Ветеран труда Пётр Бобчёнок более 45 лет трудился на Гомельском химическом заводе: прошёл путь от механика до начальника конструкторского бюро. А ещё Пётр Михайлович – инвалид с раннего детства. Но это не помешало ему научиться водить авто и активно им пользоваться. Все его машины были с ручным управлением, и вот пришла пора купить новую. Эта перспектива пенсионера совсем не радует. И причина не в стоимости машины, а в сопутствующих затратах, которые выливаются в почти 2 тысячи долларов. А все потому, что в Беларуси не выпускают машины для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проблема не личная, уверен Пётр Бобчёнок, и пришёл на приём к депутату парламента. Вот что из этого вышло.
– В детстве после войны заболел полиомиелитом. Несколько лет был прикован к постели. Затем болезнь немного отступила – стал передвигаться самостоятельно с помощью костылей. К тому времени правая нога у меня, как говорят в народе, практически отсохла. Поэтому в школу пошёл уже на протезе, – рассказывает пенсионер.
Вместе с тем, инвалидность никак не повлияла на стремление Петра Михайловича жить полноценной жизнью. Чтобы не отставать от сверстников, он научился кататься на велосипеде. А когда устроился на работу, государство выделило ему автомобиль ЗАЗ («Запорожец») с ручным управлением.
– Не бесплатно, конечно, но со значительной скидкой, – уточняет Пётр Бобчёнок. – Было это в 1970 году. А за пару лет до распада СССР по той же схеме я стал обладателем «Таврии», также с ручным управлением. Ох, и намучился я с ней! Больше ремонтировал, чем ездил, – вспоминает пенсионер.
Поэтому в 1997 году Петр Михайлович решил поменять капризулю-таврию на минивен «Фиат-скудо». Машина не подводила. К тому же была очень вместительной – внутрь без труда помещалась инвалидная коляска.
Но всё имеет свой срок годности. Вот и «Фиат» всё чаще стал давать сбои. Пришло время приобретать новый автомобиль. Такая перспектива Петра Михайловича не очень радует. И вот почему.
До 2007 года инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата по заявкам обеспечивались автомобилями «Ока» и «Таврия» с ручным управлением. Отдельные категории, вроде ветеранов Великой Отечественной войны, бесплатно, остальные – по 20% стоимости. Но когда эти модели сняли с производства в России и Украине, такая возможность исчезла. Взамен инвалидам разрешили приобретать обычные машины и переоборудовать их на ручное управление. Звучит неплохо, но на практике всё не так радужно.
– Пригонять в Беларусь авто, специально оборудованное для инвалидов, невыгодно с финансовой точки зрения ни продавцу, ни покупателю. А для того, чтобы купить и переоборудовать обычный автомобиль, сначала его необходимо зарегистрировать в ГАИ и получить техпаспорт. Для чего мне нужно попросить об этой услуге кого-то из водителей. Сам я сесть за руль такого авто не могу как физически, так и по закону. После того как машина будет зарегистрирована, надо написать в ГАИ заявление и получить направление на экспертизу, где мне выдадут заключение – подходит ли конструкция авто для переоборудования. Проводят её Республиканский полигон для испытаний мобильных машин и Белорусский национальный технический университет. Оба расположены в Минске. Значит, вновь необходимо искать человека, который сядет за руль, и ехать с ним в столицу, – описывает непростую процедуру Пётр Михайлович.
Но и это ещё не всё. После положительного результата экспертизы необходимо найти фирму, имеющую лицензию на переоборудование машин для инвалидов. А потом уже переоборудованный автомобиль должен пройти экспертизу, на основании которой владельцу выдадут разрешение и новый техпаспорт.
Естественно, что все эти манипуляции не бесплатные. Только переоборудование авто стоит около 1 тысячи рублей. Накладные расходы тоже немаленькие – проживание, «командировочные» водителю, топливо.
– При этом не факт, что всё удастся сделать оперативно. Читал в интернете, что у одного инвалида процесс занял около месяца. Но он минчанин, а иногородним каково? – задаётся вопросом Петр Михайлович.
По подсчетам пенсионера, на все процедуры придётся потратить не менее двух тысяч долларов.
Ветеран труда обратился к депутату парламента Ирине Довгало с предложением организовать в Беларуси выпуск легковых машин для льготного обеспечения ими таких инвалидов, как он. И даже предложил свою помощь на безвозмездной основе.
Депутат сделала запрос в Министерство промышленности страны. Но, к сожалению, ответ из ведомства оказался отрицательным: «Производство специализированных автомобилей для инвалидов в Беларуси нецелесообразно». По данным за 2021 год Республиканский полигон для испытания мобильных машин выдал всего 35 разрешений на переоборудование авто для инвалидов.
Так что же, проблема так и останется нерешаемой? И людям с ограниченными возможностями для того, чтобы сесть за руль собственного автомобиля, придется проходить для этого все круги бюрократического ада?
С этим категорически не согласны ни сам Пётр Михайлович, ни Ирина Довгало.
Комментарий депутата:
– В Беларуси проживают около 30 тысяч инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если даже половина из них пожелают самостоятельно управлять собственным авто, государство не вправе лишать их такой возможности. Но закавыка в том, что спрос очень низкий. Вот почему белорусские производители автотехники не берутся запускать специальную линию по выпуску автомобилей с ручным управлением. Закупать такие машины централизованно тоже нецелесообразно с учётом индивидуальных особенностей водителей.
А вот с получением соответствующего заключения от Республиканского полигона для испытаний мобильных машин ситуация несколько отличается от описанной. Сегодня любой желающий может дистанционно подать заявку, после чего ему назначат дату, когда следует предоставить переоборудованный автомобиль на экспертизу.
Но соглашусь с героем материала: даже такая возможность не решает проблемы – время экономится, но необходимость поездки за сотни километров остаётся. Со всеми сопутствующими неудобствами и расходами.
Какой выход? Децентрализовать услугу! В каждом областном центре одной или нескольким фирмам по ремонту авто предоставить право переоборудовать их под ручное управление. Тем более что это не лицензионный вид деятельности.
Что касается выдачи заключения, то в том же Гомеле существует немалое количество специализированных организаций, включая научно-экспериментальную базу технических вузов, которые могли бы выдавать необходимые документы. Одновременно прорабатывается вопрос о предоставлении возможных налоговых и иных льгот тем организациям, которые возьмутся за решение этой социальной проблемы.
Источник belkagomel.by