Инклюзивное образование в Беларуси: как молодые люди с инвалидностью получают профессию и строят карьеру

В Беларуси дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) могут успешно учиться в общеобразовательной школе вместе со всеми. Но могут ли они после получения аттестата поступить в колледж или вуз, чтобы получить профессию, читайте в материале корреспондент агентства «Минск-Новости».

Александру Юхнику 21 год, он студент четвертого курса Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. У молодого человека с рождения диагноз ДЦП (детский церебральный паралич. — Прим. ред.). Александр окончил школу с хорошими отметками и продолжил обучение в ГГУ, выбрав профессию преподавателя иностранных языков. Сейчас Александр изучает сразу три языка: немецкий, английский и испанский и собирается вернуться в родной поселок Октябрьский Гомельской области, чтобы работать там учителем в школе.

Определиться с профессией мне помогла моя учительница немецкого языка Ирина Кароль, которой я восхищаюсь как специалистом и человеком. Со специальностью я не прогадал и жду того времени, когда смогу преподавать, — рассказывает Александр. — Я поступал на общих основаниях, учусь наравне с другими студентами и ценю равное отношение в учебном процессе.

По поводу места работы после вуза юноша не беспокоится, потому что брал целевое направление. А вот места для практики основного и дополнительных языков предоставляет сам университет. Саша признается, что рад своему решению получать высшее образование, потому что, помимо будущей профессии, учебное заведение дало ему возможность расширить кругозор и найти новых друзей.

Из-за особенностей передвижения Лии в ее повседневной жизни участвует мама. После окончания колледжа Лия получила среднее специальное образование и пять лет работает руководителем кружка по английскому языку в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов, где проходят реабилитацию дети с психофизическими особенностями со всей страны.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Людям с инвалидностью будут по-новому назначать пенсии в 2026 году

Лия вспоминает, что определиться с профессией ей помогла директор средней школы № 111 Светлана Протасевич, которая посоветовала поступать в колледж. Вместе с мамой она посетила учебное заведение и пообщалась с администрацией, чтобы подготовить их к появлению студентки с особенностями развития.

Колледж был готов адаптировать процесс, чтобы создать комфортные условия для обучения. Нужно пробовать поступать, а если не получится — можно вернуться в школу и продолжить учиться. Но Лия поступила, — рассказывает мама девушки Наталья. — Она была первой студенткой, которой потребовалась адаптация условий обучения. А сейчас в колледже учатся и другие студенты с особенностями психофизического развития, для которых необходимо обеспечить доступность. Опыт Лии помог учебному заведению стать более инклюзивным.

Изначально колледж не был приспособлен для передвижения человека на инвалидной коляске, но когда Наталья написала письмо в Министерство образования, установили пандус.

Учителя создавали поддерживающую социально-эмоциональную среду. В колледже работала замечательная куратор, которая сказала детям очень правильную фразу в первый учебный день: «Вы видите, что в нашей группе есть девочка с особыми образовательными потребностями. Поэтому нет смысла задавать глупые вопросы. А если ты можешь, лучше подойди и помоги», — вспоминает мама Лии. — Поэтому у дочери никогда не было проблем с одногруппниками.

С учебой у Лии также все было в порядке, и по окончании учебного заведения девушку с радостью взяли на работу в Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов, который, к слову, она сама посещала начиная со второго класса.

Для студентов с инвалидностью нет специальной системы оценивания

В Беларуси абитуриенты с инвалидностью имеют право на гарантированную и закрепленную Конституцией доступность среднего специального и высшего образования. Каждый может на конкурсной основе в соответствии со своими способностями бесплатно получить профильное образование в вузах, колледжах и лицеях или обучаться на платном отделении, если отсутствуют противопоказания к работе по выбранной специальности.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Генетический код под контролем: наступает эра персонализированного лечения

— Сегодня вузы создают условия, чтобы молодые люди с инвалидностью могли продолжать образование после школы. В основном это делают те абитуриенты, кто неплохо адаптировался в социуме, комфортно чувствует себя в окружающей среде и понимает, какие требования они должны выполнять в учреждении образования, — говорит кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ Александра Брыкова.

 Процесс адаптации к новым условиям получения образования может быть сопряжен с определенными трудностями для любого студента. Молодые люди с инвалидностью и особыми образовательными потребностями могут испытывать дополнительные сложности с определенными учебными дисциплинами, самоорганизацией и презентацией себя в новом окружении в связи с отсутствием привычного круга общения, а также с более быстрой утомляемостью. Чтобы облегчить адаптацию, кураторы группы и тьюторы из числа старшекурсников вместе со студентами с инвалидностью определяют, в чем конкретно нужна помощь и поддержка.

Для студентов с ОПФР пока нет специальной гибкой системы оценивания, тем не менее внутри учебных дисциплин преподаватели адаптируют материалы так, чтобы юноши и девушки с особыми образовательными потребностями чувствовали себя комфортно в процессе обучения. Кроме того, с этой же целью студенты с особыми образовательными потребностями могут использовать различные приспособления и ассистивные устройства и технологии. Например, одним разрешено пользоваться диктофонами во время учебных занятий, если это необходимо, другие используют клавиатуру со шрифтом Брайля и так далее. Использование технологии дистанционного обучения позволяет получить знания удаленно.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  "Главная мотивация: надо!" Этот белорус победил болезнь и теперь учит людей с инвалидностью не сдаваться

— Также большую роль в образовательном процессе студентов с инвалидностью играют родители (законные представители), которые часто сопровождают своих дочерей и сыновей во время учебы. Родители обеспечивают подвоз студентов, могут присутствовать на занятии либо оставлять на паре своего ребенка, а после забирать, — добавляет А. Брыкова.

Кроме этого, в учебных заведениях Беларуси заботятся не только об интеллектуальном развитии студентов с особыми образовательными потребностями, но также уделяют внимание и теме творческого самовыражения юношей и девушек с ОПФР. Так, например, Институт инклюзивного образования БГПУ имени М. Танка и Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры САФУ (Архангельск, Россия) с 2021 года реализуют совместный проект — международная школа «Инклюзия в искусстве», который объединяет студентов и детей с инвалидностью. В рамках сотрудничества юноши и девушки с инвалидностью готовят творческие проекты, такие как «Инклюзивный танец», «Инклюзивный музей», «Инклюзивные театральные постановки», — другими словами, развивают свои таланты, улучшают навыки коммуникации и социализации.

Справочно

Создание доступного инклюзивного образования — это задача, которую можно решить вместе. Важно не только менять инфраструктуру, но и формировать инклюзивное отношение в обществе. ЮНИСЕФ продолжает работать над тем, чтобы у каждого ребенка была возможность раскрыть свой потенциал.

 Материал создан при содействии Детского фонда (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», который реализуется совместно Министерством образования Республики Беларусь и ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Этот проект — часть широкой работы ЮНИСЕФ по поддержке инклюзивного образования в Беларуси. Организация помогает внедрять подходы, обеспечивающие равный доступ к образованию для всех детей.

Источник https://minsknews.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *