Сотовая связь стала для нас столь естественной, что мы уже испытываем серьезный дискомфорт, когда в привычных местах и ситуациях она вдруг становится недоступной. Массовые акции, чрезвычайные происшествия – все это усиливает нагрузку на сотовые сети компаний, и абоненты вместо успешного соединения получают сообщения вроде «сеть занята». Как правильно вести себя в подобных ситуациях? И существуют ли привилегии на «первоочередной звонок» для отдельных категорий абонентов?
После трагических событий 11 апреля мы задали эти вопросы крупнейшим белорусским операторам сотовой связи.
О сотовой сети и нагрузках
Но сперва немного теории. Сотовые сети рассчитаны на определенную нагрузку и в каждой точке могут обслуживать (предоставлять возможность разговора или передачи данных) некоторое конечное число абонентов – обычно это сотни человек. Однако нагрузки в определенных случаях (чрезвычайные происшествия, концерты, массовые акции и т.д.) могут резко возрастать по сравнению с обычными для данного места значениями.
Это значит, что если из одного небольшого района (например, с площади) будут одновременно звонить или принимать звонки сотни абонентов, то дозвониться (им или к ним) удастся не всем. Надо учитывать и нагрузку на сеть в том районе, где находится тот человек, кому вы звоните, и суммарную нагрузку на маршрутизатор оператора…
Операторы отслеживают работу своих сетей постоянно и в случае пиковых нагрузок принимают меры – сознательно ухудшают качество связи (half-rate) с тем, чтобы обслужить большее количество абонентов, производят другую настройку сетей. Однако против тысяч одновременных звонков из одного и того же места при серьезном увеличении нагрузки на сеть в целом (11 апреля все бросились звонить близким) не попрешь – отказы в обслуживании неизбежны.
Как вести себя при перегруженной сотовой сети?
– Не пытайтесь совершать слишком много попыток дозвона в минуту, не используйте автодозвон;
– Используйте 3G-телефон (в режиме «автоматического выбора сети») в зоне 3G-покрытия оператора;
– Используйте SMS, но не отправляйте их большим потоком;
– Используйте 3G-передачу данных, если этот сервис доступен (для общения через Skype, ICQ, e-mail);
– Если есть возможность – покиньте место массового скопления людей.
Теперь рассмотрим эти вопросы подробнее. Как вести себя, когда мобильная сеть перегружена, а надо срочно дозвониться?
Если не получается дозвониться, но работает передача данных (хотя для нее приоритет, как правило, ниже, чем для голосовых звонков) – попробуйте воспользоваться Skype либо другими средствами интернет-общения. Обратите внимание: пользоваться передачей данных есть смысл только в том случае, если ваш телефон поддерживает 3G, вы находитесь в зоне действия 3G-сети и подключены к ней. Передача же данных в 2G-сети (технологии GPRS/EDGE) при серьезной нагрузке на сеть будет практически невозможной.
В крайнем случае можно использовать SMS – даже если звонки не проходят из-за перегруженности сети, сообщения отправляются по служебным каналам, перегрузить которые гораздо сложнее. Однако слишком большой поток сообщений от всех абонентов может замедлить работу SMS-центра оператора и сообщения будут задерживаться в очереди. Поэтому не пытайтесь разослать SMS сразу всем контактам телефонной книжки.
Ну и конечно, если у вас есть возможность – покиньте место массового скопления людей, даже 100-300 метров в условиях плотной городской застройки могут значить многое для качественной работы сотовой сети.
Существуют ли привилегии у тех или иных абонентов?
Теперь поговорим о «привилегированных абонентах». Постоянно после периодов серьезной нагрузки на сотовые сети в форумах попадаются комментарии вроде: «у меня дешевый тариф, поэтому я не мог никуда дозвониться, а у Васи – дорогой, он дозванивался без проблем«.
Да, действительно, подобные возможности в стандарт GSM заложены. Абонентов можно делить на категории («обычный приоритет», «высокий приоритет» и т.п.) в соответствии с технологией «enhanced Multi-Level Precedence and Pre-emption service (eMLPP)». Но, как официально заявляют крупнейшие GSM-операторы Беларуси, она не используется в их сетях.
«У нас нет приоритезации трафика. Сеть velcom имеет достаточный запас по емкости, чтобы обеспечить абонентам качественную связь даже в условиях нарастающего объема трафика. Однако, когда речь идет о лавинообразном одномоментном увеличении нагрузки в сети, абоненты могут испытывать кратковременные перегрузки в локальных местах сети«, – подчеркивают в velcom.
«Компания МТС не осуществляет приоритезацию трафика по отдельным абонентам. Для увеличения пропускной способности сети специалисты компании отключают ряд дополнительных функций, которые в обычном режиме гарантируют качественный сервис«, – сообщили нам в пресс-службе оператора.
«Технически использование «приоритезации» как голосового, так и дата-трафика возможно, но в настоящий момент эта функция не применяется, все наши абоненты находятся в равных условиях«, – отмечают в life:).
Это неофициально подтверждают и технические специалисты крупнейших компаний.
Почему не используется? Вопрос отдельный. Вероятно, причин несколько. Они могут быть как юридическими, так и техническими. Например, Закон «Об Электросвязи» прямо указывает, что «Юридические и физические лица имеют равные права на пользование услугами электросвязи на территории Республики Беларусь» (статья 46). Хотя уже в следующей статье видим: «Для отдельных категорий лиц при пользовании услугами электросвязи законодательством могут устанавливаться льготы и преимущества в очередности оказания услуг электросвязи«. Технические причины могут быть связаны с разнообразием оборудования в сети каждого из операторов и особенностями реализации тех или иных возможностей (установки для абонентов разного приоритета) в устройствах различных производителей.
Итого
Пользуйтесь сотовой связью разумно и без паники – даже в случаях перегрузки сети. Ну и искренне желаем, чтобы эти рекомендации были вам полезны не чаще чем раз в год – по приятному поводу, на Новый год.