Поправит ли здоровье пациента финансовая свобода главврача?

В ближайшую пятилетку в белорусском здравоохранении ожидается реформа по совершенствованию финансовой системы. Ее разработчики предлагают уйти от постатейного контроля сверху за расходованием средств и разрешить главврачам самим решать, как распределять деньги внутри медучреждения.

Что еще предлагается изменить, чтобы улучшить качество медуслуг, выясняет «Завтра твоей страны».

Хроническая финансовая недостаточность

Финансирование белорусского здравоохранения критически недостаточно. По словам начальник управления планирования и экономики здравоохранения Минздрава Елены Ткачевой, в последние годы расходы на эту сферу составляли менее 5%. В то же время по оценке аналитика по вопросам политики в области здравоохранения Бюро Всемирной организации здравоохранения Норы Марковой, с учетом наполняемости белорусского бюджета этот показатель должен достигать не менее 10 (и даже 15) процентов.

Кроме того, отмечают эксперты ВОЗ, имеющиеся средства распределяются не всегда эффективно. Например, около 30 процентов расходуется на амбулаторно-поликлиническое звено, где наблюдается наибольший поток пациентов. Но даже эти средства при существующих в Беларуси механизмах распределения финансовых средств в первичном звене в итоге являлись недостаточными для поддержания качества оказания услуг. Вот почему сегодня в белорусских поликлиниках очереди не уменьшаются, индивидуальный подход к пациенту под вопросом, врачи перегружены, текучесть кадров высокая.

— В тех странах, где первичная медико-санитарная помощь находится на высоком уровне, вся система здравоохранения функционирует более эффективно и качественно, — говорит руководитель Странового бюро ВОЗ в Беларуси Егор Зайцев. — Реформирование первичного звена, и, в частности, механизмов его финансирования является краеугольным камнем для развития высококачественной, доступной и эффективной системы здравоохранения.

Пересмотра подходов финансирования здравоохранения требуют и экономические условия, в которых оказалась страна.

— Бюджет со своими ограниченными возможностями не сможет обеспечить в полном объеме финансирование всех расходов в здравоохранении, — констатирует начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермалович. — Придется искать внутренние резервы в самом здравоохранении для более качественного развития системы, а также привлекать некие внешние ресурсы.

Каждой сестре по серьге

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Футбол на электроколясках! Узнали, как витебчане адаптировали игру для людей с ограниченными возможностями

По какому принципу сегодня финансируется государственное белорусское здравоохранение?

С 2000 года в Беларуси введена система финансирования расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя страны.

— Этот норматив является минимальным и отражает размер бюджетных средств на одного жителя, направляемых для компенсации затрат организаций здравоохранения на предоставление бесплатной медпомощи населению, — поясняет Елена Ткачева.

Специалист подчеркивает: переход к такой модели финансирования в здравоохранении имел положительные последствия для отрасли. В 1990-е годы система здравоохранения финансировалась по «советским правилам», когда больницы получали 80 процентов выделяемых из бюджета на лечение жителей страны средств, поликлиники — только 20. Причем основанием для финансирования больниц служили показатели по койко-занятости, а в поликлиниках – число амбулаторных приемов.

— Больницам было выгодно использовать больше коек и занимать их как можно дольше, при этом затрачивать на лечение сложных случаев как можно меньше усилий, — говорит Елена Ткачева. – А врачей поликлиник такая система финансирования подталкивала не добиваться выздоровления больного, а направлять его на следующий уровень медобслуживания.

В результате, подчеркивает специалист, поликлиники лечили менее 50 процентов обратившихся за помощью. Для сравнения: в западных странах в развитой системе первичного медобслуживания этот показатель составляет 85-90 процентов.

«Советская» модель финансирования не учитывала состояние здоровья больного. В целях ее реформирования было предложено финансирование расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя страны.

— Подушевое финансирование позволило сократить значительное число нерационально используемых больничных коек в стационарах, ликвидировать диспропорцию в числе зарегистрированных врачебных должностей, — говорит Елена Ткачева. – В итоге удалось перераспределить ресурсы с высокозатратной стационарной медицинской помощи на экономичную и включающую профилактику заболеваний амбулаторно-поликлиническую помощь.

Доля амбулаторно-поликлинических организаций сегодня составляет до 30 процентов в общем объеме финансирования здравоохранения, подчеркивает специалист. И уточняет: этого уже недостаточно — доля финансовых вложений в первичную медико-санитарную помощь должна быть увеличена до 40 процентов.

От финансирования по затратам к финансированию по результату

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Беларуси закрыли самый большой сбор на лечение в истории. Собрали почти $3 миллиона

Начальник управления планирования и экономики здравоохранения Министерства здравоохранения уверена: финансовая система здравоохранения требует сегодня реформирования, находится «на следующем этапе совершенствования механизмов финансирования».

— От нас сегодня требуется проведение серьезного анализа, который бы увязывал расходы отрасли здравоохранения с полученными результатами, — убеждена специалист.

По словам Елены Ткачевой, пути и направления совершенствования финансовой системы здравоохранения уже определены двумя документами: Стратегией развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года и Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы.

— Они предусматривают создание системы социально справедливого распределения ресурсов здравоохранения между регионами страны в зависимости от количества выполняемых объемов медицинской помощи и по уровню ее оказания, — подчеркивает представитель Минздрава.

Планируется отказаться от принципов содержания государственных организаций здравоохранения и перейти к принципам оплаты по установленным тарифам конкретных, заказанных, согласованных объемов стационарной и скорой медицинской помощи.

В свою очередь, начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермалович констатирует, что его ведомство считает целесообразным уйти от подушевого финансирования в здравоохранении и выстроить систему, которая предусматривает поэтапный переход от финансирования по затратам к финансированию по результату.

— Мы планируем расширить свободу управления финансовыми ресурсами в здравоохранении, уйти от контроля постатейного расходования средств в здравоохранении, оставить больше полномочий учреждениям здравоохранения, министру здравоохранения, всей системе управления финансовыми ресурсами в отрасли, — говорит Максим Ермалович.

По его словам, предоставление возможности самостоятельно распределять финансирование в здравоохранении станет стимулом для инициативной экономии, когда руководители учреждений здравоохранения будут сами определять, как выстраивать стратегию и тактику развития поликлиники или больницы.

— Они будут заинтересованы оптимизировать затраты, развивать качество предоставления бюджетных услуг, потому что сэкономленные ими деньги никто не станет перенаправлять на другие учреждения, — убежден специалист Минфина.

Кроме того, по словам Максима Ермаловича, в ближайшее время в Беларуси будет вводиться страховая медицина.

— Большинство стран идет по пути развития страховой медицины, — подчеркивает специалист Минфина. — Нам этого пути тоже не избежать, потому что необходимо привлекать средства населения для повышения качества медобслуживания. Поэтому будет развиваться добровольное страхование. Остается открытым вопрос о введении обязательного страхования. Он обсуждается, и уже в ближайшее время будет принято решение вводить обязательное медицинское страхование или все же развивать только добровольное медстрахование.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Какие льготы положены инвалидам в Беларуси

О бедном враче замолвите слово

— Если сравнивать со странами СНГ, то положение дел в белорусском здравоохранении относительно неплохое, — высказывает мнение аналитик по вопросам политики в области здравоохранения Бюро ВОЗ Нора Маркова. – Вопрос в том, как заставить систему работать эффективно. Важным является не только размер средств, выделяемых на здравоохранение, но и эффективность механизмов их распределения внутри системы. На мой взгляд, для Беларуси сегодня наиболее важно рационально перераспределять финансы, в том числе на уровне первичной медико-санитарной помощи.

Эксперт ВОЗ считает, что неоправданно большие средства вкладываются в финансирование скорой медицинской помощи, потому что из-за чрезмерной доступности слишком много людей обращается в «неотложку», а не за оказанием первичной медицинской помощи. В результате первичная служба получает меньше средств, чем скорая помощь.

Что касается предложения отказаться от подушевого финансирования в здравоохранении, то Нора Маркова подчеркивает:

— Отказ от такого финансирования не является решением проблемы. Необходимо учесть все факторы, от которых зависит эффективность оказания медицинской помощи. Например, для того чтобы сделать работу врачей первичного звена более привлекательной в профессиональном и материальном плане, необходимо искать способы материального стимулирования медработников и принципы финансирования амбулаторной помощи в целом.

— Сегодня в поликлиниках страны в выигрышной ситуации оказывается не тот доктор, к которому хотят идти на прием, а тот, который отмечает большое количество посещений, например, проводит профосмотры, — считает представитель Странового бюро ВОЗ в Беларуси Валентин Русович. – А надо подумать, как сделать так, чтобы врач был заинтересован в большем количестве пациентов…

http://news.tut.by/health/216924.html

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *