В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН в рамках Международной программы действий провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В Беларуси, указом Президента этот день – Днем инвалидов Республики Беларусь. Эта дата – день особого внимания к людям с инвалидностью, день, призванный напомнить, что мы вместе должны заботиться о тех, кто нуждается в нашем содействии и помощи.
Несмотря на значительные преграды, эти люди доказали обществу и прежде всего самим себе, что они в силах преодолеть многое. Подлинное уважение вызывает их активная жизненная позиция, участие в общественной жизни, умение проявить себя в творчестве, спорте и других сферах жизни. Вместе с тем, само восприятие людей с инвалидностью зависит не только от активной жизненной позиции самого инвалида, но и от информированности общества о людях с инвалидностью их проблемах и способах их разрешения. Одной из таких проблем является проблема этикета в общении с людьми с инвалидностью. Очень часто мы хотим помочь инвалиду перейти проезжую часть, помочь с приобретением продуктов в магазине, пересесть на коляску и прочее, но совершенно не знаем, как правильно это сделать, не навредив самому человеку и не обидев его.
Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Мы можем поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будем знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Чаще всего наш способ коммуникации, выбор слов и тем для разговора отражает наше отношение к собеседнику. Понимание трудностей другого человека и навык бережного и уверенного общения позволяют проявить уважение к ребенку или взрослому с инвалидностью и наладить хороший контакт.
В целях успешной коммуникации рекомендую придерживаться правил инклюзивного этикета, созданных людьми с инвалидностью, которые помогут избежать неловких ситуаций в общении:
1) в разговоре с человеком с инвалидностью, нужно обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, который присутствует при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.
2) разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
3) при общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупредите слабовидящего человека вслух, когда отходите в сторону.
4) не нужно оказывать помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили об этом. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
5) при необходимости сопровождения незрячего человека, не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать.
6) при знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
7) инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
8) разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9) не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупайте это», говорите так, как обычно сказали бы – «Посмотрите на это». А человеку на инвалидной коляске не говорите «Подъезжайте, проезжайте». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь» (человек ездит на машине или поезде, а на коляске – ходит).
10) чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, не кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы ваше лицо было хорошо видно. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
11) обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).
12) очень важно понимать то, что если вы что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить – не стесняйтесь, спросите об этом вашего собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.
Помните, что люди с инвалидностью, как и все люди, очень любят тепло, ласку, доброе и уважительное отношение к себе. Давайте будем по внимательнее друг к другу.
Источник zarya.by