Что может удержать в провинции молодых медиков
Врач — профессия почетная и… дефицитная. Особенно на селе. В провинции не хватает не только узких специалистов — невропатологов, рентгенологов, анестезиологов. Рядовой терапевт — на вес золота! Профессионалы в возрасте уходят на пенсию, молодые специалисты, отработав положенный срок, подаются в большие города. Узнав, что заведующий Тетеринской сельской врачебной амбулаторией Круглянского района Дмитрий Шпаковский собирается продлить контракт, отправилась к нему в гости. Неужели коренной минчанин решил навсегда обосноваться в деревне?
— Дмитрий прибыл к нам в 2007–м после окончания медицинского вуза. Местные старушки на него разве что не молятся. Как проведали, что доктор взял кредит и купил домик в деревне, обрадовались: значит, хочет остаться, — по дороге рассказывала мне начальник отдела идеологии Круглянского райисполкома Людмила Суперфин. — Что Шпаковский закрепится в районе, и мы надеемся. С медиками острая проблема…
В Тетеринской сельской амбулатории многолюдно. Идет прием пациентов. При амбулатории работает больница сестринского ухода. «Дмитрий Николаевич и специалист, и человек хороший: внимательный, заботливый», — нахваливает «главного доктора» здешняя постоялица, пенсионерка Евдокия Григорьевна Лукьянова. «Обидно будет, если уедет», — вторит старушке медсестра Надежда Целовальник.
— Уезжать пока не собираюсь, — обрадовал молодой доктор. — Родителям сказал, что в Минск не вернусь. Места здесь красивые, люди приветливые. В Круглянскую райбольницу меня на работу не раз звали, но я отказался. В райцентре все совсем по–другому. А здесь зарплата неплохая — миллиона полтора. Конечно, изрядная часть денег уходит на погашение кредита, часть — на бензин. Но без машины — родительского подарка — не успевал бы. В районе медиков не хватает, поэтому совмещаю несколько должностей. В Тетерино я — заведующий. Дважды в неделю мотаюсь за 15 километров в деревню Шепелевичи: там работаю на полставки терапевтом. Еще полставки у меня в Круглом. Надо же людей кому–то лечить. А их только на моем тетеринском участке около полутора тысяч.
«Вот повезло! — подумала я. — Где это видано, чтобы молодой человек поменял столичную прописку на сельскую да еще и радуется этому?» Но журналистской сенсации у меня не получилось. Выяснилось, что осесть в Тетерино или Круглом навсегда 26–летний Дмитрий Шпаковский не планирует:
— Уезжают отсюда молодые специалисты: в этом году уже несколько человек… Дело не в том, что нет нормального жилья (я сперва снимал домик, потом предоставили общежитие). На селе — скука, заняться нечем… Я, к примеру, в бассейн езжу в соседний Белыничский район. Да и невеста моя Ольга, после нархоза по распределению прибывшая в родное Круглое, не хочет тут оставаться. В деревне молодой специалист все равно что звезда эстрады. Каждый шаг — под контролем. От этого ежедневного «рентгена» чувствуешь себя неуютно. Так что годик–другой поработаем и будем, наверное, в Могилев перебираться.
Вряд ли возможный переезд толкового и перспективного специалиста обрадует местных жителей. В Круглянском районе каждый медик на счету.
— Не хватает 4 терапевтов, 2 педиатров, нужны хирурги, невропатолог, — грустно перечисляет заместитель главврача Круглянской районной больницы Михаил Шихман. — Многие врачи, как Шпаковский, совмещают работу в больнице и сельских ФАПах. Чтобы сельчане не остались без квалифицированной медицинской помощи, уговариваем не уходить на пенсию пожилых специалистов. На молодежь особой надежды нет. Вот и сейчас 2 человека сидят на чемоданах: после отпуска вряд ли вернутся, положенный срок уже отработали… Значит, лишимся еще и анестезиолога, рентгенолога. Придется возить снимки в Могилев.
По словам 57–летнего Михаила Семеновича (кстати, выросшего в России, а на Круглянщину приехавшего из Витебска — после окончания вуза), в пору его молодости в райбольнице докторов было столько, что, когда у главврача планерки проводили, из приемной дополнительно стулья несли.
— Может, у нас ответственности было больше, — рассуждает он. — Я ведь тоже одно время порывался в Витебск вернуться, где у меня родители остались, квартира большая. Но что–то удержало меня на этой земле, не хотел бросать ставших уже близкими людей. Нынешняя молодежь более прагматична. Старается жить так, как удобно в первую очередь себе. Такое ощущение, что после распределения многие дни считают, когда «срок» закончится. С одной стороны, я их могу понять. Чтобы молодой специалист закрепился на селе, надо дать ему достойную зарплату и комфортабельное жилье. У нас селят в общежитие. Трехкомнатная квартира в Круглом стоит миллионов 160 — почти как в Могилеве! Хотя проблема с медицинскими кадрами не только здесь. Недавно в газете вычитал объявление: «Смолевичская ЦРБ приглашает участковых терапевтов, невропатологов. Одиноким предоставляем 1–комнатные квартиры, семейным — 2 — 3–комнатные. А ведь Смолевичи рядом с Минском…»
Стало быть, квартирный вопрос — не главное?
…В прошлом году из Краснопольской районной больницы уволились, отработав положенный срок, 8 молодых специалистов.
— Чего им не хватает? Для района зарплата в миллион–полтора — хорошие деньги! — недоумевает заместитель председателя райисполкома Тамара Коваленко. — Жилье выделяем. О таком карьерном росте, как у нас, в столице только мечтать можно! Год–два отработал — уже заведующий отделением. Особенно было обидно, когда молодой терапевт уехала в Бобруйск. Ведь мы ей за свой счет вторую специальность помогли получить — врача–рентгенолога…
Главврач больницы Галина Морозова в беседе со мной не скрывала, что после отъезда молодых специалистов возникли большие трудности. Анестезиолога приходилось вызывать из Черикова или Могилева. Вакантными стали должности врача–рентгенолога, стоматолога. Только терапевтов, включая педиатров, району надо не менее 10… И где их взять?
— Очень надеемся на свежие кадры, — говорит начальник управления здравоохранения Могилевского облисполкома Владимир Шрубов. — В этом году по распределению в область приедут 194 молодых врача. Четверо, из которых двое — терапевты, — в Круглянский район. Еще столько же прибудут туда в следующем году. Условия для молодых специалистов созданы: зарплата хорошая, в некоторых районах области им сразу выделяют служебное жилье. Однако многие согласны жить на съемной квартире, трудиться на полставки, но — в большом городе. Поэтому, на мой взгляд, правильно, что целевикам увеличили срок обязательной отработки. Возможно, именно это новшество поможет решить кадровую проблему. За 5 лет, которые молодой специалист будет трудиться по распределению, он обзаведется друзьями, жильем, семьей. Пустит корни, привяжется к местности… Глядишь — и уезжать никуда не захочет.
Коллаж Ольги ПАК, «СБ»..
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК