Гомельчанин Михаил Суменков имеет 1-ю группу инвалидности и передвигаться может только в коляске. Мужчина ознакомился с обновленным законом «О правах инвалидов и их социальной интеграции» и обратился в редакцию, чтобы уточнить, в какие сроки он сможет получить противопролежневую подушку и сможет ли он получить компенсацию за самостоятельный ремонт инвалидной коляски.
«У меня детский церебральный паралич, – рассказывает Михаил. – Группу инвалидности установили в 16 лет. Я получил среднее образование, учителя приходили на дом».
На данный момент Михаил проживает в Железнодорожном районе Гомеля вместе с мамой. Сам мужчина признается, что мама уже в возрасте, поэтому не всегда может передвигаться по городу вместе с ним, из-за чего вопрос доступности транспортной инфраструктуры и безбарьерной среды для него сейчас очень важен.
– Я вижу, что улучшилось отношение общества к инвалидам, люди перестали от нас «шарахаться», сейчас можно рассчитывать на помощь прохожего, – размышляет мужчина. – Нас, колясочников, в Гомеле очень много, поэтому вопросы доступной среды волнуют не только меня. В прошлом году вместе с другими колясочниками побывали в автобусных и троллейбусных парках, встречались с руководством, чтобы те прислушались к нашим пожеланиям. После этой встречи доступность транспорта заметно улучшилась. Надеюсь, что с принятием обновленного закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции» транспортная инфраструктура Гомеля станет еще более доступной.
В мае этого года Михаил стал на очередь в отдел соцобеспечения на получение противопролежневой подушки. Конкретных сроков мужчине не назвали, поэтому его и волнует вопрос, когда он сможет получить важное для него средство реабилитации.
Ответить на этот вопрос мы попросили начальника управления социальной поддержки населения комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома Галину Владимировну Мороз.
– Михаил – наш подопечный, мы знакомы с его ситуацией, – сообщила Галина Владимировна. – К нам он обращался 4 месяца назад, мы поставили его на очередь на получение противопролежневой подушки. Больше обращений от него не поступало, поэтому мы не знали, что его волнуют сроки. Законодательством не прописаны временные рамки, в которые нужно выдать данное средство реабилитации. Мы подали заявку на Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр. Обещают изготовить и доставить противопролежневую подушку в конце сентября. Мы свяжемся с Михаилом, объясним ситуацию.
Из-за непростого диагноза Михаил вынужден передвигаться в инвалидной коляске постоянно. Если коляска ломается, то обязательно нужна замена. Михаила Суменкова волнует вопрос, куда ему обращаться при выходе из строя коляски.
– Что касается инвалидных колясок, отремонтировать их могут только в Минске, – продолжает Галина Владимировна. – С поломанной коляской можно приехать сразу к нам в комитет или прийти в свой ТЦСОН. Из отдаленных районов, например, Житковичей, инвалиды-колясочники не всегда могут самостоятельно приехать, поэтому мы сами привозим поломанные коляски в Гомель и отправляем их партиями в БПОВЦ. Первый ремонт инвалидной коляски бесплатный, далее – за свои средства. В то время, как коляска будет находиться в ремонте, мы выдаем временные. У Михаила сейчас коляска с электроприводом. Таких на замену у нас, к сожалению, нет, но обычную мы точно сможем выдать.
Михаил уточнил, что его коляска с электроприводом на данный момент в ремонте не нуждается. Но у него есть еще одна с рычажным управлением, выданная в рамках гуманитарной помощи. Вот ее ему и нужно починить.
– У нас на учете у Михаила Суменкова состоит только одна инвалидная коляска – с электроприводом, – поясняет Галина Владимировна. – Иные, например, те, которые были выданы в рамках гуманитарной помощи, мы не можем брать в ремонт. Если человек ремонтирует ее за собственные средства, возмещение денежных средств не предусмотрено.
В обновленном законе «О правах инвалидов и их социальной интеграции» есть положение о праве на компенсацию за отдельные средства реабилитации, которые инвалид приобрел сам. Компенсация будет предусмотрена за некоторые средства реабилитации, которые у нас в стране не производятся, например, противопролежневые матрасы, часы, смартфоны и т.д.
Вопрос о том, смогут ли люди с инвалидностью компенсировать затраты на самостоятельно приобретенные техсредства соцреабилитации, прокомментировала и начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
– Еще до подготовки закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции» вопрос возможности компенсации гражданам затрат на отдельные самостоятельно приобретенные ими технические средства социальной реабилитации всесторонне прорабатывался с учетом поступающих обращений граждан и в тесном взаимодействии с общественными объединениями инвалидов, а также заинтересованными государственными органами. Теперь такое право в виде законодательной нормы закреплено в законе, – пояснила Виктория Гречиха.
В настоящее время ведется работа по подготовке нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Закона.
![](https://mioby.ru/wp-content/uploads/2022/09/8_novyj-razmer-2_result.jpg)
Дария Головчиц
Фото из архива Владимира Суменкова
Источник wmeste.by