Представители МВД Беларуси: Пожизненное заключение позволит преступнику в полном объеме ощутить тяжесть наказания

mvd_smert_01

Отмена смертной казни — очень эмоциональный вопрос, решать который нужно с прагматической точки зрения. О том, в каких случаях в нашей стране применяется исключительная мера наказания и возможно ли полностью от нее отказаться, в студии TUT.BY рассуждали профессора Академии МВД Элла Саркисова и Анатолий Шарков, а также заместитель начальника управления Департамента исполнения наказания МВД Сергей Проценко.

Полный вариант беседы слушайте тут »

Какова правоприменительная практика в отношении высшей меры наказания в Беларуси? Кто может вынести смертный приговор у нас в стране, и как это происходит?

Элла Саркисова (Э.С.): Смертный приговор могут вынести только Верховный суд, Областной и Минский городской суд. Районные суды таким правом не обладают, они не рассматривают эти дела. И осужденный обладает всеми правами, в том числе и на обжалование приговора.

Кто может отменить вынесенный приговор? Только президент?

Э.С.: Отменить приговор может Верховный суд. Президент не отменяет приговор, а осуществляет помилование. Он может только помиловать человека и заменить смертную казнь пожизненным заключением. У осужденного есть право на кассационное обжалование в надзорном порядке, когда срок кассационного обжалования уже истекает. Если действительно найдут что-то такое, что не соответствует приговору, тогда он отменяется Верховным судом, за ним последнее слово. Дела, где стоит вопрос о смертной казни, изучаются очень тщательно, хотя есть возможность судебной ошибки. У нас были такие случаи.

Были случаи судебной ошибки?

Э.С.: Были давно, еще в советские времена. Сейчас настолько тщательно и детально идет изучение дела, что приговоры вряд ли могут быть отменены по каким-то причинам, к примеру, из-за неправильной квалификации или за строгостью вынесенного приговора.

На каких основаниях можно помиловать просящего?

Э.С.: Комиссии предоставляют материалы, и она детально изучает, есть ли за что пожалеть преступника, сохранить ему жизнь и заменить смертную казнь пожизненным заключением. Но такие случаи, как мне известно, очень редки. Смертная казнь назначается, грубо говоря, махровому убийце. У нас есть часть 2 статьи 139, в которой указаны 16 пунктов отягчающих обстоятельств. Так вот, у приговоренного к смертной казни обычно много отягчающих обстоятельств: и жестокий способ убийства, и корысть, и повторность преступления.

Сколько осужденных на смерть за последние десять лет вот так пожалели?

Читайте по теме:

Депутат: Ультиматум ПАСЕ затормозил обсуждение вопроса о смертной казни в белорусском парламенте

Анатолий Шарков (А.Ш.): Было помиловано несколько человек. Их не просто миловали, а заменяли смертную казнь на пожизненное заключение.

Э.С.: Помилованы единицы, и я понимаю тех лиц, которые рассматривают прошение о помиловании. Суд проверил все обстоятельства дела, вынес приговор, учитывая смягчающие обстоятельства. Это очень тяжелая работа — вынести приговор о смертной казни.

В 1998 году 47 человек было осуждено на смертную казнь. Это в году, когда уже ввели пожизненное заключение. Когда его не было, то цифры по смертной казни были еще больше. В 1998 году пожизненное заключение получили три человека, 47 была назначена смертная казнь. В 1999 году к смертной казни было приговорено 13 человек, пожизненное заключение получили 29. Можно сказать, что смертная казнь начала тенденцию к сокращению, и фактически можно уже говорить о моратории на смертную казнь.

Сколько пожизненных заключений было назначено в последние годы?

Э.С.: Пожизненное заключение было назначено пятерым.

Сергей Проценко (С.П.): И это очень хорошая тенденция: тяжких преступлений становится меньше.

Э.С.: В год у нас совершается примерно 500 убийств только с отягчающими обстоятельствами. Из осужденных семь человек приговорены к исключительной мере наказания, а остальные осуждены на разные сроки лишения свободы до 25 лет. Они могут освобождаться досрочно.

С.П.: Для пожизненного заключения предусмотрены сроки досрочного освобождения. По прошествии 20 лет, если заключенные хорошо себя ведут, можно заменить наказание на лишение свободы, но на срок не свыше пяти лет.

Э.С.: Но у нас такой практики не было: с 1998 года еще не прошло 20 лет. Верховный суд нацелил применять смертную казнь только в исключительных случаях, и судебная практика только так и работает.

За что, в принципе, могут лишить человека жизни?

Э.С.: В нашем Уголовном кодексе предусмотрено 14 преступлений, к которым может применяться смертная казнь или пожизненное заключение.

С.П.: Статья 122, часть 2 Уголовного кодекса «Развязывание либо ведение агрессивной войны»; статья 124, часть 2 «Убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны»; статья 126 «Международный терроризм»; статья 127 «Геноцид»; статья 128 «Преступления против безопасности человечества»; статья 134 «Применение оружия массового поражения»; статья 135, часть 3 «Нарушение законов и обычаев войны»; статья 139, часть 2 «Убийство»; статья 289, часть 3 «Терроризм»; статья 356, часть 2 «Измена государству, сопряженная с убийством»; статья 357, часть 3 «Заговор с целью захвата государственной власти»; статья 359 «Террористический акт»; статья 360, часть 2 «Диверсии»; статья 362 «Убийство работника милиции».

Э.С.: Реально приговоры выносятся только по статье 139. Всех остальных преступлений у нас, слава богу, нет.

Не каждого убийцу у нас расстреливают. Какие отягчающие обстоятельства были у тех, кто попал под эту статью? Кого у нас казнили за последние годы?

А.Ш.: Под эту статью, к примеру, попала «морозовская» группировка. Отягчающие обстоятельства — это лишение жизни не одного человека, а двух и более с особой жестокостью. Эти отягчающие обстоятельства указаны в Уголовном кодексе.

С.П.: Последний человек, в отношении которого был вынесен смертный приговор, — это осужденный Винной. В 2007 году после освобождения из исправительной колонии он совершил убийство малолетнего мальчика в Гомеле.

Э.С.: В России общественность считает, что суды мягко наказывают сексуальных маньяков и требуют ужесточения наказания.

А.Ш.: Этот вопрос обсуждается очень серьезно, народ требует ужесточить наказание за педофилию.

А пожизненное заключение считают недостаточным наказанием?

Смотрите по теме:

Мнения: Общество пока не готово к отмене смертной казни

 

Э.С.: Это альтернатива смертной казни, и довольно жесткое, исключительное.

А.Ш.: Еще нужно посмотреть, какое наказание гуманней. Мы посещали колонию в России, когда там только ввели пожизненное заключение в России. Некоторые осужденные говорили, что не подавали прошения о помиловании и до сих пор просят, чтобы их расстреляли, потому что не могут жить в таких условиях и с тем, что совершили. Но были и другие, которые очень довольны, что им сохранили жизнь. Но бывают и ситуации, когда, например, у одного осужденного убили мать в отместку за то, что он совершил. Эти негативные последствия — внесудебные расправы в России — расцвели большим букетом.

Были ли случаи, когда человека осуждали на пожизненное заключение, но он лишал себя жизни?

А.Ш.: В России были, а у нас такого не было.

С.П.: У нас человек, который отбывал пожизненное заключение, умер естественной смертью в возрасте за 60 лет. Попытки суицида со стороны этих лиц не единичны. Но существует администрация, психологи, другие службы, которые в условиях тюрьмы обязаны сохранить жизнь осужденному и обеспечить его безопасность.

Если бы ввели сейчас мораторий на смертную казнь у нас в стране, как бы вы расценили такое решение?

Э.С.: До 1998 года я была на позиции применения смертной казни, потому что в качестве альтернативы предлагалось только 15 лет лишения свободы. Сейчас развитие идет в демократическом направлении. Все государства Европы и страны СНГ пошли на то, чтобы объявить мораторий на смертную казнь. По-моему, на отмену там почти никто не пошел, только на мораторий. Я думаю, что на состоянии преступности это не отразится, потому что смертная казнь не работает на общую профилактику предупреждения преступлений. На мой взгляд, мораторий не повредит.

Я сторонник эксперимента. Беларусь — европейская страна, и мы не должны отходить от принципов, которые выработало европейское сообщество, хотя и в Европе не все спокойно: общество неоднократно обращается с просьбой вернуть смертную казнь.

С.П.: Я как гражданин своей страны, которая находится в Европе, также поддерживаю это мнение. Данный вид наказания сохраняет человеку жизнь, но ставит его не в очень удобные условия, и кара за содеянное при пожизненном заключении присутствует в полном объеме. У осужденного есть возможность подать прошение о помиловании, но это не говорит о том, что он может быть помилован. И даже если его помилуют, проходит уже четверть века с момента совершения убийства. Для общества человек, который совершил особо опасное или жестокое деяние, все равно будет изолирован.

А.Ш.: Я этой проблемой занимаюсь очень давно и рассматривал ее не только в юридическом, но и в историческом плане. Общество далеко шагнуло вперед и мы с недоумением вспоминаем о таких видах наказания, как колесование, четвертование.

До сих пор в нашем законодательстве сохранилась смертная казнь. Общество должно быть готово к ее отмене. Этой проблемой, по большому счету, у нас серьезно не занимались, она обсуждалась больше с популистской точки зрения. Приводился только один серьезный аргумент к отмене смертной казни — судебная ошибка. Но кто изучал смертную казнь в юридическом, социальном, экономическом плане? Даже альтернатива — пожизненное заключение тоже требует серьезного изучения. Если бы у нас были научные выкладки, мы бы могли привести аргументы гражданам нашей республики, что отмена смертной казни во всех аспектах выгодна для государства. И уже теперь по статистике, как уже сказали наши коллеги, мы подходим к тому, что надо вводить мораторий.

Мы — цивилизованное государство, мы идем по пути демократии. Общество должно быть готово к тому, чтобы отменить казнь, и оно постепенно идет к этому. По статистике, мы уже подходим к тому, что надо вводить мораторий. Я тоже склоняюсь к тому, чтобы мораторий ввести и посмотреть, что будет.

Дальше — жизнь покажет. Это что-то типа эксперимента, который надо попробовать. Не настолько у нас высок уровень преступности, что мы без смертной казни не сможем обойтись. Есть альтернатива — пожизненное заключение. Нужно работать с заключенными, организовать рабочие места, где они могли бы трудиться.

Э.С.: Пусть преступник живет, и, может, у него проснется совесть, пусть он мучается от своих мыслей, пусть раскается.

А.Ш.: Сейчас разрешена деятельность церкви в местах лишения свободы. Есть тюремный священник, заключенные тянутся к Богу. Многие испытывают угрызения совести за совершенные преступления.

Андрей Коровайко, Белорусский портал TUT.BY

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  "Я наняла секс-работника, чтобы потерять девственность". История Мелани, решительной женщины с инвалидностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *