Белорусские ученые изобрели экологичный автомобиль, который работает на… воздухе.
По данным Ассоциации автопроизводителей Европы, Беларусь — самая обеспеченная автомобилями страна СНГ: 261 легковушка на тысячу жителей. Как прокормить такое «железное поголовье»? Прагматичная Европа давно вкладывает деньги в электрокары, «гибриды» и прочие «безбензиновые» технологии. Белорусский изобретатель Сергей ЛАТЫШЕВ и его команда предлагают свое решение проблемы: автомобиль, который не только не потребляет, но и сам производит энергию.
— То есть проездили вы час за рулем — и произвели минимум десять киловатт! — уточняет изобретатель. — Достаточно оборудовать систему приема излишков (например, установить устройство для покупки-продажи энергии вместе с автоматом для парковки), и за 1-2 минуты конденсаторы их отдадут в сеть. А водитель получит деньги на личный счет.
Расчеты изобретателей показывают, что если в стране будет использоваться 2 миллиона машин с подобной энергоустановкой, то ежесуточно в электросеть начнет поступать 10 гигаватт электричества. Водитель при этом зарабатывает полдоллара в сутки.
Запасливая машинка
“Воздушное” сердце
Но ключевая особенность машины — и именно поэтому она называется электропневмомобилем — в том, что она приводится в движение сжатым воздухом, который разгоняет электрогенератор. Разработанный белорусскими учеными баллон из комбинированного углепластика способен хранить 80 литров воздуха под давлением до 700 атмосфер (в два раза больше, чем стальной). В процессе езды адиабатический импульсный насос подкачивает воздух в баллоны, расходуя на это не более пяти процентов мощности. Похожий проект несколько лет назад запустили рачительные корейцы, озабоченные внедрением экологической модели “зеленого роста”.
Воздухомобили (или пневмомобили) — штука вовсе не фантастическая. В 2004 году австралийские садовники оценили первый коммерческий воздухомобиль — багги Engineair, способный ездить час (16 километров) на одной заправке воздухом. Новинкой заинтересовались индийцы: компания Tata Motors намерена собирать до 6 тысяч пневмомобилей Air Car ежегодно — автомобильчик готовы приобрести Израиль, Германия, ЮАР, всего около 12 стран. Конечно, пока “воздушки” не могут конкурировать с бензиновыми собратьями: пробег невелик, равно как и скорость. Зато они легче, проще, экологичнее. Тем более что, используя силу сжатого воздуха в сочетании с электродвигателем, можно преодолеть ряд недостатков. Это прекрасно вписывается в концепцию устойчивого развития транспорта: зачем дымить и громыхать двигателем в сердце мегаполиса, где не нужны рекордные скорости?
Роскошь или “бюджетное” авто?
— А если баллон пуст, как запустить машину? — пытаюсь нащупать слабое место проекта.
— Вы можете подкачать воздух с помощью педали, — объясняет Сергей Латышев. — В автомобиле применяется ноу-хау — умножитель силы: вы нажимаете с усилием сто ньютонов (как велосипедист, который едет по ровной дороге), а система увеличивает это усилие до ста килоньютонов — мощность трактора! В автомобиле применено пять таких умножителей силы, это “черный ящик” и самый неожиданный элемент конструкции…
По словам изобретателя, стоимость готового автомобиля составит порядка 40-50 тысяч долларов, но она должна окупиться за 4-5 лет за счет экономии на топливе.
— Мы находимся на уровне идеи, — констатирует изобретатель. — Необходимы инвестиции (сопоставимые с суммами на разработку того же “Ё-мобиля”), и хоть сейчас команда из 9-12 человек сможет подготовить в течение полугода “бумажный вариант” проекта. Беларусь небогата топливными ресурсами, а весь мир постепенно отказывается от бензиновых автомобилей, поэтому это вопрос энергобезопасности страны…
“Ё-мобиль” + “Ў-мобиль”…
А пока Беларусь устами председателя Госкомитета по науке и технологиями Игоря Войтова озвучила желание наладить выпуск российских гибридных “Ё-мобилей”. Разрекламированный автомобиль Михаила Прохорова с бензиново-электрическим двигателем способен заряжаться всего за 10 минут и проезжать на одной “заправке” до 400 километров.
Под Санкт-Петербургом уже заложен завод на 10 тысяч авто в год — массовое производство должно начаться с 2012 года. Так как “Ё-мобиль” собирается из 400 модулей-блоков, то теоретически выпускать его несложно и у нас.
Идея, конечно, хорошая. Но сколько можно оставаться сборочным цехом международного автопрома? Пожалуй, собственный “народный” автомобиль с не менее дерзким именем (вроде “Ў-мобиля”), был бы эффективнее с позиций “трех “И”, сыграв свою роль и в импортозамещении, и в привлечении инвестиций, и во внедрении инноваций.
Впрочем, Сергей Латышев не склонен противопоставлять свою разработку российской: его универсальный воздушно-электрический двигатель можно установить на любой транспорт — от легковой машины до автобуса и даже летательного аппарата. В том числе и на пресловутый “Ё-мобиль”…