В Бресте открывается группа детсада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В этом году в детском саду № 10 Ленинского района Бреста появится особенная группа. В нее пойдут самые обыкновенные дети с единственным отличием. Эти пятеро трехлетних малышей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, большинство из них могут передвигаться только в коляске. В Бресте это первый опыт организации подобной группы. В перспективе ее выпускники смогут ходить в общеобразовательную школу и получать знания наравне со своими одногодками.

Выйти из дома

Их обычная участь – постоянно находиться дома, в четырех стенах. В крайнем случае, посещать интегрированную группу, где ребенок с ограниченными возможностями может обучаться со своими здоровыми ровесниками. В этом году для того, чтобы оформить в детские сады всех трехлеток с особенностями развития, нужно было создать сразу пять таких детских коллективов. Или организовать один, но исключительно для особенных малышей. Выбрали второй путь, приняв во внимание, что в перспективе этот коллектив может стать разновозрастным, сюда придут дети помладше с аналогичными диагнозами. Важно то, что родители, оформив сюда ребенка, смогут выйти на работу – с малышами будут работать педагоги-дефектологи, специалисты по лечебной физкультуре.

Есть и еще один, крайне важный для нашего общества момент.

– Мы всегда ратуем за то, чтобы дети с особенностями развития находились в массовых учреждениях. Это помогает сформировать у их здоровых ровесников толерантное отношение к своим одногодкам в инвалидных колясках, – поясняет Ольга Черненко, директор Центра коррекционного развития, обучения и реабилитации «Стимул». – Именно поэтому мы начали с детского сада: у малышей еще не сформировано негативное отношение к человеку с ограниченными возможностями, им легче принять «особенность» своего соседа.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Рассказываем, как в Беларуси получить путевку в санаторий бесплатно или с частичной оплатой

Связанные одной целью

Казалось бы, неприязненное отношение к людям с ограниченными возможностями давно осталось в прошлом. Во весь голос начали говорить о безбарьерной среде и равных правах. Но нет – родители, воспитывающие больных детей, часто сталкиваются с негативом даже на детской площадке. Наверное, это их и объединяет. И не только в городе, но и по всей республике. Идея создания подобной группы возникла давно. Но последний толчок сделала встреча брестчан с родителями из Минска. В апреле столичные мамы и папы выступили с инициативой рассказать о том, как они добивались открытия опорных учебных учреждений. После этого идея, которая раньше существовала только в теории, стала воплощаться в жизни.  Все лето в помещении десятого сада велась масштабная работа: проверяли проходимость дверей и порогов колясками, устанавливали поручни в санузле, в группе предусмотрена специальная мебель, со временем появится пандус.

А что же школа? Увы, большинство таких учеников вынуждены заниматься на дому. В этом году на базе «Стимула» открывается первый класс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но здесь разновозрастного коллектива не получится, а через какое-то время учащимся предстоит из начальных классов переходить в среднее звено школы. А там – кабинетная система. Обычные учреждения образования строились без учета того, чтобы в них можно было передвигаться в колясках.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Почему возникает повышенная потливость? Врач назвала самые частые причины и методы лечения

– Заметьте, мы сейчас говорим о тех ребятах, которым по силам освоить школьную программу, – рассказывает Ольга Черненко. – Тяжелые малыши все так же останутся учиться в центре – заниматься по индивидуальной программе в меру своих возможностей. Наши дети непростые. Каждый имеет свою изю-минку, свою особенность. У нас есть мальчик, который с невероятной скоростью собирает пазлы и с первого взгляда определяет, сильный или слабый характер у человека. Наши воспитанники не должны быть закрытыми от общества – такой позиции придерживаются специалисты в странах Запада. И мне кажется, она верна. В России единственное «избавление от проблемы» для родителей – сдать ребенка в спецучреждение. Наша цель не просто провести коррекцию и научить малыша зачастую элементарным бытовым навыкам. Задача-максимум – «приспособить» общество к людям с особенностями.

Не чудо – закономерность

На ближайший учебный год «Стимул» разработал масштабный проект под названием «Солнце в каждом», направленный на формирование толерантного отношения к людям с особенностями развития. Первые «росточки» этой программы появились еще в прошлом году, когда в центр с концертами приходили ребята из средних школ № 8 и 17. Пожалуй, только после такой работы есть смысл говорить об открытии классов для особенных детей. Школьников надо подготовить к тому, чтобы они приняли своих ровесников с ограниченными возможностями.

Пандус можно оборудовать практически в любой школе. Но это ничего не решит: нужно убрать пороги, расширить дверные проемы, оборудовать санузлы, но самое сложное – оборудовать подъемники или лифты на этажи. Сделать это в каждой школе слишком затратно. Поэтому сейчас на уровне городских структур обсуждается появление в нашем городе опорных учебных заведений, где бы могли учиться дети со всего города. Такое учреждение легче построить, чем переоборудовать старое здание. Как знать, быть может, когда нынешним трехлеткам придет время отправляться за знаниями, такая школа уже появится? Тем более что для начальных классов подобные учреждения уже существуют.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Кто и для чего использует инвалида-колясочника из Узденского района

…Раньше выход в город человека в инвалидной коляске мог восприниматься как вызов «здоровому» обществу. Сегодня мы говорим об обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наравне со всеми. Осталось сделать доступными для людей на колясках автобусы, рестораны, магазины. И это не единичный прорыв, а нормальная практика, принятая во всех цивилизованных странах.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *