Наша страна является домом для 503,9 тысяч людей с инвалидностью. Граждане с физическими ограничениями должны иметь возможность пользоваться всеми объектами социальной инфраструктуры, свободно ездить в общественном транспорте и жить в специально обустроенных домах.
В реальности подъезды многих зданий даже не снабжены пандусами. Почему созданию безбарьерной среды препятствуют коммунально-бюрократические преграды?
Проблемы передвижения: республиканский уровень
В минувшем году завершилась реализация Государственной программы «О безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы».
За это время министерство архитектуры, комитет государственных стандартов и министерство промышленности разработали 19 нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации. Принятие документов было призвано гуманизировать жизненное пространство инвалидов и ослабленных людей.
В течение трёх лет Белорусская железная дорога ввела в эксплуатацию 20 пассажирских вагонов со специальным оборудованием для транспортировки инвалидов-колясочников. Денежные средства Мингорисполкома и облисполкома позволили приобрести 2 156 низкопольных городских автобусов, троллейбусов и трамваев.
В целом, за 2007–2010 годы мероприятия по организации безбарьерной среды были проведены примерно на 11 000 объектах коммунальной и республиканской форм собственности. Об этом сообщила начальник отдела по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Рита Сушко.
По сравнению с уровнем 2006 года удельный вес объектов, доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц, увеличился почти в два раза. Однако не все работы были проведены качественно.
Сегодня действует очередная Государственная программа по созданию безбарьерной среды, рассчитанная на 2011–2015 годы.
Среди новых задач – развитие систем коммуникации и информационного взаимодействия инвалидов с нарушениями слуха и зрения. Планируется обеспечение сурдопереводом значимых телепрограмм, увеличение количества новостных программ с бегущей строкой.
Должна произойти адаптация банкоматов, инфокиосков и платёжных терминалов для инвалидов по зрению. Предусмотрено изучение возможности организации единого Республиканского центра приёма-передачи сообщений от лиц с недостатками слуха в экстренные службы.
В Беларуси необходимо наладить производство сборных модульных пандусов, современных моделей домофонов с визуальным сигналом, пожарных извещателей со световым индикатором.
Минск: борьба с пересечённой местностью
В столице Беларуси проживают 112 000 инвалидов. При этом 2 700 человек передвигаются в колясках.
В 2007–2010 годах минскими властями проводилась региональная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности. В итоге более 2 500 городских объектов стали доступнее для людей с ограниченными физическими возможностями.
Актуальные данные привела председатель Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович. К сожалению, новая программа воплощается в жизнь не так быстро, как предыдущая.
В 2011 году планировалось устранить препятствия для инвалидов на 318 объектах города. Но из-за экономического кризиса соответствующие мероприятия были проведены лишь на 302 объектах. Впрочем, до конца года ещё осталось немного времени.
В 2011 году был утверждён график обмена жилья для инвалидов-колясочников. Квартиры в домах, пригодные для проживания людей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, должны были получить 23 минчанина.
Однако перед новосельем требовалось внести доплату за более дорогое жильё. Собственных денег инвалидам не хватило. Только 5 человек из списка стали обладателями более комфортных квадратных метров.
По минским улицам курсируют 68 автобусов и троллейбусов с низким полом. Шесть из 25 станций метрополитена оборудованы лифтами.
В микрорайоне «Каменная горка-4» появился удобный дом № 16. Восемь квартир «свеженькой» многоэтажки адаптированы для инвалидов-колясочников.
Второй год в Минске действует проект «Социальное такси». Заказать автомобиль можно по номеру территориального центра обслуживания населения. Инвалидов I группы ожидает бесплатная перевозка в пределах столицы. Безвозмездно доставят по указанному адресу детей-инвалидов с сопровождающим взрослым.
Не придётся вручать купюры таксисту и пенсионеру старше 70 лет, который имеет II группу инвалидности и получает пенсию, не достигающую двух бюджетов прожиточного минимума.
Разрыв бюрократической цепочки
Оперативное создание безбарьерной среды нарушается несовершенством координации деятельности организаций, которые должны работать сообща. Нет чёткого взаимодействия различных структур. Сложная система субординации учреждений не позволяет инвалиду быстро добиться защиты своих прав.
Для того чтобы к подъезду наконец-то присоединили пандус, жилец сначала должен обратиться в районный ЖЭС. Затем просьба поступает в ЖРЭО, через некоторое время заявление рассматривает исполком. Следующее звено чиновничьей цепи – областной исполнительный комитет. Сотрудники исполкомов практически не реагируют на устные обращения.
Нередко гражданин с физическими ограничениями вынужден «тревожить» Совет министров и направлять запрос в Администрацию Президента. Порой обещанный пандус действительно приходится ждать три года.
Хочется верить, что новая Государственная программа действительно объединит государственные учреждения для помощи физически ослабленным людям.
http://www.interfax.by/article/86222