Ген, вот твой документ

Ген, вот твой документВ ОТЛИЧИЕ от обычного паспорта, который мы обязаны предъявлять по требованию, генетический — документ сугубо конфиденциальный. Какая информация в нем хранится, зачем он нужен и сложно ли его получить, корреспондент «СОЮЗа» выясняла в Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, где единственная в стране аккредитованная лаборатория генетики человека выдает ДНК-паспорта.

По своему хотению

Очередей тут нет, но работы хватает. Стоит только сказать, что ДНК-тестирование прошли спортсмены 12 национальных команд. Но и «с улицы», даже несмотря на отсутствие рекламы, людей приходит все больше.

— За этот год у нас заказали паспорта более 50 человек, — рассказывает руководитель лаборатории, доктор биологических наук Ирма Моссэ. — Интерес растет. Взрослых в основном волнует предрасположенность к таким опасным и распространенным заболеваниям, как сердечно-сосудистые (инфаркты, инсульты), диабет, остеопороз. Для детей востребовано определение спортивных способностей. Конечно, «для себя» можно заниматься любым видом, но если речь идет о спорте высоких достижений, то важно, спринтер ты или стайер, сможешь ли вообще выдерживать нагрузки, не приведет ли это к проблемам с сердцем.

Ген, вот твой документТак что ДНК-тестирование — это забота не только о здоровье, но и о жизни, в случае если выявлены опасные мутации. Но не стоит думать, что полученная информация сможет в чем-то ущемить права, например, лишить возможности заниматься определенным спортом. Во-первых, она конфиденциальна: обладатель генетического паспорта сам решает, будет ли кто-нибудь иметь доступ к этим данным. Во-вторых, выполняет роль регулировщика, показывая, какой дорогой стоит двигаться, а где вас поджидают неприятности.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Создан биоробот из клеток взрослого человека

В ДНК-паспорте нет обязательного набора сведений. Вообще в лаборатории могут «проверить» более трех десятков генов, например, ответственных за риск сердечно-сосудистой патологии, диабета, остеопороза, нарушение слуха, развитие гипоксии, бронхиальной астмы, гемохроматоза, невынашивание беременности, а также выяснить чувствительность к лекарственным препаратам. Подход к каждому посетителю — индивидуальный. Все начинается с обстоятельного разговора в кабинете у Ирмы Борисовны, где определяется нужный для конкретного человека «круг» исследуемых генов. И уж затем, после заключения договора, клетки берутся для изучения. Как это происходит, мы опробовали на себе.

Больно не будет

ДНК можно выделить из чего угодно: ногтя, волоса, капли крови. Но ни стричь, ни колоть палец нам не стали, лишь провели стерильной ватной палочкой по внутренней стороне щеки. Собственно, и всс. На этом этапе клиенты обычно отправляются домой и лишь через 2-3 недели приходят уже за готовым документом. Мы же задержались подольше, чтобы проследить путь собственных генов в недрах лаборатории генетики человека.

Для начала нашу палочку поместили в пробирку и отнесли в специальную комнату, где клетки разрушили до белков, жиров, углеводов. Потом эту смесь химическим способом «почистили» и оставили только ДНК. Процесс ее выделения занимает от 2 до 4 часов. А чтобы выбрать только интересующие гены, в пробирку в стерильном боксе добавили специальные реактивы. Они действуют как зонды: цепляют определенный ген, подходят к нему, как ключ к замку. Но так как ДНК крохотная, работать с ней крайне сложно. Поэтому ее и запускают в прибор, умножающий примерно в миллион раз: амплификатор. Следующий этап — электрическое поле, где разгоняются различные фрагменты (куски) ДНК. Изображение выводится на монитор компьютера, и уже можно определять, благоприятный или нет вариант гена перед нами. Вообще методик работы с генами тут несколько, и часть их разработана непосредственно сотрудниками лаборатории. В итоге процесс стал дешевле и быстрее. Анализ одного гена обходится от 10 до 20 долларов. Это значительно дешевле, чем за рубежом.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Генетические ножницы: как из ДНК «вырезают» рак, ВИЧ и другие болезни

Как гены лягут

ДНК-документ в кармане во многих случаях значительно облегчает жизнь. Сейчас врачи говорят о персонализированной медицине, о том, что лечить надо не болезнь, а больного. А как определить, чем один человек отличается от другого? Ирма Моссэ уверена, что это возможно только на основании генетических паспортов:
— Врачи заинтересованы в сотрудничестве с нами. Особенно кардиологи. Вот делается операция на сердце — потребление кислорода в это время отсутствует. Есть люди устойчивые к гипоксии, а есть чувствительные. Надо давать препараты. Для врача важно — выдержит пациент отключение сердца на столько-то минут и сколько ему надо дать препарата. Это такие особенности, которые можно выявить только генетическими способами.

Часто в лабораторию обращаются дамы с проблемой невынашивания беременности. Когда возраст уже не юный, время идет, а попытки выносить заканчиваются неудачей, найденная причина может определить будущее. Кстати, чаще всего в ситуации виноваты тромбозы, но важно выяснить, в каком звене цепи неполадки, чтобы потом устранить их медикаментозно.

…В кабинете Ирмы Моссэ внимание привлекает эффектная картина — небоскребы с освещенными окнами, озаренные буквально космическими лучами. Оказалось, ее авторы… сотрудники лаборатории. Небоскребы — это изображение набора генов плюс немного работы дизайнера. Такие картины сейчас — последний писк моды, особенно за океаном.

КСТАТИ

Одно из направлений работы белорусских генетиков — определение этногеографического происхождения далеких предков. Были ли в роду балты, как свидетельствует семейная история? Правда ли, что прадед-моряк привез жену из экзотической страны? Ученым под силу распутать и такие семейные тайны.

 

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  FDA впервые одобрила терапию на основе редактирования генов CRISPR

vasilishina@sb.by

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

Фото: Виталий ГИЛЬ

Дата публикации: 06.12.2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *