В системе Министерства здравоохранения не хватает четырех тысяч врачей и пяти тысяч медсестер. Особенно не хватает специалистов в поликлиниках и амбулаториях. Чиновники надеются, что ситуация изменится через несколько лет, а врачи говорят, что работать в первичном звене на тех условиях, которые предлагает им ведомство, очень сложно.
В целом в системе здравоохранения посредством совмещения должностей заняты 94,7% ставок врачей, а в системе первичного звена — около 80%. В результате в Беларуси не полностью выполняется норматив (1 врач на 1,2 тыс. человек) по обеспеченности населения врачами общей практики. Не хватает в поликлиниках также узких специалистов — отоларингологов, офтальмологов, неврологов, хирургов и травматологов.
Белорусские медработники работают в среднем на 1,39 ставки. Однако не одним лишь желанием заработать лишнюю копейку объясняются добровольные трудовые перегрузки. Врачи просто вынуждены закрывать дефицит кадров. Тем более, что такая ситуация не выгодна и пациентам. Если в поликлинике врач работает на полторы ставки, это автоматически удлиняет очереди.
Во многих поликлиниках столицы талоны можно заказать по интернету, работает многоканальная линия записи на прием, но учреждения здравоохранения не справляются с наплывом посетителей. В интернет «вбрасывается» небольшое количество талонов, а многоканальная линия на поверку часто оказывается растерянной девушкой, которая отвечает сразу по нескольким телефонам и к тому же выдает талончики пациентам, которые непосредственно пришли в поликлинику.
Врач одной из минских поликлиник Татьяна К. рассказала «Белорусским новостям», что источником дефицита талонов является также и то, что в стране не налажена помощь пожилым людям: «Не моя задача думать над усовершенствованием системы, но менять в помощи пожилым что-то нужно. Люди преклонного возраста не научены жить с изменениями в организме, связанными с возрастом. Не знают, какой диеты им лучше придерживаться, какой образ жизни вести. Не умеют измерять давление, да и тонометров не имеют. Многие из них нуждаются в консультации психолога, а ходят к врачам общей практики или узким специалистам».
Доктор подчеркнула — значительная часть пациентов, которые приходят в поликлинику или вызывают врача на дом, — это как раз пожилые люди. Им порой нужно лишь измерить давление или поговорить, а как раз разговаривать врачам некогда. Придите в поликлинику часа за три до начала выдачи талонов следующий день. Вы увидите 25 бабушек и дедушек.
«Какие шансы получить талончик работающим людям? А мы говорим о смертности в трудоспособном возрасте! В нашей поликлинике вместо девяти участковых терапевтов работает всего три. Вы можете представить, какая у нас нагрузка, если на одного врача положено 1 200 жителей микрорайона. Из-за нехватки врачей мы, естественно, поделили пациентов между собой. В результате во время эпидемии гриппа в день количество визитов было около 40», — говорит Татьяна.
Для решения проблемы нехватки специалистов в последние годы медицинские вузы значительно увеличили набор. На конец года были вакантными три тысячи врачебных должностей и чуть менее трех тысяч должностей среднего медицинского звена. Но и увеличение набора в медицинские вузы — не панацея, так как не менее остро стоит проблема текучести кадров. Ежегодно из организаций Минздрава увольняется более трех тысяч человек — почти столько же, сколько пришло на первый курс в медицинские вузы. Люди уходят на пенсию, в коммерческие центры, где более высокая зарплата, или вообще в иные сферы деятельности.
Какая же зарплата у медиков в поликлиниках?
В организациях здравоохранения средняя заработная плата составляет 774,4 тысячи рублей, в том числе врачей — 1293,4 тысячи рублей, среднего медицинского персонала — 747,7 тысячи рублей, младшего медицинского персонала — 475,3 тысячи рублей.
Молодые доктора, только приступив к работе участкового терапевта после учебы, зарабатывают не более 600 тысяч рублей. После трех лет работы можно ежемесячно получать доплату, которая на данный момент составляет 100 тысяч рублей.
«Врачи в поликлиниках работают за копейки. Если у терапевтов есть в будущем какая-то перспектива с получением категории, надбавок, совмещений увеличить свою зарплату до миллиона рублей, то узкие специалисты, например неврологи, в обычной поликлинике в зависимости от стажа и премий получают 600-800 тысяч», — рассказывает Татьяна.
Заместитель начальника управления организации медицинской помощи, начальник отдела специализированной медицинской помощи Минздрава Татьяна Мигаль считает, что для закрепления кадров в первичном звене необходимо, чтобы врачи получали достойную зарплату и для них создавались нормальные условия труда. По ее мнению, поскольку первичное звено «является авангардом медицины», в ситуации нехватки специалистов и при отсутствии хороших условий работы для них «рассчитывать на качество оказания медицинской помощи не представляется возможным».
Ссылки по теме: