Житель Мозыря Виталий Ковалев был неприятно удивлен, когда, получив пенсию, обнаружил, что она заметно уменьшилась. Как оказалось впоследствии, из нее удержали штраф за переход улицы в неположенном месте. Загвоздка в том, что мужчина — инвалид-колясочник. Больше года он практически не выходит из дома.
Системная ошибка
О том, что его оштрафовали, Виталий узнал через восемь месяцев. Проверяя баланс счета через интернет-банкинг, он недосчитался 50 рублей.
— Я позвонил в райсобес, — собственное расследование Ковалеву пришлось проводить по телефону. — Там сообщили, что эту сумму удержали по исполнительному листу. Стал уточнять данные, и мне назвали адрес, по которому я не проживаю уже 11 лет. Туда же направлялись все бумаги после того, как был составлен протокол. Звонил судебному исполнителю, чтобы выяснить, как же так вышло. Но добиться толку не удалось.
Нарушение, как следовало из постановления ГАИ, произошло зимой — на улице Фрунзе. Она находится в 7,5 километра от ул. Промышленной, где сейчас живет Ковалев. Чтобы пройти этот путь пешком, взрослому человеку нужно примерно полтора часа. Конечно, при условии, что он здоров и может ходить.
В территориальном центре социального обслуживания подтвердили: с апреля 2016 года мужчина является их подопечным. Самостоятельно выходить на улицу он не может, по дому передвигается в инвалидном кресле или на костылях. Для оказания помощи трижды в неделю к нему приходит соцработник. А также выразили готовность при необходимости безвозмездно предоставить услуги юриста.
Виталий написал заявление в милицию и обратился к журналистам местного телеканала. В ходе начавшихся разбирательств выяснилось, что в прошлом году в отношении Ковалева также был составлен административный протокол. В этот раз за нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии. Стоит ли уточнять, что и данный факт не соответствовал действительности?
Вся эта мистика административного характера имеет простое объяснение. Некий гражданин, попадаясь стражам порядка, представляется данными Виталия Ковалева. В то же время сам он недоумевает, как подобное может происходить:
— Как удостоверяли личность этого человека? Если бы названные им данные проверялись по базе, то официальные бумаги — извещения, повестки — приходили бы на мой нынешний адрес. Однако их не было. Получается, что на начальном этапе кто-то так и не выяснил, где я живу, и дальше пошло по цепочке. Иначе как халатностью назвать это нельзя. Особенно учитывая, что такое случилось дважды. А если бы я ничего не заметил, могло бы повториться еще неизвестно сколько раз.
Сейчас, впрочем, Виталий Алексеевич настроен оптимистично и верит в торжество справедливости. Говорит, что представлявшийся его данными человек уже установлен.
«Пробили» через «дежурку»
Стражи дорожного порядка также признали казус. Однако исправить его не так просто.
— Поскольку постановление вступило в законную силу, отменить его сами мы уже не можем, — в управлении ГАИ УВД Гомельского облисполкома разъяснили юридические нюансы. — Соответствующее ходатайство направлено в прокуратуру. Постановление вынес инспектор из Ельска, когда по обмену экипажами работал в Мозыре. Для выяснения всех обстоятельств в отношении этого сотрудника проводится служебная проверка.
В УГАИ отмечают, что подобное происходит нечасто. Обычно личные данные нарушителя проверяются через компьютерную систему «Кулон». В числе прочего показывается и фото гражданина, если оно имеется в базе данных МВД.
Очевидно, в данном случае инспектор использовал менее надежный способ — звонок в дежурную часть. Идентификация личности по снимку не проводилась.
Подставное лицо
То, что случилось с мозырянином Виталием Ковалевым, в обиходе называют «подставой». С подобными ситуациями регулярно сталкиваются контролеры общественного транспорта. В начале «нулевых» количество безбилетников, норовивших выдать себя за другого человека, доходило до 300—400 в год. Были и «рецидивисты» — попадаясь не единожды, они называли личные данные одних и тех же лиц. Как правило, жертвами поклепа становились родственники, друзья, знакомые, реже коллеги по работе.
— Тогда мы создали свою базу данных, — начальник контрольно-ревизорской службы гомельского КУП «Горэлектротранспорт» Геннадий Зайцев рассказывает о том, как удалось снизить остроту проблемы. — Вносили туда фамилии «подставных» и каждый раз сверялись. Если совпало, значит, скорее всего, нас пытаются обмануть. Тогда подключалась милиция. А когда узнавали настоящие имена и фамилии таких безбилетников, связывались с людьми, которых они пытались подставить, и сообщали им. Чтобы те знали своих «доброжелателей» в лицо.
Постепенно накал проблемы удалось снизить. В последние годы подобные инциденты происходят значительно реже. Изменился и алгоритм действий контролеров. Теперь при отсутствии документа, подтверждающего личность (паспорт, водительские права, пенсионное удостоверение), безбилетника сразу доставляют в РОВД. И уже там, после получения достоверных данных, составляется протокол. Это гораздо более надежный способ.
Покойник все стерпит
Примечательно, что у проблемы есть еще одна сторона, которую не единожды вскрывали контролирующие органы и милиция. В ряде случаев заведомо фиктивные предписания составлялись в гонке за показателями служебной деятельности. Серию таких фактов недавно выявил Комитет госконтроля по Гомельской области. Чаще всего таким способом зарабатывали баллы землеустроительные службы и сельские исполкомы. В своих интересах эксплуатировали актуальную на республиканском уровне тему благоустройства и наведения порядка на земле.
К примеру, в небольшом Житковичском районе соответствующие предписания штамповались сотнями. Привести в порядок землю призывали даже тех, кого на ней уже давно нет. То есть давно умерших граждан. Удобно. Ведь в таком случае и бумага все стерпит, и «оштрафованный» человек гарантированно жаловаться не станет.
Впрочем, приписки и прочие формы очковтирательства — это уже совсем иная проблема…
https://www.sb.by/articles/chelovek-cheloveku-dolg.html