С. А. Соловьев: КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ДУШЕ, НАХАЛЬНИЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Сергей Александрович Соловьев — кинорежиссер, сценарист, продюсер. Народный артист РСФСР (1991), режиссер таких замечательных фильмов как «Асса», «Асса -2», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст», «О любви», «Три сестры», «Дом под звездным небом» и многих других.

Психологический навигатор: Сергей Александрович, наш портал посвящен психологии, психологическому консультированию и психотерапии. Каково Ваше видение того, что представляет из себя психология и психотерапия?

режиссер Сергей Соловьев: Эта тема достаточно модная и популярная, и именно поэтому легко искажаемая. Я думаю, что психология – это пограничная наука, в том смысле, что она лежит на трудноуловимой границе того, что может понять о человеке научное знание и того, чего оно принципиально не может понять. Любое научное знание, в том числе психологическое, имеет свои некие пределы, упирается в какой-то момент в некую стенку. Потому что если необъятный духовный мир человека, его душу начать объяснять только физическими величинами, например, количеством вырабатываемых андрогенов или каких- либо других гормонов, то это будет крайне примитивным и совершенно неадекватным подходом к такому сложному явлению как психика человека или его душа. Безусловно, количество андрогенов в моче многое объясняют в функционировании человека, это отрицать глупо, но также глупо претендовать на то, что научное знание объясняет все.

ПН: А в чем Вы видите искажение понимания сути психотерапии и психологического консультирования?
режиссер Сергей Соловьев
: Мне кажется, что, к сожалению, иногда психологи забывают ограниченность научного знания, пытаясь объяснить все явления духовной жизни человека с точки зрения науки. Когда психолог спрашивает человека о его сновидении, а потом говорит: «Я все понял», т.к. в своих интерпретациях руководствовался неким научным знанием, то я очень сомневаюсь в том, что действительно ВСЕ понял о человеке.
Вообще когда речь заходит о душе и о всем, что с ней связано, меня несколько смущает всякий научный подход. И речь идет не только о психологии. Например, наука об искусстве. Я убежден, что в искусстве голова и мысли являются достаточно сомнительным инструментом. Что-то другое, АНТИнаучное делает искусство искусством.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Петербурженка со спинальной мышечной атрофией родила здоровую дочь

ПН: А что в человеке может объяснить наука и что она объяснить, по Вашему мнению, не может?
режиссер Сергей Соловьев
: Я себе представляю человека как некое трехэтажное здание, и каждый этаж отвечает за определенный уровень сознания. Первый этаж – это как раз то, что можно объяснить наукой. Второй этаж – это то, что обнаруживается в человеке с помощью искусства и то, что ему дается искусством. И третий, самый верхний этаж – это вопросы веры. Конечно, эти этажи взаимосвязаны между собой. Но эта связь очень тонкая и сложная. Поэтому, когда вопросы искусства или вопросы веры пытаются объяснить количеством щелочи в моче, т.е. с научной точки зрения – я считаю это бессмыслицей и дуростью.
Так называемые глубоко научные теории претендуют сегодня на исчерпывающее понимание всей природы человека, человеческого общества, о природе смерти, жизни, веры. Но нельзя подменить научным знанием те огромные усилия человечества, которые предприняты были людьми для познания мира человеческой души. Известно, что Эйнштейн исключительно далеко продвинулся в своем научном знании, но именно поэтому подошел вплотную к пониманию того, что за всем этим знанием стоит Бог. То есть заканчивается научное знание и начинается Божественное.

ПН: Почему происходят подобные подмены?
режиссер Сергей Соловьев
: Я думаю, что дело в том, что люди начинают возводить себе подобных «научных» кумиров потому что так проще. Научное объяснение конечно и не надо думать дальше. Как, например, произошло с теорией Фрейда, когда люди вдруг стали объяснять все, что происходит с человеком с помощью либидо, поставили одну единственную идею во главу угла и превратили ее в фетиш, который все объяснит.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Пирола: Как протекает болезнь при заражении новым штаммом COVID. Добрался ли он до Беларуси?

ПН: Очень соблазнительно начать объяснять все мироздание с помощью какой-то одной научной теории. Как психологу уберечь себя от этого?
режиссер Сергей Соловьев
: Когда психолог имеет дело с какой-то проблемой, объяснимой с точки зрения науки, то он, разумеется, может и должен применить научное знание. Но он ни в коем случае не должен думать, что этим научным знанием он может объяснить все. Ведь чем больше мы знаем о мире, тем больше мы понимаем, что ничего не знаем. И эта простая мысль должна быть как в сознании психологов, так и тех людей, которые к ним обращаются.
Не надо думать, как думают многие: «сейчас я пойду к психологу, он даст мне таблетку и я все пойму». Нет, психолог не даст такой таблетки. Потому что человек может что-то понять не тогда, когда примет таблетку, а только тогда, когда он разовьет свою душу. А для этого существуют другие методы воздействия.

ПН: Чем на Ваш взгляд может быть полезен психолог?
режиссер Сергей Соловьев
: Конечно, психолог, прежде всего, помогает при коррекции каких-то отклонений и аномалий. Но я думаю, что большинство проблем человека все-таки лежат не в аномалиях, а в неком духовном поиске. И вот здесь психологу надо быть крайне осторожным, я бы даже сказал целомудренным. Когда заходи речь о душе, то нахальничать нельзя.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Законодательством Республики Беларусь определены категории граждан, которые могут воспользоваться преимуществами при пересечении государственной границы

ПН: Что значит нахальничать?
режиссер Сергей Соловьев
: Во-первых, думать, что сейчас ты все человеку объяснишь и наставишь на путь истинный. Во-вторых, быть осторожным в диагнозах. Например, когда вдруг ставят диагноз «душевнобольной». Но я не понимаю, как можно ставить диагноз «душевнобольной», если не понятно, что такое душа и не понятно, в каком месте она находится? Вообще, мне кажется сомнительным правильность подхода к человеку с точки зрения его «диагносцирования». Не диагнозы надо ставить, не стараться понять, что это за человек перед тобой, а создать для человека такие условия, при которых он понял бы сам себя.
И эту роль очень часто берет на себя искусство. Ведь искусство бывает и обличительным, и утешительным, и вдохновляющим. Это колоссальное средство психологического воздействия на душу человека.

ПН: А какие вопросы может решить психолог?
режиссер Сергей Соловьев
: Мне кажется, что психолог должен не решать вопросы, а уметь их ставить. Например, умнейший человек, актер Саша Кайдановский обожал книжки по психологии. Почему? Он говорил, что в этих книжках он находит список вопросов к белому свету. Это очень важно понять: не ответы, а именно вопросы. Когда человек задает себе вопросы, то этот процесс обогащает его душу, способствует ее взрослению, раскрывает потенциал. Если психолог может этому способствовать, то хорошо.

Интервью брала психолог Ксения Иванова

Психологический Навигатор

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *