Как в старину на Руси царей лечили

Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна Исаченко. Она рассказывает читателям о том, как лечились в старину на Руси.

— Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней сердца, от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми «актуальными» в ХVI веке?

— В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть головной боли, трясавице — лихорадке, появляющейся при простуде, а также кашлю и очной болезни — заболеваниям глаз. Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, «безсильству и сердечному биению». Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие «иммунитет» появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно, появлялись не от хорошей жизни.

— И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?

— На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Ягоды, фрукты, травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, но также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене.

— Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?

— Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение. Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого «держит трясавица», то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Москве нашли мужчину, спасшего инвалида-колясочника при теракте в Крокус Сити Холле

Другой рецепт — для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, «чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит». Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию. В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог современной и столь популярной сегодня «чистки печени»: пить сок полыни «по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник — примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром». Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.

— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

— Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали «петросильевой травой» и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к «нечистоте телесной», чтобы кожа стала гладкой и красивой.

Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: «капуста варена с семенем капустным и в питии приятна — никакой человек в тот день не напьется пьяным». Такой отвар также «сладостен сон наводит».

— Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?

— У наших предков этих проблем не было. Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный — значит, сытый, благополучный, богатый, а худой — синоним слов «бедный, малоимущий». Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт «тукость (тучность) наводит телу человеческому». И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Деликатная проблема — хронический запор

— Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?

— Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко. В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что «молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко». Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова «экология» в ту эпоху и не знали.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле — » тогда мокрость из груди выведет». Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.

Не забывали и о «птицах, к лекарству угодных». Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку «белок яичный холодит, а желток согревает». Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенно, если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.

— В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?

— Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз «в огне не сгорит и иными никакими вещами не может вредитися», а магнит «железо влечет к себе». Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему — мигом слетит с кровати, » как бы ее кто спихнул». Или когда царский врач советует воину носить алмаз, вправленный в рукоять оружия, с левой стороны — тогда он будет сохранен от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то он сделает безвредным любой яд.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Пенсию в Беларуси можно будет получить только в банке, а не на почте. Кого это коснется?

Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство — жемчужины? Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: «золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит», писал лекарь Василия III.

— А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?

— Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека. В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья: » накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления «.

http://med.by/

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *