Лучшее — враг хорошего. Как купить препараты, которые реально работают, и не разориться

2__upload_iblock_20a_20aca997491dcb88e5dd16e9de26ae48

Цены на лекарства — самая больная тема в медицине. Почему стоимость разных препаратов с одним и тем же активным веществом может различаться в десятки (!) раз?

Такие различия выходят за рамки разумного. Столкнувшись с ценовой несправедливостью, люди начинают проводить собственные расследования, сопоставлять цены разных лекарств и размещать сравнительные таблицы с ними в Интернете. Верить ли таким спискам?
Где истина?

Производители самых дорогих препаратов обычно обосновывают свою цену тем, что учёные их компании создали это лекарство, что компания провела его испытания и что всё это потребовало больших вложений. И все эти расходы включены в стоимость таблеток. А другие фирмы потом пришли на готовенькое и, не тратя на исследования ни цента, стали просто копировать препарат — делать дженерики (так называют лекарства-аналоги, содержащие одинаковые активные вещества).

Эта легенда правдива лишь отчасти. Новые препараты получают патентную защиту обычно на 15 лет, и в это время никто другой не имеет права их производить. Такой срок для монополии на фармрынке дают, чтобы компания отбила свои затраты на разработку, испытания и продвижение лекарства. После этого препарат могут выпускать все кто хочет и может. При этом подразумевается, что все производители начинают как бы с нуля: формула активного вещества и свойства препарата известны, и затраты на его производство различаются уже не столь существенно, чтобы цена лекарства у разных производителей отличалась в десятки раз. Возьмем, к примеру, ибупрофен. Препарат запустили в продажу в 1962 г., более 50 лет назад. За это время все мыслимые и немыслимые сроки защиты прошли, но цена оригинального препарата выше многих дженериков в 10 раз! Ну пусть в 2-3 раза, но в 10? Как это объяснить? Специалист по маркетингу скажет, что в дорогом лекарстве «зашита» цена бренда: именно под фирменным названием препарат стал знаменитым, доказал свои эффективность и качество, завоевал доверие покупателей и т. д. и т. п. Но представляете, что в цене на эту идеологическую составляющую приходится 90%? Около 10% — это себестоимость лекарства, все накрутки, связанные с продажей, прибыль, а оставшиеся 90% — идеология, пшик.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Врачи рекомендуют провести чек-ап организма перед началом холодов. Вот почему важно обследоваться

Как же быть обычному пациенту в такой ситуации?

Что делать?

Если речь идёт о лекарствах, продающихся официально без рецепта и принимаемых эпизодически для лечения состояний вроде обычных болей, симптомов простуды и т. д., то вряд ли стоит платить много. Купите препарат из низкой или средней ценовой категории. Поможет — всё хорошо. Если толку нет, то стоит раскошелиться и заплатить за цену бренда.

Сложнее с лекарствами, от которых многое зависит. Например, с антибиотиками. И если вам понадобится покупать антибиотики, не скупитесь, попросите выписать препараты из средней или высшей ценовой группы. А если не помогают даже они, бактерии к такому средству устойчивы, нужно средство с другим активным веществом.

Проще ситуация с выбором лекарств для лечения гипертонии, болезней сердца, лёгких и других хронических недугов. Предположим, вы принимаете дорогой препарат, который вам хорошо снижает давление. Попробуйте на несколько дней заменить его более дешёвым. Если давление не повышается, можно перейти на это лекарство; если состояние ухудшилось — вернитесь к старому. Этот же принцип применим и для других болезней. Но, если цена для вас некритична, не стоит переходить на другое лекарство: лучшее — враг хорошего.

50-28-1

Аргументы и Факты в Беларуси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *