«Если наш проект будет реализован и распространен, государство не только сэкономит огромные средства, но и позволит пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями не чувствовать себя беспомощными», – убежден доктор биологии Михаил Мараш, создатель стартапа, разрабатывающего новую систему умного дома.
Как это часто бывает, идея возникла из личной необходимости. У старшего сына при рождении диагностировали детский церебральный паралич. Сейчас парню уже 20 лет, когнитивные способности у него в порядке, но он прикован к инвалидной коляске и ему требуется сиделка.
Михаил Мараш стал искать технологическое решение, способное облегчить сыну быт. Вскоре к нему присоединилась доктор педагогических наук Ида Игра, специалист по реабилитации детей, подростков и взрослых с особыми потребностями. «Я знаю проблему, что называется, изнутри, – говорит она. – Могу подробно описать моторику пациентов с ДЦП, описать каждое их движение. Это оказалось важным для создания технологических решений их проблем».
Михаил Мараш 15 лет назад основал медицинскую компанию, которой руководит до сих пор. Она специализируется на борьбе с онкологическими заболеваниями с помощью протонной терапии: точечное облучение опухоли позволяет не задеть ближние органы. Он защитил докторскую степень по биологии в Институте имени Вейцмана, но в данный момент сосредоточен на умном доме, который поможет его ребенку (и не только ему) не быть привязанным ни к отчему дому, ни к своей сиделке.
– Что вы имеете против сиделок?
– У сына с шестилетнего возраста сиделки практически круглосуточно. Им непросто, даже самая прилежная через год работы, скажем так, сдает. Мне это надоело, я хочу, чтобы современные технологии позволили ему существовать автономно.
– И прежде никто об этом не задумывался?
– Создано много мелких приспособлений, но в основном они не востребованы, иногда потому, что их производить невыгодно: компании не видят в инвалиде потенциального плательщика. Но если правильно подойти к организации работы, то можно устранить эти два противоречия и построить бизнес.
В качестве консультантов я привлек профессора Ишаягу Хатслера, одного из ведущих израильских реабилитологов из Института Вингейта; председателя Ассоциации робототехники Цви Шиллера из Ариэльского университета; промышленного дизайнера, профессора Кени Сегаля – он как никто другой понимает проблему, у него, к сожалению, дочка – инвалид-колясочница. Привлек и других специалистов, которым эта тема по-настоящему близка и понятна.
Мы начали с того, что разработали десять вариантов сценария, позволяющего колясочнику существовать без посторонней помощи: вставать с кровати, ложиться на нее, принимать душ или ванну, многое другое. Полного решения проблемы мы не добьемся, но даже 50 процентов хватит, чтобы устранить ее остроту.
Удалось привлечь к нашему проекту организацию «Илан», помогающую детям-инвалидам, – ведем с ней сейчас переговоры о сотрудничестве. Полгода назад небольшой грант нам выделил Фонд главного ученого Израиля. Также нас поддержала Служба национального страхования «Битуах леуми», она поддерживает проекты такого рода.
Разрабатываемые нами товары можно реплицировать и на огромный рынок пожилых людей, которым оказывается помощь на дому, или обитающих в домах престарелых. Мы выяснили, проведя опрос среди пожилых людей и инвалидов, что самый главный для них вопрос – это гигиена. И если немощь не позволяет человеку самостоятельно принять душ и он должен прибегать к помощи сиделки либо кого-то из родных, это развивает еще и психологическую травму. Многим невыносима даже сама мысль о том, что придется просить о помощи чужого человека. Узнав об этом, мы приступили к разработке автоматической системы для умывания, которой инвалид сможет пользоваться сам.
– Каким образом?
– Это не только автоматически работающий душ, но и возможность подъехать на кресле к определенному месту и пересесть на специальную скамеечку. Если человек не может пересесть самостоятельно, то в кресло встроено выдвижное устройство, которое его переместит.
Затем кресло само выезжает из душевой и возвращается, когда процедура закончена, приняв голосовую команду. Для дистанционного управления применяются сенсоры и магнитные инкодеры. Принцип аэроробота не столь безопасен, как выбранная нами методика, она сбоев не предполагает. Предусмотрена и беспроводная зарядка кресла – его владелец не будет возиться с розеткой. Разные реакции на разные звуки: если в семь утра звонит будильник – это указание креслу сдвинуться в нужную сторону, например подхватить человека с кровати. Предусмотрено и управление джойстиком, причем даже одним или двумя пальцами.
Сам душ автоматически контролирует многие функции: температуру нагрева, напор и направление воды; намыливание; имитацию растирания (как если бы применялась мочалка, но – с помощью воды); высушивание. Все эти функции в данный момент проходят тестирование. В ближайшее время мы приступаем к испытанию опытного образца системы умывания. А самоуправляемое кресло уже почти изготовлено.
Фокусируясь на мобильности и гигиене, мы создаем и решение для туалета: инвалиду не придется вставать с кресла, оно сможет интегрироваться к унитазу. Все чисто, все просто.
После душа разработаем умный шкаф, он поможет человеку с одеванием ниже пояса: носки, трусы, брюки, обувь. Подход у нас комплексный, потому и решения нестандартные. Скажем, шкаф должен быть «завязан» на домашнюю прачечную, а она должна быть интегрирована в общую систему умного дома для людей с ограниченными физическими возможностями.
– Во сколько же такая система может обойтись потенциальным клиентам?
– Вдвое меньше, чем они тратят на сиделок! Хотя, конечно, хотелось бы предоставлять такую технику за счет Службы национального страхования. Ведь, например, человек, который водит специально оборудованную для инвалида машину, получает от «Битуах леуми» грант на 600-700 тысяч шекелей – эти деньги переводят компании, оборудующей автомобиль. А мы позволим инвалиду не только ездить, но и чувствовать себя независимым у себя дома.
Помимо прочего мы дополняем нашу систему программным обеспечением, позволяющим дистанционно следить за здоровьем подопечного. Допустим, человек после реабилитации возвращается домой – можно отследить, как у него налаживается двигательный процесс, например поднимается и опускается рука, возвращаются функции ног… Мы отслеживаем каждое движение ради его безопасности. Мы знаем и можем описать его поведение, понять, улучшилось его состояние или ухудшилось.
Один день в отделении реабилитации в больнице обходится в круглую сумму больничной кассе – тогда как при наличии нашей системы можно почти сразу перевести человека домой. Помимо экономии средств это еще и возможность уменьшить колоссальную нагрузку на систему здравоохранения вообще.
Сегодня, согласно указу минздрава, чтобы в доме престарелых отвести человека в туалет или помыть его, необходимы как минимум двое санитаров или две сиделки! Подчеркиваю – на каждого человека. Эти расходы наша система сокращает. Даже если в случае ее внедрения оставить одну сиделку на данную процедуру – уже экономия, и еще какая!
– Разработанная вашей группой концепция умного дома для людей с особыми потребностями уже запатентована?
– У нас есть ряд патентов, их количество растет по мере продвижения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта область – непаханое поле, в таких масштабах, как у нас, темой никто не занимался. Конечно, мы проверяли аналоги. Скажем, в Сингапуре есть компания, разработавшая так называемый полуавтоматический душ. Вроде бы схоже с нашей идеей, а в действительности – не очень: их душ предназначен, чтобы помочь сиделке или санитару помыть пожилого человека. То есть всего лишь облегчает водную процедуру. Хотя, согласно нашим исследованиям, это далеко не главная проблема во всей цепочке – тяжелее всего поднять человека с кровати и довести или довезти его до душа, затем – перетащить с кресла под душ и поддерживать, пока он моется.
Наш стартап довольно быстро движется к завершению работ, но ищем дополнительные инвестиции. Примерно около миллиона долларов нам необходимо, чтобы выйти на рынок с первой продукцией, а потом еще два миллиона – на первичный маркетинг. Деньги не большие сравнительно с объемом рынка: ведь не только дома и хостели, но также гостиницы, больницы, спортивные центры могут быть оборудованы приспособлениями для людей с ограниченными возможностями.
Марк Котлярский, «Детали». На фото: управляемая голосом инвалидная коляска, автоматический регулируемый душ. Фотографии предоставлены группой Михаила Мараша
Источник detaly.co.il