Хотя об ипохондриках постоянно слагают забавные истории, жить с ними рядом совсем не забавно, а порой просто невыносимо. Но иногда приходится.
Знакомьтесь, ипохондрик
Он постоянно беспокоится о здоровье. У него, как он всерьез подозревает, рак, или тайный инфаркт, или ВИЧ. Он проводит много времени у врачей, ходит на всевозможные обследования, но сомневается в их результатах.
Как показало одно исследование, в течение недели около 80% всех людей чувствуют или наблюдают у себя какие-нибудь странные явления: боли, головокружения, пятна на коже и т.д. Потом, даже если они немного побеспокоились на тему здоровья, обычные люди об этом забывают. Или успокаиваются, поговорив с врачом.
Женщины и мужчины страдают ипохондрией примерно в равной степени.
Но ипохондрик не таков: он начинает думать о всяких страшных болезнях. Он читает справочники, лезет в интернет — и всюду находит подтверждения своим самым мрачным прогнозам. Если у него болит голова, это, возможно, опухоль мозга, а если кольнуло в сердце, надо ожидать инфаркта. Он идет к врачу, делает обследования, слышит, что у него все в порядке, но никому и ничему не верит: ведь доктора ошибаются, а анализы не всегда выявляют истину. Беспокойство толкает его на новые поиски: ему нужен другой врач, новые анализы и обследования — но ничто не избавляет его от тревоги.
Почему он такой? Точно ответить на этот вопрос наука пока не может. Согласно одной теории, в развитии ипохондрии играет роль особая чувствительность человека к таким внутренним ощущениям, на которые обычные люди не обращают внимания.
Известно, что риск развития подобной мнительности выше в том случае, если человек переживал серьезные болезни в детстве, а также в момент стресса, особенно после потери близкого. Кстати, ипохондрия, возникшая в момент стресса или на фоне депрессии, быстрее проходит.
Довольно часто ипохондрики происходят из семей, где слишком трепетно относились к здоровью, где стоило, например, ребенку кашлянуть, чтобы прогулка была мигом отменена.
И, наконец, ипохондрию подпитывает обилие «нужной» информации: прекрасно известны истории о студентах-медиках, которые находят у себя все изучаемые болезни. Разве что кроме самой ипохондрии.
Мним ли больной?
Больной человек, каковым считает себя ипохондрик, заслуживает особого внимания и бережного отношения. Он вправе отказаться от неприятных обязанностей, не чувствуя себя виноватым. Кроме того, это своего рода косвенное общение. Довольно рискованно заявить жене: «Я ненавижу наш брак», особенно когда это может привести к открытому конфликту.
Вместо этого ипохондрик говорит: «Меня подташнивает. Наверное, открывается язва».
Или человек не готов признаться: «Я совершенно одинок!». Вместо этого он говорит: «У меня болит сердце», — привлекая к себе внимание и заботу.
Однако не стоит спешить называть ипохондрика коварным обманщиком, подлым эгоистом и хладнокровным манипулятором. Он действует бессознательно и вполне искренне. Возможно, такую тактику он освоил в детстве, и она стала как бы его судьбой и «карьерой». Он никого не обманывает: он действительно чувствует боль в сердце и интерпретирует ее определенным — самым мрачным — образом. И главное: он по-настоящему, вполне реально страдает.
Постарайтесь не помогать
Не меньше страдают от ипохондрика окружающие. Обычно сначала они стараются ему помочь, но после долгих и неуспешных попыток выходят из себя или эмоционально покидают ипохондрика, потому что жизнь рядом с ним становится слишком безрадостной. Действительно, такой человек постоянно просит окружающих о помощи, но сам столь же упорно эту помощь отталкивает. Как с ним жить? Нужно ли круглосуточно обсуждать его сомнительные болезни? Стоит ли «откусывать» изрядную долю семейного бюджета на лишние обследования? Это все равно не сделает ипохондрика счастливым. С другой стороны, невозможно игнорировать близкого человека или хорошего друга.
Проще сказать, чего не стоит делать в общении с ипохондриком:
— Не стоит пытаться его переубедить, опираясь на логику. Ипохондрик изучил свой «предмет» гораздо тщательнее, чем вы. Да и логика тут не работает. В каком-то смысле, абстрактная логика на его стороне: ведь даже самый блестящий врач не может сказать с полнейшей уверенностью, что болезни тут нет, и не предвидится. Стопроцентных гарантий в медицине не бывает: именно с этим ипохондрик и не может смириться. Так что спорить с ним о его же болезнях – занятие совершенно бесполезное.
— Не надо обвинять человека в изобретении недугов и насмехаться над ним. Он не лжет, он не виноват в своих тревогах. Если его отвергают и не принимают всерьез, он будет чувствовать себя непонятым и одиноким, а стресс только усилит его ипохондрию.
— Не стоит пытаться его изменить. Человек может измениться только сам, если того захочет.
Принять его всерьез
Итак, ипохондрик действительно страдает. Вероятнее всего, никакая опасная болезнь ему на данный момент не угрожает. Тем не менее, он страдает сейчас и страдает вполне реально. Что можно сделать?
— Мы можем иногда его выслушивать. Стоит помочь ему описать свои ощущения. Это важная помощь: чем точнее такой человек выражает себя, тем он потенциально здоровее. По меньшей мере, он получает внимание. При этом нам не обязательно спорить с ним о наличии или отсутствии у него фатальной болезни: пусть этот вопрос решают доктора. Слушая его, мы показываем, что находимся рядом, что мы психологически присутствуем.
— Однако не стоит говорить с ним о болезнях или новых обследованиях по двенадцать часов в сутки: ипохондрик склонен монополизировать общение. Ограничьте это время (15-30 минут достаточно), а затем переведите разговор на любую другую тему: ведь что-то еще его должно интересовать! Или предложите ему отправиться на прогулку, в гости, в кино.
— Нужно «вознаграждать» его здоровое поведение. Вряд ли стоит говорить ипохондрику: «Кончай строить из себя умирающего лебедя! Встань и помоги мне убраться». Лучше сказать: «Хотя тебе это и трудно, сделай, пожалуйста, вот это». В таких словах – призыв жить нормальной жизнью, несмотря на ипохондрию.
— Ипохондрик обычно не умеет наслаждаться жизнью и создает вокруг себя атмосферу мрака. Никто не в силах заставить другого человека радоваться, это можно только ему предложить. А если он не хочет? Остается радоваться своей жизни без него. Не стоит превращать дом в палату для тяжелобольных. Не нужно чувствовать свою вину за то, что он такой: это не сделает ипохондрика счастливее. Близким ипохондрика поможет здоровая самооценка и чувство юмора: только следует смеяться не над страдающим человеком, а над абсурдностью нашей жизни.
Медицина — бессильна?
Надо ли ипохондрику ходить к врачу? Разумеется, надо! Иногда даже у ипохондриков мрачные предчувствия бывают не на пустом месте. Правда, у врачей тоже сложные отношения с такого рода пациентами.
Ипохондрики составляют до 9% пациентов каждого врача, но эти 9% — самые дотошные, с самыми толстыми историями болезни. Врачам сложно бороться с их недоверием и стремлением постоянно перепроверять полученную информацию. Устав от этого, врач охотно перенаправит такого пациента к другому специалисту (желательно — подальше) или вообще усомнится в его психическом здоровье.
Если вы в состоянии повлиять на выбор врача для ипохондрика, то лучше держаться одного хорошего доктора, к которому ипохондрик будет ходить регулярно. И не стоит поддерживать безмерное расширение количества консультаций и обследований. Тут нужна твердость в сочетании с поддержкой. Возможно, в поддержке и понимании семьи ипохондрика будет нуждаться и сам врач, который им занимается.
Нужен ли тут психотерапевт? Безусловно. Причем он может реально помочь самыми разными методами и подходами. Даже если тревога в результате не проходит, когда человек начинает понимать, что это просто тревога, он шире смотрит на свои проблемы и обретает новые возможности для того, чтобы с ними справиться, поэтому ему становится легче. Вопрос только в том, как помочь ипохондрику обратиться к психотерапевту. Если ему сказать: «Это чисто психическое», — вероятнее всего, он начнет протестовать: «Но у меня же болезнь сердца, и я не собираюсь тратить время на разговоры». Само слово «ипохондрия» унижает человека, который считает себя больным. В этом отношении не стоит быть слишком жестким: если на него надавить, быть может, он не пойдет к психотерапевту никогда. Поэтому самое большее, что можно сделать – оставить дверь открытой и ждать момента.
http://medportal.ru/budzdorova/health/1506/
Михаил Завалов