Участница Паралимпийских игр в Сочи, лыжница Татьяна Макфадден из США родилась в 1989 году в Ленинграде с множественными пороками, в том числе спинномозговой грыжей и как следствие параличом нижних конечностей.
Родители отказались от нее и отдали в детский дом, где Татьяна росла до шести лет. Однажды в учреждение приехала представитель департамента здравоохранения США Дебора Макфадден, которая решила удочерить парализованную девочку.
«Татьяна была настолько больна — врачи говорили, что ей недолго осталось жить, — рассказывает Дебора в интервью Русской службе Би-би-си. — Я подумала, что должна сделать так, чтобы она стала сильнее. Она начала заниматься плаванием, потом гимнастикой, и ей все нравилось. Татьяна всегда говорила мне по-русски «я сама» и продолжала развиваться: она оказалась очень одаренной девочкой».
По словам Деборы Макфадден, из-за бюрократической волокиты начала 90-х в России удочерение ребенка заняло у нее около года, который она провела в поездках через океан и обратно.
«Я никогда не думала сама об удочерении, но после того, как я вернулась в тот день из детдома в гостиницу, я не могла думать о чем-либо еще. У нее на тот момент даже не было инвалидного кресла, она передвигалась на руках. Уже потом я узнала, что Татьяна, когда я ушла, сказала директору, что я — «ее мама». Значит, это должно было произойти», — говорит Дебора.
Законодательница Татьяна
Мама Татьяны уверена, что ее дочь, которая является трехкратной чемпионкой летней Паралимпиады в Лондоне в заездах на колясках, добивается успехов наперекор всему. Наряду со спортивными достижениями Татьяна Макфадден уделяет много времени общественной деятельности.
«В Америке дети с ограниченными возможностями не допускались к занятиям спортом в школе, и Татьяне тоже не разрешали, хотя она говорила, что может бегать, — рассказывает ее мама, — Мы подали в суд, выиграли этот суд, после чего Татьяна спросила меня, почему бы не разрешить это повсеместно в США. Я сказала, что на это могут уйти годы. Но мы сделали законопроект, который прошел сначала в штате Мэриленд, а затем и на федеральном уровне. Его неофициальное название — «закон Татьяны».
Не забывает Татьяна Макфадден и о своей исторической родине — России. Когда Госдума приняла законопроект о запрете на усыновление российских детей американскими семьями, спортсменка была среди тех, кто обратился к президенту Путину с просьбой не подписывать «закон Димы Яковлева».
Татьяна уверена, что существовавшее соглашение об усыновлении между Америкой и Россией спасло ей жизнь, а Дебора Макфадден называет принятый в России закон «позорным».
«Нашлись бы русские, которые бы удочерили Татьяну тогда? Я не думаю. Система здравоохранения здесь не имела таких возможностей, какие были у нас в Америке, — убеждена Дебора. — Я не принижаю достоинств России, но жизнь Татьяны не была бы такой, какая она есть сейчас. Если дети могут обрести семью, мы должны помнить об основном приоритете — дать ребенку такую возможность».
Судьба человека
Директор Дома ребенка приехала на Паралимпиаду в Сочи вместе со своими воспитанниками, которые росли вместе с Татьяной. Сразу после участия в лыжной гонке на 12 км Макфадден, занявшая пятое место, встретилась и тепло пообщалась с друзьями детства.
В 2011 году, перед Паралимпийскими играми в Лондоне, Татьяна с Деборой приехали в Санкт-Петербург и встретились с ее биологической мамой Ниной.
«Татьяна сказала мне, что она хотела бы увидеть свою биологическую мать, — вспоминает Дебора. — Как вы знаете, многие приемные родители не хотят этого, потому что никогда не знаешь, какой будет реакция. Однако я понимала, я — ее мать, я ее вырастила, и мы нашли ее родную мать, приехали в Санкт-Петербург и увидели, что это очень приятная женщина.
Сейчас Нина тоже в Сочи, болеет за Татьяну на Паралимпиаде и говорит, что испытывает гордость за нее. Когда, еще не зная Нину в лицо, я подошел к женщине в красном пальто и спросил, она ли — мама Татьяны, услышал в ответ: «Нет, вот мама», и Нина показала рукой в сторону Деборы.
«Если бы не Америка…»
Сама Татьяна в интервью Русской службе Би-би-си заявила, что такая большая группа поддержки придает ей дополнительный импульс, поскольку ей предстоит выступить еще в двух индивидуальных дисциплинах — спринте и гонке на 5 км.
«В Сочи просто здорово, все очень по-доброму. Россия — страна, в которой я родилась, и участие в Паралимпиаде здесь в составе сборной США — нечто особенное для меня, я счастлива, — рассказывает Татьяна, — Сейчас мой дом — Америка, я чувствую себя американкой, но в то же время рада любой возможности приезжать в Россию и узнавать что-то новое о своем прошлом».
На трех летних Паралимпиадах кряду Макфадден завоевала три золотые, четыре серебряные и три бронзовые медали в заездах спортсменов на колясках на дистанциях от 100 до 1500 метров.
«Я горда собой, потому что преодолела очень непростой путь к Сочи. Раньше я уже каталась на горных лыжах и играла в следж-хоккей, так что была хорошо знакома с зимними видами спорта. После лондонской Паралимпиады тренер сказал мне, что следует задуматься об участии в зимних Паралимпийских играх. Он достал для меня все необходимое оборудование и так я начала тренироваться всего около года назад», — вспоминает универсальная спортсменка.
В Сочи Татьяна хочет доказать, что люди с ограниченными возможностями так же сильны, как и полностью здоровые, и могут добиваться успеха.
«Я — живой пример того, как ребенок, рожденный в России, которого воспитала американская семья, добился больших успехов в жизни. Если бы не это, я бы не завоевала десять медалей Паралимпийских игр, не стала бы четырехкратной чемпионкой в марафоне. У меня попросту не было бы возможности учиться в колледже, ездить по миру и даже выступать здесь в Сочи. Мой личный опыт — чудесная, позитивная история», — с улыбкой на улице говорит мне Татьяна.
Интервью Татьяна предпочитает давать на английском языке, но с волонтерами в Сочи легко обменивается фразами на русском, который она старается не забывать.