У нас появится… табак–школа
Курильщики зря обрадовались. В новый термин медики вкладывают тот же смысл, что и в название «астма–школа» или «школа сахарного диабета». Только если астматиков и диабетиков учат жить, невзирая на их хронические, а стало быть, неизлечимые недуги, то у любителей подымить есть все–таки шанс получить «выпускной аттестат». То есть навсегда бросить, окончательно завязать. А первыми учащимися «табак–школы», судя по всему, станут… больные туберкулезом.
«Представьте себе: курят около 80 процентов пациентов нашего профиля! — отмечает Елена Римжа, ведущий научный сотрудник НИИ пульмонологии и фтизиатрии. — Но в то же время 9 из 10 хотели бы с сигаретой расстаться. Вот и появилась идея им в этом помочь. Такие пациенты постоянно наблюдаются в институте, тем легче нам будет контролировать ситуацию, вносить коррективы в план лечения от никотиновой зависимости». Проект рассчитан на 2 года. Фтизиатры планируют закупить специальные лекарства — никотинзамещающие препараты, антиоксиданты, не забудут и про второго «кита» лечения такого рода — психотерапию. Ведь, по словам Елены Римжи, приблизительно 15 процентам курильщиков, чтобы поменять свою жизнь, достаточно просто доверительной беседы с врачом. Еще 9 процентов, если верить статистике, «отвоевывают» у табака надписи на сигаретных пачках, которые вскоре станут еще крупнее и еще более устрашающими. А остальным 76 процентам курильщиков еще надо навести порядок в своих мыслях…
В этом–то и закавыка. Ну кто не знает, что смертельная доза содержится уже в 25 сигаретах (человек не погибает только потому, что никотин поступает в организм постепенно)? Что напрямую с курением медики связывают 18 форм рака? Что в табачном дыму около 4 тысяч ядовитых веществ? Что даже одна изящная сигаретка, по привычке выкуренная за день, сокращает жизнь на 4,6 года? И ладно бы это были чьи–то чужие, далекие от наших реалий расчеты! «20 лет наблюдений за минскими мужчинами показали, что курящие в 1,5 раза чаще страдают ишемической болезнью сердца и в 2 раза чаще умирают», — подчеркивает Игорь Козлов, ведущий научный сотрудник лаборатории медицинских информационных технологий РНПЦ «Кардиология». Но нет, все равно до 40 лет, пока болезнь не грянет, до разума курильщика трудно достучаться. Тогда, быть может, удастся достучаться до совести? Ведь с чем столкнулась Италия, где за курение в общественных местах начали нещадно штрафовать? Количество инфарктов сократилось почти на 12 процентов. Но — внимание! — не за счет курильщиков, а за счет, в принципе, некурящих, тех, кто раньше просто вынужден был обретаться в кольцах чужого дыма и получал инфаркт не по своей вине. Надо же, а в Санкт–Петербурге еще удивлялись парадоксу: почему в семьях, где папа курит, а мама с ним всю жизнь борется, дети берутся за сигарету гораздо реже, чем в тех, где курильщиков нет. Да потому что бдительность теряется! Тогда как наступательная женская позиция о вреде сигарет ребенку напоминает не хуже Минздрава. И мама, как всегда, абсолютно права, хотя, возможно, еще и не знает, что у некурящей жены курящего мужа риск заработать серьезные проблемы со здоровьем возрастает сразу на 58 процентов.
Кстати
В прошлом году отечественные ученые получили 2 патента на «антиникотиновую» жвачку для подростков. Это не первый такой опыт. Еще в советские времена созданная в Белоруссии жвачка для курильщиков высоко котировалась. В сочинском санатории «Белоруссия» она в свое время помогла отказаться от пагубной привычки 92 процентам курильщиков!
Справка «СБ»
Сегодня курит 29,6 процента белорусов. Из них постоянно — 19,8, от случая к случаю — 9,8 процента. Курили, но бросили — почти 17 процентов. Чаще всего курят в возрасте 16 — 29 лет. При этом половина опрошенных курящих имеют стойкое желание бросить эту привычку.
Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА
http://www.sb.by