Ограниченные физические возможности не мешают Вячеславу Гаркину самому создавать себе средства передвижения.
Квартирный телефон Вячеслава Васильевича упорно молчал. «Да вы его и не застанете дома! Мужик он деятельный, — пояснил председатель движения инвалидов-колясочников Югры Станислав Кононенко. — И по сотовому трудно дозвониться. Скорее всего, он на даче. Мастерит».
Гаркин и в самом деле был за городом, там у него много дел. Гараж, дом, баня, возведенные своими руками, — не самое даже главное. Просто квартира в Ханты-Мансийске — на втором этаже. Лишний раз и во двор не спустишься без помощников, а на природе да рядом с техникой Вячеславу Васильевичу сподручнее, комфортнее, привычнее. Но встретиться он согласился в городе и приехал на приметном пятнистом автомобиле с огромными колесами.
«Вездеход!» — довольным тоном отрекомендовал свое детище Вячеслав.
Поставив ногу в кольцо из толстой цепи, заменяющее подножку, не без труда забираюсь в высоко расположенную кабину. Осматриваюсь и комфортно располагаюсь рядом с хозяином для разговора. Тут тепло и уютно — настоящий дом на колесах. В нем все предусмотрено для охоты и рыбалки, при этом до всего можно дотянуться, не вставая с места.
В кабине и местечко на вынужденную ночевку, если понадобится, найдется, и тайничок — ружье спрятать. Даже опытный сыщик не догадается, где оно лежит. Все тщательно продумано и любовно отлажено. Но, оказывается, это не первое транспортное средство с ручным приводом, созданное самим Вячеславом Васильевичем за 15 лет, прошедших после травмы позвоночника, которая лишила его возможности ходить.
Технику Вячеслав любил с детства, и отладить ее ему труда не составляло. И когда он на кране работал — строил югорскую столицу, и когда в должности летчика-инструктора спортивно-авиационного клуба «Апогей» развивал у ханты-мансийских мальчишек тягу к покорению воздушного пространства. Не иссякло это чувство и после трагедии… Тогда, в 1994-м, этот неисправимый романтик хотел на День Победы в красивом небесном развороте сбросить на центральную площадь города красные гвоздики. Не получилось, подвело некачественное топливо, и вертолет Гаркина рухнул на землю.
О том, как жилось после тяжелейшей травмы, наш герой говорить не любит. «Чего долго лежать-то?» — комментирует он. Живая внутренняя энергия и при неподвижных ногах не давала ему покоя, а руки жаждали дела. При таком раскладе как-то сами собой нашлись детали, конструкции и инструменты, а также поставщики всего необходимого. Сначала родились легкие трехколесные мотоциклы и багги для передвижения по городу. Опробовав и пресытившись своими творениями, Вячеслав Васильевич одно за другим раздавал или продавал их желающим — и трудился над новым транспортным средством.
Как конструктор Вячеслав Гаркин всегда недоволен чем-то, его душа постоянно просит усовершенствовать созданное. Так появились более сложные машины. А когда кто-то посетовал на невозможность добраться в охотничьи края, решил доказать обратное.
Будущий вездеход Гаркин собирал на земле сам. С удовольствием. Потом подручные помогли на колеса поставить. И вот ему уже доступно любое место в округе. Каменистые и песчаные речки, болотистые участки, заливные луга, дебри, в которых и здоровому-то грех не растеряться, ему теперь покоряются.
Но прошло время, и от этой машины, вызывающей живой интерес у знатоков, Гаркин уже задумал избавиться. Во-первых, в гараж не входит. Во-вторых, средства нужны на воплощение нового замысла. В том, что покупатель найдется, сомневаться не приходится. Каждый раз, когда пятнистый вездеход появляется в людном месте, к хозяину непременно подходят автолюбители, любопытствуя по поводу деталей оснащения и управления, и в их глазах читается явная зависть. Порой они даже не догадываются, что сидящий за рулем — инвалид.
А Вячеслав Васильевич уже продумал, как и что изменит в следующем своем детище. Но по всему видно, что дело даже не в желании усовершенствовать агрегат и конструкции. Просто не может он без дела. Недавно взял подряд на обустройство пандуса возле общества инвалидов. Кому, как не ему, знать, как удобнее настил и поручни соорудить.
Это дело помимо прибавки к весьма скромной пенсии принесло ему явное удовлетворение. Глаза его веселеют, когда он рассказывает об этой «халтурке». Но термин, конечно, не определяет отношение к выполненному. Делает Вячеслав Гаркин все качественно, на совесть. Добротный спуск 15 метров в длину и 3,5 в ширину послужит и пенсионерам, и женщинам с колясками…
Подъезжающие к югорской столице с запада наверняка видят на пригорке у дороги крепкий белый домик с зеленой крышей. Мало кто догадается, что строил его своими руками особый человек.
Людмила Мальцева
Источник: t-i.ru