Под созвездием Красного Креста

В этом году Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в целом и Белорусское общество Красного Креста в частности празднуют круглую дату — ровно 150 лет назад молодой швейцарский бизнесмен Анри Дюнан, потрясенный страданиями тысяч раненых в битве при итальянском местечке Сольферино, положил начало ныне самому массовому гуманитарному движению в мире. Наверное, символично, что именно в юбилейный год Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца объявило всемирную кампанию под лозунгом «Наш мир. Твой шаг». По сути, это призыв к действию для всех неравнодушных. Наш общий дом хрупок, его надо беречь! А о том, что на практике стоит за этими словами, наш сегодняшний разговор с генеральным секретарем Белорусского общества Красного Креста Виктором КОЛБАНОВЫМ.

— Судьба человечества зависит от множества факторов: болезни, старые и новые, глобальные катаклизмы, военные конфликты, техногенные катастрофы, терроризм… Эти вызовы современности и есть сферы приложения сил нашего движения. Сегодня Белорусский Красный Крест — одна из наиболее многочисленных общественных организаций у нас в стране. Более одного миллиона членов и многотысячный отряд волонтеров! Люди, «человеческий капитал» — это наше самое главное богатство. Замечу, что 80 процентов волонтеров Красного Креста — учащаяся молодежь, самая активная часть общества, нацеленная на добрые дела.

— Виктор Васильевич, как же вам это удается? Ведь все общественные организации жалуются: беда у нас с волонтерами!

— Наверное, в первую очередь это объясняется тем, что наша идеология понятна всем. Мы ратуем за гуманизм и милосердие, пропагандируем вечные общечеловеческие ценности. За нами — богатая полуторавековая история, высокая репутация, на благо которой потрудились и многие всемирно известные личности. Кроме того, хороший импульс притоку волонтеров, по нашим наблюдениям, дал не так давно введенный в более чем 500 учебных заведениях Беларуси курс «Исследуя гуманитарное право». Впрочем, главное — не привлечь людей, а удержать. Ведь волонтер — это не штатный работник учреждения, чьи действия строго регламентированы должностными обязанностями, приказами и инструкциями. Нет, это увлеченный человек, которым движут убеждения и бескорыстие! Для него неприемлемы шаблоны, ему необходимо предоставить простор для творчества. Конечно же, здесь очень важна личность руководителя «ключевого звена» — председателя районной организации. Если это тоже человек творческий, то ребята просто загораются идеями. Бывает и так: молодой человек всегда по какой–то причине был в тени других, а придя в Красный Крест, неожиданно раскрывается как настоящий лидер. Не скрою, многие наши волонтеры, закончив учебу и переехав в другой регион, теряют связь со своей организацией Красного Креста. Очень надеюсь, что они обязательно потом вернутся. В любом случае я уверен, что мы уже помогли воспитать настоящих граждан — людей, которым чужда пассивная позиция.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Как живет парализованный айтишник?

— А как же среднее, старшее поколения?

— Вы затронули важную проблему. Нам очень хотелось бы иметь «сплав» задора, креативности молодых и опыта, рассудительности тех, кто постарше. Сейчас как раз ищем мотивацию для возрастных волонтеров. Действительно, это огромный и недостаточно используемый нами резерв. Кстати, за рубежом в волонтерском движении преобладают пожилые. Когда к нам привозят гуманитарные грузы из Западной Европы, мы и сами удивляемся: как правило, их сопровождают представители старшего поколения, часто уже с серьезными хроническими заболеваниями. Но при этом все они — люди увлеченные, очень активные. Думаю, они не только помогают другим, но и продлевают свою собственную жизнь. А вот у нас людей постарше пока сложно привлечь к общественной деятельности: или внуки, или дача, или есть еще желание заработать.

— Одна из первых ассоциаций с Движением Красного Креста — медицинские сестры милосердия…

— Да, это наш клад — 127 медсестер, все альтруистки, живут своим делом, берутся за самый тяжкий труд, хотя получают зарплату меньше, чем в здравоохранении. К сожалению, этот клад тает. Для сравнения: в советское время у нас была 1.000 медсестер милосердия, в 2000 году стало уже 300. А ведь, по сути, мы единственная в стране общественная организация, которая занимается медико–социальной помощью и уходом на дому. Не проходит и дня, чтобы в офисе не раздался звонок: помогите! К сожалению, не всегда есть возможность. Каждая медсестра и так ежедневно опекает по 10 человек, многие — в сельской местности, где расстояния имеют значение. Между тем совместное с БГУ социологическое исследование показало, насколько высока потребность населения в медико–социальном уходе, а демографический крен в сторону старения населения эту потребность будет все более и более увеличивать. Поэтому одна из наших важнейших стратегических задач — как минимум вдвое увеличить количество медсестер милосердия. Это возможно только при государственной поддержке в первую очередь местных бюджетов. Хотя наша деятельность в медицине не ограничивается только медико–социальным уходом. Профилактика социально значимых заболеваний (туберкулез, ВИЧ/СПИД, онкопатология щитовидной и молочной желез, пандемический грипп и другие), обучение населения правилам оказания первой доврачебной помощи — тоже в числе приоритетных направлений.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Из РНПЦ «Мать и Дитя» выписали маленькую пациентку, получившую укол от СМА

— Когда–то Белорусский Красный Крест «замыкал» на себе еще и вопросы донорства, потом времена изменились. Но от каких проектов движение не откажется ни при каких условиях?

— Донорство крови — и по сию пору характерный вид деятельности для многих национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Некоторые из них даже являются монополистами в своих государствах: у них есть служба забора донорской крови, заводы по ее переработке, они обеспечивают препаратами крови систему здравоохранения. А в Беларуси Законом «О донорстве крови и ее компонентов» вся эта деятельность возложена на Минздрав. Со своей стороны мы всячески помогаем популяризировать донорство. Одним из важнейших направлений для нас было и остается преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, аварии на Чернобыльской АЭС в том числе. Под нашей эгидой три передвижные диагностические бригады работают в самых отдаленных уголках Гомельской, Могилевской и Брестской областей, проводя раннюю диагностику заболеваний щитовидной железы. Однако на практике ситуация складывается так, что врачам приходится консультировать больных по самому широкому спектру заболеваний. В следующем году мы пойдем еще дальше: в связи с ростом рака молочной железы планируем приобрести для его диагностики маммографы. Все так же востребована и одна из самых старых служб — служба розыска. По сути, единственная альтернатива программе «Жди меня». 70 процентов моей ежедневной почты — переписка по вопросам розыска людей, пропавших без вести в годы Второй мировой войны, поиска захоронений воинов, а также поиска людей, пропавших уже в мирное время. Кроме того, мы и не думаем отказываться от других традиционных для Красного Креста направлений: противодействие торговле людьми, помощь ее жертвам, поддержка беженцев и мигрантов. Ведь наша миссия и наш долг — защищать и улучшать жизнь, здоровье прежде всего самых уязвимых слоев населения, мобилизуя на это гуманитарный потенциал общества и гарантируя уважение к личности.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Чем может помочь соцслужба и сколько это стоит в Беларуси? Рассказываем понятно

Автор публикации: Людмила КИРИЛЛОВА

Фото: Александр СТАДУБ

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *