Интеграция женщин с инвалидностью в обществе

Доклад на Международной конференции „Равные возможности для всех: «Интеграция женщин с инвалидностью в обществе», организованной ассоциацией «Шырак» в сотрудничестве с Фондом ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ в составе «ООН Женщины») (United Nations Development Fund for Women, UNIFEM) в Астане (Казахстан) 10 февраля 2011 года.

Эмансипация & Empowerment1 – вызов в адрес всех

(Статья 6 Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями)
Илья Зейферт, депутат Немецкого Бундестага

Для меня большая честь быть приглашенным на Вашу Международную конференцию. Она имеетчрезвычайно  важную тему: Реализация Конвенции ООН о правах людей с ограниченными  возможностями. Я считаю особенно примечательным то, что в центре  своего обсуждения  Вы  поставили  именно статью 6-ю. О важности  этой  статьи  долгое  время  шла  бурная дискуссия  во время  разработки  текста  Конвенции  в  Нью-Йорке.  Лишь  к  концу  переговоров эта  статья  приобрела  свой  нынешний  вид. В  это  внесли  свою  значительную лепту  некоторые  женщины  из  Германии,  которые специально  с  этой  целью прибыли  в  резиденцию  ООН  и  приняли  участие  в  дискуссиях  во  время переговоров.  Этим  по  праву  гордится  борющееся  за  эмансипацию  движение лиц  с  ограниченными  возможностями  Федеративной  Республики  Германия. Вместе  с  тем  участницам  переговоров  удалось  достичь  того,  что  и  многие другие статьи Конвенции привлекают внимание к гендерным потребностям.
К сожалению, я получил Ваше почетное приглашение столь краткосрочно, что у меня нет возможности лично принять участие в обмене опытом. Я чрезвычайно сожалею об этом. Но все же я уверен, что меня достойно представит мой друг и руководитель моего офиса Андре Новак, который приезжает в Астану вот уже в третий раз.

Руководство к самоосвобождению
Конвенция  ООН  о  правах  людей  с  ограниченными  возможностями  является одним из важнейших эмансипаторских документов в мире. Она ставит в центр внимания  права  людей  с  различными  видами  ограничений.  Но  если присмотреться  внимательнее,  эта  Конвенция  является  руководством  к самоосвобождению  всех  людей,  как  с  ограничениями  так  и  без  них.  Если  мы превратим  ее  принципы  в  нечто  совершенно  естественное  в  повседневной жизни,  то многое  изменится  к  лучшему  также  и  для  тех  людей,  которые  ни  в коей мере не считают сами себя «инвалидами».
Центральными  в  Конвенции  являются  такие  понятия  как «участие  во  всем»  и «самоопределение».  Это  касается  молодых  и  старых,  женщин  и  мужчин, богатых  и  бедных.  Следовательно,  речь  идет  о  том,  чтобы  создать  лучшие предпосылки  для  свободного  развития  личности  каждого  отдельного индивидуума.  Эта  особенная  статья  в  Конвенции  ООН  о  правах  людей  с ограниченными возможностями является столь важной, потому что женщины (а также дети; статья 7) во многих обществах – также и в Германии – по-прежнему ощущают себя структурно ущемленными. Ведь она признает наличие двойной дискриминации – как женщина  и  как  инвалид – и требует ее устранения. Это требование обращено ко всем: к гражданскому обществу в  целом,  но  также совершенно  конкретно  и  к  государству  как организатору  совместной общественной  жизни,  к  неправительственным  организациям  и  организациям самопомощи,  таким  как  наша, к мужчинам  и – не  в последнюю  очередь – к самим женщинам.

Устранение барьеров вместо приспособления
Одна из важнейших характеристик Конвенции состоит в том, что принимающие ее  государства  обязывают  самих  себя  предпринимать  все  надлежащие  и необходимые  меры,  чтобы  предоставить  возможность  для  участия  во  всем  и тем самым для свободного развития личности своим жительницам и жителям с ограничениями. Совершенно  определенно  речь  больше  не  идет  о  том,  чтобы женщины  и  мужчины  с  ограниченными  возможностями  как-то «приспосабливались» или терпели ущемление путем их обособления от других, а  о  том  что  государства  обязаны  устранять  всяческие  барьеры.  Это  в одинаковой  степени  касается  как  архитектурных,  так  и  коммуникативных  и когнитивных барьеров. Но в первую очередь должны быть разрушены барьеры, существующие еще во многих умах.
Это касается, например, понимания (определения) самой инвалидности. Во многих умах – не в последнюю  очередь  среди  врачей –  все  еще  бытует представление о „неполноценных (больных) людях“. А Конвенция констатирует, что  речь  идет  отнюдь  не  о  том,  что  нас  необходимо «отремонтировать» (вылечить):  скорее  важно  то,  чтобы  так  изменить  взаимоотношение  между факторами окружения и нашими физическими, психическими или чувственными способностями,  чтобы  мы  смогли  чувствовать себя в обществе раскованно  и самоуверенно.  Это  может  происходить,  например,  с  помощью  прикрепления ассистенток  и  ассистентов.  Этому  могут  способствовать  интеллигентные транспортные  системы  и безбарьерные  квартиры. Для  этого мы  нуждаемся  в гибких амбулаторных службах поддержки, в инклюзивной системе образования, в  этике  признания,  одобрения  и  радости  от  многообразия.  Возможно  именно казахское  общество,  в  котором  глубоко  укоренились  многоэтническая толерантность  и  признание,  может  в  этом  отношении  служить  образцом  для многих  государств?  Пожалуйста,  передайте  нам  Ваш,  касающийся  этого вопроса, опыт! Мы срочно нуждаемся в нем.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Карта инвалидности даст европейцам больше возможностей

Устранить всякое угнетение
Вот  я  так  долго  говорю  с Вами  и  кажется  уже «забыл»  саму  тему  доклада, а именно,  естественное  и  равноправное  участие  женщин  с  инвалидностью  в общественных делах. Прошу извинить меня за это. Точнее, мне кажется, что я все время говорил именно об этом. Тот кто стремится к настоящему равенству, должен учитывать ситуацию во всем обществе. В противном случае возникает опасность  односторонности, правда с уклоном в другую сторону. Я не стремлюсь к замене патриархальных условий  угнетения  матриархальными,  а хочу упразднить всякое угнетение.
И  все  же  мне  ясно,  что  женщины  с  инвалидностью  еще  долгое  время вынуждены  будут  предпринимать  особые  усилия,  дабы  достичь  реального равноправия  в  повседневной  жизни.  Формального  равноправия  для  этого далеко  не  достаточно.  Однако  оно  является  неотъемлемой  предпосылкой, которую в некоторых странах еще предстоит завоевать.
Свободу,  самоопределение,  права  человека  не  получают  в  подарок.  Их приходится  себе  завоевывать.  И  если  я  встал  на  путь  эмансипации,  я  не остановлюсь  при  этом  на  удовлетворении  лишь  групповых  эгоистичных интересов,  я  хочу,  чтобы  также  и  другие (потенциально –  все)  смогли насладиться плодами моей борьбы.
В  Германии  существуют  некоторые  группы  самопомощи  женщин  с инвалидностью.  Они  специально  посвящают  себя  вопросам Empowermentа (расширению  влияния  женщин),  самозакалке  женщин  и  девушек  с ограниченными возможностями. При этом они по многим пунктам сотрудничают с  другими  эмансипаторскими  движениями,  а  также  с  традиционными организациями, состоящими из заинтересованных лиц и их родственников. Но в некоторых  пунктах –  например,  в  вопросах  обретения  чувства  собственного достоинства, самообороны,  защиты от сексуального насилия и  т.д. – они идут своей дорогой.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Изобретения, за которые можно поблагодарить людей с ограниченными возможностями

Специфически женская дискриминация существует еще во многих областях
Где  же  собственно  можно  обнаружить  особую (двойную)  дискриминацию женщин и девушек с  ограниченными  возможностями?  И  в  чем  же  она проявляется? Специфически женскую дискриминацию мы – к сожалению! – встречаем еще во многих  сферах  общества.  Это  начинается  с  семьи,  когда  девочек  и  молодых женщин с самого начала нацеливают на исполнение одной ограниченной роли, заключающейся в основном в том, чтобы быть матерью и супругой. Это весьма далеко  от  представлений  об  эмансипаторском  образе  человека.  С аналогичными  явлениями  мы  сталкиваемся  в  приютах  и  в  иных  заведениях.
Однако  для  женщин  инвалидов  особенно  сложно  найти  себе  партнера,  с которым  они  могут  создать  свою  собственную  семью.  Следовательно  их ориентируют  на «ложный»  идеал.  А  если  женщине  все  же  удается  получить работу,  ее  зарплата  нередко  ниже  чем  у  мужчины.  Для  женщин  инвалидов, ищущих  работу,  это  создает  дополнительную  сложность  в  процессе переговоров о благоприятных условиях труда. Особенно противоречивы по своему значению для женщин с инвалидностью в Германии  две  темы,  тесно  связанные  друг  с  другом.  Речь  идет  о  их человеческом облике, о том, как они воспринимаются окружающими: а именно, часто  их  считают «бесполыми  существами».  Нередко  их  считают  не способными на эротическую привлекательность, женскую притягательность, да и  вообще  на  женственность.  В  соответствии  с  этим  считается  прямо-таки «неприличным», если женщина с инвалидностью сама проявляет эротическую активность или во всей полноте демонстрирует свои сексуальные потребности. Результатом  этого  является  принижение  чувства  собственного  достоинства  и возникновение «комплекса  неполноценности».  Тут  мы  обнаруживаем  четкое различие  между  женщинами  инвалидами  и  мужчинами  с  инвалидностью, которые  живут  в  прочных  партнерских (брачных)  отношениях.  Женщинам инвалидам значительно сложнее найти себе партнера по жизни, чем наоборот, мужчинам.  Особенно  щекотливой  является  ситуация  для  женщин  с  так называемой «душевной» инвалидностью или с опытом психиатрии.

Насилие против женщин с ограничениями
С  другой  стороны,  с  этим  очень  тесно  связано  применение  насилия  по отношению к женщинам инвалидам, являющееся особенно возмутительным. И здесь  опять-таки  имеется  большое  число  указаний  на  сексуализированное насилие,  направленное  не  в  последнюю  очередь  на  использование женщин  с так называемой «душевной» инвалидностью. Такие сведения поступают  к нам от (молодых и взрослых) женщин с различными видами ограничений,  которые (еще) живут  как в  своих  семьях,  так и в приютах. К  сожалению, о  такого рода деликтах  или  преступлениях  редко  сообщают  в  полицию.  Поэтому  имеется немного  соответствующих  судебно  подтвержденных  фактов.  К  этому  надо добавить,  что  немецкое  уголовное  право  в  случае  изнасилования «душевно больной»  женщины  по-прежнему  предусматривает  менее  суровое  наказание, чем  когда  речь  идет  о  женщине  не  являющейся  инвалидом.  Это  нетерпимое положение,  представляющее  собой  высшую  степень  дополнительной дискриминации. Я не хочу умалчивать и то, что как раз в прошлую неделю был вынесен  приговор,  который  может  стать  первым  шагом  на  правильном  пути: преступник,  совершивший  преступление  подобного  рода  получил  в  два  раза более  суровое  наказание  чем  это  принято  обычно. В  какой  степени  это  было следствием Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями и станут ли такие решения обычными и впредь, нам неизвестно. Но все же: это шаг в правильном направлении.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Ученый рассказал, что такое генетический паспорт и как в Беларуси изучают геном человека

Право на сексуальность
При  этом  мы –  женщины  и  мужчины  с  ограниченными  возможностями – одновременно  и  вместе  боремся  за  наше  право  на  сексуальность.  В  этом отношении у нас те же самые потребности, желания и пристрастия, что и у всех других людей. Мы жаждем нежности и мечтаем о том, чтобы дарить ее другим. Мы  ищем  партнеров/партнерш  и  хотим  сами  стать  партнерами/партнершами. Мы  хотим любить и быть любимыми. Нам  хочется  эротики и секса. Мы  хотим иметь  свою  семью  и  детей.  Нам  знакомы  чувства  счастья  и  глубоких разочарований. Все это по-человечески и ничто человеческое нам не чуждо.
Сексуальные домогательства и принуждения бывают разных видов. Это может быть «случайное»  прикосновение  к  груди  при  поднятии  или «использование» продиктованных  добрыми  намерениями  объятий,  это  начинается  с  плоских покровительственных  замечаний  и  порой  кончается  грубым  изнасилованием. Нередко  это  совершают  близкие (как  правило  мужчины):  родственники, попечители, терапевты и т.д.
Здесь взаимопереплетаются два – казалось бы взаимоисключающих фактора: с одной стороны бытует общее убеждение, будто бы женщины с инвалидностью «бесполые существа», а с другой стороны, беззастенчиво используется то, что эти  женщины,  дискриминируемые  такой  стигмой,  тоскуют  по  нежным эротическим отношениям.

Эмансипация и солидарность идут рука об руку
Ваша конференция сближает гендерную и инвалидную тематику. Это важный подход. В ФРГ,  к  сожалению,  большинство феминисток  борются  на  одной,  а женщины  с  инвалидностью –  на  другой  стороне.  И  хотя  в  общем  и  целом принято говорить о том, что якобы существуют общие интересы, но когда речь идет  о  решении  практических  проблем,  мы  нередко  наталкиваемся  на равнодушие. Феминистки говорят: «Ведь мы же не инвалиды». Ну а женщины с инвалидностью  заявляют: «Мы  ведь  не  феминистки».  И  в  результате победителями  оказываются  те,  кто  дискриминирует.  Раскалывая,  они сохраняют силу.
Я  мужчина.  И,  тем  не  менее,  я  хорошо  понимаю,  что  такое  двойная дискриминация  женщин  инвалидов.  Я  хочу  помочь  устранить  ее.  Поэтому  я участвую –  пусть  и  лишь  косвенно –  в  Вашей  дискуссии.  Мы  не  сможем добиться свободного развития личности и участия во всем, если мы откажемся от  защиты  интересов «некоторых  других».  Если  мы  принесем  их  чаяния «в жертву»  так  называемой  вынужденной  необходимости.  Эмансипация  и солидарность идут рука об руку.
Я желаю Вам  успешного проведения  конференции,  удачного использования и всемирного  распространения  ее  результатов,  дабы  также  и  мы  в  Германии смогли бы принять участие в этом.
Д-р Илья Зайферт (59 лет), депутат Немецкого Бундестага и политический спикер  по  делам  инвалидов  от фракции  ЛЕВЫХ  Бундестага,  председатель Всеобщей  федерации  инвалидов  Германии, „За  достоинство  и самоопределение“ з. о. (ABiD)

1. расширение возможностей женщин, усиление влияния женщин на характер власти (политическая стратегия продвижения интересов женщин, выдвинутая женской сетью DAWN в ходе Третьей Всемирной конференции по положению женщин в Найроби в 1985 г. и подтвержденная на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине в 1995 г)

Скачать в формате PDF

http://beloi.by/ru/node/645

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *