Сергей Александрович Соловьев — кинорежиссер, сценарист, продюсер. Народный артист РСФСР (1991), режиссер таких замечательных фильмов как «Асса», «Асса -2», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст», «О любви», «Три сестры», «Дом под звездным небом» и многих других.
Психологический навигатор: Сергей Александрович, наш портал посвящен психологии, психологическому консультированию и психотерапии. Каково Ваше видение того, что представляет из себя психология и психотерапия?
режиссер Сергей Соловьев: Эта тема достаточно модная и популярная, и именно поэтому легко искажаемая. Я думаю, что психология – это пограничная наука, в том смысле, что она лежит на трудноуловимой границе того, что может понять о человеке научное знание и того, чего оно принципиально не может понять. Любое научное знание, в том числе психологическое, имеет свои некие пределы, упирается в какой-то момент в некую стенку. Потому что если необъятный духовный мир человека, его душу начать объяснять только физическими величинами, например, количеством вырабатываемых андрогенов или каких- либо других гормонов, то это будет крайне примитивным и совершенно неадекватным подходом к такому сложному явлению как психика человека или его душа. Безусловно, количество андрогенов в моче многое объясняют в функционировании человека, это отрицать глупо, но также глупо претендовать на то, что научное знание объясняет все.
ПН: А в чем Вы видите искажение понимания сути психотерапии и психологического консультирования?
режиссер Сергей Соловьев: Мне кажется, что, к сожалению, иногда психологи забывают ограниченность научного знания, пытаясь объяснить все явления духовной жизни человека с точки зрения науки. Когда психолог спрашивает человека о его сновидении, а потом говорит: «Я все понял», т.к. в своих интерпретациях руководствовался неким научным знанием, то я очень сомневаюсь в том, что действительно ВСЕ понял о человеке.
Вообще когда речь заходит о душе и о всем, что с ней связано, меня несколько смущает всякий научный подход. И речь идет не только о психологии. Например, наука об искусстве. Я убежден, что в искусстве голова и мысли являются достаточно сомнительным инструментом. Что-то другое, АНТИнаучное делает искусство искусством.
ПН: А что в человеке может объяснить наука и что она объяснить, по Вашему мнению, не может?
режиссер Сергей Соловьев: Я себе представляю человека как некое трехэтажное здание, и каждый этаж отвечает за определенный уровень сознания. Первый этаж – это как раз то, что можно объяснить наукой. Второй этаж – это то, что обнаруживается в человеке с помощью искусства и то, что ему дается искусством. И третий, самый верхний этаж – это вопросы веры. Конечно, эти этажи взаимосвязаны между собой. Но эта связь очень тонкая и сложная. Поэтому, когда вопросы искусства или вопросы веры пытаются объяснить количеством щелочи в моче, т.е. с научной точки зрения – я считаю это бессмыслицей и дуростью.
Так называемые глубоко научные теории претендуют сегодня на исчерпывающее понимание всей природы человека, человеческого общества, о природе смерти, жизни, веры. Но нельзя подменить научным знанием те огромные усилия человечества, которые предприняты были людьми для познания мира человеческой души. Известно, что Эйнштейн исключительно далеко продвинулся в своем научном знании, но именно поэтому подошел вплотную к пониманию того, что за всем этим знанием стоит Бог. То есть заканчивается научное знание и начинается Божественное.
ПН: Почему происходят подобные подмены?
режиссер Сергей Соловьев: Я думаю, что дело в том, что люди начинают возводить себе подобных «научных» кумиров потому что так проще. Научное объяснение конечно и не надо думать дальше. Как, например, произошло с теорией Фрейда, когда люди вдруг стали объяснять все, что происходит с человеком с помощью либидо, поставили одну единственную идею во главу угла и превратили ее в фетиш, который все объяснит.
ПН: Очень соблазнительно начать объяснять все мироздание с помощью какой-то одной научной теории. Как психологу уберечь себя от этого?
режиссер Сергей Соловьев: Когда психолог имеет дело с какой-то проблемой, объяснимой с точки зрения науки, то он, разумеется, может и должен применить научное знание. Но он ни в коем случае не должен думать, что этим научным знанием он может объяснить все. Ведь чем больше мы знаем о мире, тем больше мы понимаем, что ничего не знаем. И эта простая мысль должна быть как в сознании психологов, так и тех людей, которые к ним обращаются.
Не надо думать, как думают многие: «сейчас я пойду к психологу, он даст мне таблетку и я все пойму». Нет, психолог не даст такой таблетки. Потому что человек может что-то понять не тогда, когда примет таблетку, а только тогда, когда он разовьет свою душу. А для этого существуют другие методы воздействия.
ПН: Чем на Ваш взгляд может быть полезен психолог?
режиссер Сергей Соловьев: Конечно, психолог, прежде всего, помогает при коррекции каких-то отклонений и аномалий. Но я думаю, что большинство проблем человека все-таки лежат не в аномалиях, а в неком духовном поиске. И вот здесь психологу надо быть крайне осторожным, я бы даже сказал целомудренным. Когда заходи речь о душе, то нахальничать нельзя.
ПН: Что значит нахальничать?
режиссер Сергей Соловьев: Во-первых, думать, что сейчас ты все человеку объяснишь и наставишь на путь истинный. Во-вторых, быть осторожным в диагнозах. Например, когда вдруг ставят диагноз «душевнобольной». Но я не понимаю, как можно ставить диагноз «душевнобольной», если не понятно, что такое душа и не понятно, в каком месте она находится? Вообще, мне кажется сомнительным правильность подхода к человеку с точки зрения его «диагносцирования». Не диагнозы надо ставить, не стараться понять, что это за человек перед тобой, а создать для человека такие условия, при которых он понял бы сам себя.
И эту роль очень часто берет на себя искусство. Ведь искусство бывает и обличительным, и утешительным, и вдохновляющим. Это колоссальное средство психологического воздействия на душу человека.
ПН: А какие вопросы может решить психолог?
режиссер Сергей Соловьев: Мне кажется, что психолог должен не решать вопросы, а уметь их ставить. Например, умнейший человек, актер Саша Кайдановский обожал книжки по психологии. Почему? Он говорил, что в этих книжках он находит список вопросов к белому свету. Это очень важно понять: не ответы, а именно вопросы. Когда человек задает себе вопросы, то этот процесс обогащает его душу, способствует ее взрослению, раскрывает потенциал. Если психолог может этому способствовать, то хорошо.
Интервью брала психолог Ксения Иванова