Национальный аэропорт «Минск-2? провел обучение персонала сопровождению инвалидов-колясочников до и после полета. Профессиональные помощники нужны людям с ограничениями не только в самолетах, но и в городском транспорте и больницах. Особую актуальность эта проблема приобретает с приближением проведения в Беларуси Чемпионата по хоккею в 2014 году.
В Беларуси около 22 тысячи инвалидов-колясочников. Их возможность беспрепятственно пользоваться транспортом, в том числе и воздушным, является одной из составляющих безбарьерной среды.
Инвалиды-колясочники теперь смогут летать
Это важно: как провезти коляску по лестницам, бордюрам, внутри самолета, пересадить инвалида на сиденье и обратно, помочь в случаях, когда человек выпал из коляски. Вот почему общественная организация «Республиканская Ассоциация инвалидов-колясочников» обратилась к руководству аэропорта «Минск-2? с предложением обучить персонал технике безопасного перемещения и сопровождения людей, пользующихся инвалидными колясками.
Аэропорт предоставил для тренировок самолет, трап, автобус и коляски, выделил персонал и время.
Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский считает хорошим знаком, что тема безбарьерной среды начала звучать в белорусском обществе.
— Такие тренинги помогают понять, насколько важно не только обеспечить доступ инвалиду-колясочнику в самолет, но и сделать это грамотно и максимально комфортно как для самого человека с инвалидностью, так и для сопровождающего его специалиста, – говорит Сергей Дроздовский.
На коляске, которой человек пользуется в быту, невозможно проехать по салону самолета. Для этого существует специальная вспомогательная техника. В Минском аэропорту для посадки в самолет используются электрическая шагающая коляска и коляска в виде стула на маленьких колесах. Обе они беспрепятственно проезжают в салоне между рядами сидений до места, где человеку нужно пересесть на сиденье, однако имеют свои недостатки.
Электрическая – перемещается с толчками и рывками, причиняющими боль сидящему на ней человеку. Коляска в виде стула слишком низкая и не имеет страховочных ремней. Из нее можно запросто выпасть.
Прим. МИОПАТИЯ.BY:
Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями в Национальном аэропорту Минск имеются:
При бронировании и покупке авиабилета рекомендуем проинформировать специалиста офиса продаж выбранной Вами авиакомпании о необходимой помощи при посадке и высадке из самолета, а также во время полета.
Есть в аэропорту и проблемы с инфраструктурой, обеспечивающей безбарьерную среду. А инвалидов-колясочников из-за рубежа, которые привыкли к самостоятельности в передвижении, коробит, когда их начинают переносить на руках. Если в Европе человек не может сам попасть в самолет, ему профессионально помогают ассистенты. Скоро такие специалисты появятся и в Москве. Новая профессия будет называться «персональный помощник людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности». Он должен помочь своему подопечному приобрести знания и навыки, необходимые для самостоятельной и независимой жизни.
В Беларуси появление профессиональных помощников инвалидов – дело будущего.
Метро закрыто для большинства колясочников
— Мы располагаем достаточным количеством профессиональных тренеров для организации такого обучения на всех видах транспорта: воздушном, железнодорожном, автомобильном. Готовы сотрудничать со всеми заинтересованными структурами, – говорит представитель Ассоциации инвалидов-колясочников Инна Дигилевич.
Эксперт полагает, что с приближением проведения в Беларуси Чемпионата Мира по хоккею с шайбой тема будет становиться все более актуальной. Ведь часть болельщиков будет передвигаться в инвалидных колясках.
— Гостиницы, объекты культуры и спорта уже сейчас, пока не начался ажиотаж, могут обучить свой персонал корректному обращению с этой категорией лиц, – отмечает Инна Дигилевич.
Весьма актуальными являются такие тренинги и для работников метрополитена. Сейчас пользоваться метро настолько сложно, что люди на колясках просто-напросто не рискуют туда спускаться.
— На некоторых станциях есть лифты, но вопросы безбарьерной среды остаются. Если человек в коляске спустился на станцию метро на лифте, но выйти ему нужно там, где лифта нет, он не может передвигаться, – приводит пример эксперт. – Инвалид-колясочник должен быть уверен, что сотрудники метро смогут оказать ему квалифицированную помощь.
По данным Ассоциации, в Минске лишь три инвалида-колясочника отваживаются периодически пользоваться метро. Неизвестно, сколько из них ездят на специально оборудованных автобусах, которых в белорусской столице появляется все больше. Ведь чтобы помочь посадить или высадить человека в коляске из автобуса, водителям нужны специальные навыки, которых на данный момент ни один из них не имеет.
Даже медики не умеют помогать инвалидам
«Немедицинской» помощи человеку на коляске не обучены в Беларуси и медики. Например, в кардиологическом отделении больницы медицинский персонал далек от осознания специфических проблем инвалидов – пролежни, контрактуры. Мало кто знает, как правильно (не навредив себе и больному) пересадить такого пациента на кушетку для УЗИ или на стол для рентгена.
— Даже санитары больниц, в чьи должностные обязанности входит оказание помощи малоподвижным пациентам и людям с тяжелыми заболеваниями, скорее, напоминают грузчиков, – говорит Инна Дигилевич. – Персонал не знает техники грамотного перемещения людей (с коляски на кровать, с коляски на унитаз).
Эксперт отмечает закрытость системы медучреждений в Беларуси. По ее мнению, немедицинская помощь и помощь ассистентов на территории медучреждений, на взгляд чиновников, не является актуальной.
Прим. МИОПАТИЯ.BY:
Авиакомпания «Белавиа» принимает к перевозке пассажиров, у которых физическое или психическое состояние здоровья требует особого внимания. При бронировании авиабилетов для таких пассажиров сообщите агенту продажи авиаперевозок об их особом статусе. Для перевозки тяжелобольных пассажиров и людей с ограниченными физическими возможностями авиакомпании должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, где должны быть указаны специальные требования к условиям перевозки. Тяжелобольные пассажиры или люди с ограниченными физическими возможностями осуществляют перевозку с сопровождающим лицом.
Обращаем Ваше внимание, что в целях обеспечения безопасности, выполнения технических и эксплуатационных требований авиакомпания может ограничить их количество на любом из своих рейсов, даже если размещение этих пассажиров отвечает специальным требованиям, включая квалифицированное сопровождение.
Допускается перевозка людей с ограниченными физическими возможностями на носилках только с сопровождающим лицом при условии оплаты трех мест «экономического класса». Авиакомпания вправе отказать в перевозке больного пассажира на носилках при отсутствии на воздушном судне условий, необходимых для перевозки таких больных.
Если возраст, физическое или психическое состояние пассажира может вызвать в полете ухудшение его здоровья или создать опасность для его жизни, перевозка такого пассажира производится при условии, что авиакомпания «Белавиа» не несет ответственности за последствия, наступившие в результате указанных причин.При перевозке слепого/глухого пассажира авиакомпания «Белавиа» может потребовать предъявить соответствующий документ и наличие сопровождающего лица.В случае, если слепой/ глухой пассажир следует в сопровождении собаки- поводыря, собаку разрешается провозить бесплатно в пассажирском салоне воздушного судна сверх нормы бесплатного провоза багажа. При этом необходимо предъявить официальный документ о специальной тренировке собаки и во время полета собака в наморднике и на поводке должна находиться у ног пассажира.