, которые должны компенсировать государственные расходы на социальную сферу.
Если есть конкретные предложения по данному вопросу, то мы будем Вам за них благодарны.

  • Касперович Юлия Игоревна, Минск:
  • Подскажите, пожалуйста! У меня очень щепетильный вопрос – по поводу моей работы. Я устроилась на работу 17.10.2013г., испытательный срок 3 месяца, но я беременная, срок уже 4-й месяц. Может ли быть так, что мой работодатель, узнав о беременности, уволит меня на испытательном сроке, даже если никаких ни замечаний, ни сбоев в моей работе не будет наблюдаться? И что в таком случае делать, есть ли у меня какие-нибудь права?

Марианна Щеткина:

Испытательный срок может быть установлен при заключении трудового договора по соглашению сторон. То есть Вы изначально согласились работать с условием испытательного срока.

Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня либо в день истечения срока предварительного испытания.

При этом если решение об увольнении принимает наниматель, он обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытания. Наличие беременности не может быть такой причиной. В любом случае решение нанимателя об увольнении Вы вправе обжаловать в суд.

  • Адуенко Алексей Сергеевич, Минск:
  • Добрый день!. Интересует ответ на следующий вопрос. В нашей семье 2 ребенка – 6 лет и 2,5 года. Сейчас супруга в декретном отпуске по уходу за дочерью. Она на 7-м месяце беременности. Ранее состояла на учете в центре занятости, больничный по беременности и родам получила в центре занятости. Сейчас в службе занятости сообщили, что в связи с изменениями по больничным листам нет смысла становиться на учет для получения больничного по беременности и родам, так как больничный будет меньше, чем пособие по уходу за ребенком до 3 лет за 2 первых месяца после рождения. Какова сумма больничного за 4 месяца и пособия в случае постановки на учет и пособия по уходу за ребенком за 2 месяца после родов? Действительно ли в нашем случае мы не получим достойную оплату за 4 месяца по беременности и родам при рождении третьего ребенка? Спасибо.

Марианна Щеткина:

Как установлено статьей 7 Закона Республики Беларусь “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей”, право на пособие по беременности и родам имеют женщины, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Согласно статье 2 закона “О занятости населения Республики Беларусь” лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, считаются занятыми гражданами. Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане (статья 3 закона “О занятости населения Республики Беларусь”).

В соответствии со статьей 21 закона “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей” днем возникновения права на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет является день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или день, следующий за днем окончания периода освобождения от работы (службы), учебы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам; для лиц, не имеющих права на пособие по беременности и родам либо не воспользовавшихся данным правом, – день рождения ребенка.

Поскольку Ваша супруга осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3 лет, то она не может быть зарегистрирована в органах по труду, занятости и соцзащите в качестве безработной и права на пособие по беременности и родам не имеет. В таком случае ей предоставляется право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет со дня рождения ребенка.

Одновременно сообщаем, что если право на пособие по беременности и родам у женщины возникнет в ноябре 2013 года, то минимальный размер пособия за 126 календарных дней (за 4 месяца) составит примерно Br2 млн. 160 тыс., в то время как пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, назначенное со дня рождения третьего ребенка, за 2 месяца составит Br4 млн. 368 тыс. 200.

http://www.belta.by/ru/conference/i_362.html


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *