Вы боитесь возраста? Воображение — коварная штука: тремор, костыль, ревматизм, брюзжание, холодная утка, морщины… Ассоциативный ряд не из приятных. Но отставить стереотипы! Почтенные годы вовсе не означают одиночество и вставную челюсть на тумбочке. В Беларуси активно расширяется список социальных услуг, ориентированных на пожилых. Наши бабушки и дедушки могут ходить на танцы, учить иностранные языки и даже посещать «детские сады» для взрослых.
Лидия Старичкова порхает в воздухе: прыжок, поворот, наклон, а теперь бег на месте. Она — страстная поклонница здорового образа жизни. Аэробика и дыхательная гимнастика — обязательный пункт в ежедневном расписании. Да, Лидии Константиновне — 87. Ее приятельнице Ирине Пузырной — всего 75. Познакомились на совместных занятиях по гимнастике. Ирина Сергеевна тоже бодро вышагивает под музыку. Внук у нее уже взрослый — 15 лет. Нянчиться не нужно. Она ему блинчиков накрутит — и побежала. С мужем два раза в неделю ходит на гимнастику и один раз в бассейн — «надо же кости в тонусе держать». А недавно стала зубрить итальянский. Болезнь Альцгеймера ни к чему, отшучивается она. До этого Ирина Сергеевна освоила компьютер на специальных курсах. Все новые увлечения у нее появились с приходом в отделение дневного пребывания для пожилых людей в Территориальный центр социального обслуживания населения Центрального района Минска.
Когда год назад в городе открылось первое отделение дневного пребывания для пожилых людей, многие задавались вопросом: а готовы ли наши бабушки и дедушки социализироваться? Образ продвинутых стариков с трудом укладывался в голове. А зря! В Минске отделений дневного пребывания уже три: в Центральном, Первомайском и Фрунзенском районах. Пенсионеры учат иностранные языки, танцуют мамбо и латину, регистрируются в соцсетях. Только на курсы по повышению компьютерной грамотности записано 80 человек, заведующая отделением дневного пребывания для пожилых людей ТЦСОН Центрального района Людмила Авдеева показывает длинный список.
С этого месяца в минском Доме-интернате для пенсионеров и инвалидов тоже появилось отделение дневного пребывания. Но в чем отличие от привычной формы, которую практикуют в ТЦСОН? Задумка еще более масштабна: работающим детям теперь можно оформить пенсионера-родителя в своеобразный «детский сад» для взрослых. Если штат работников территориальных центров не предполагал наличие санитарок и медработников, здесь пожилому человеку организуют и досуг, и медицинские услуги, и питание, уточняет начальник Управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Министерства труда и социальной защиты Мария Горбацевич.
Пока это эксперимент: на первых порах здесь примут 6—7 человек. Приблизительная стоимость услуги — 2 миллиона 700 тысяч рублей в месяц. Если новый опыт приживется, такие отделения могут появиться и в других регионах. Заведующий кафедрой государственного института управления и социальных технологий БГУ Константин Зборовский убежден: это нововведение — серьезный шаг в развитии стационарной сети дневного пребывания. С одной стороны, пожилой человек социализируется, с другой — его дети абсолютно спокойны. Престарелые родители накормлены, в любой момент могут отдохнуть, а в случае чего, помощь им окажут квалифицированные специалисты.
Минчанка Елена Стасюк планирует записать своего отца в такое отделение: «Мы с утра до вечера на работе, а папе нужно чуть ли не каждые три часа таблетки пить. Ему — 76, память не очень, постоянно нужно звонить, беспокоится…»
Но в чем главный плюс новой формы? У бабушек и дедушек не будет ощущения, что дети их бросили, сдав в интернат. Вечером они вновь собираются за семейном столом, а днем не сидят одни в четырех стенах.
Еще одна новинка соцобслуживания — отделения повышенной комфортности. Пока они работают только на базе Дома-интерната для пенсионеров и инвалидов по улице Ваупшасова, 33 и Городского дома-интерната для ветеранов войны и труда «Світанак». Главный смысл новой формы — постояльцы живут в комфортабельных комнатах, где имеются телевизор, микроволновка, есть возможность всегда заказать дополнительные услуги. Скажем, человек может запросто выбрать меню на завтрак, обед и ужин, пройти внеочередное обследование у доктора или сходить на физиопроцедуры.
На недавнем выездном семинаре первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник заметил: эту форму соцобслуживания необходимо развивать. Даже несмотря на то, что плата все-таки немаленькая — от 6,5 миллиона белорусских рублей в месяц. В любом случае, число пожилых год от года увеличивается и спрос на услугу будет.
Современному пенсионеру уже недостаточно лишь комфортных условий. Некоторые проживающие в интернате на Ваупшасова уже шутят: «Комната с евроремонтом хорошо, но еще лучше, если молодая санитарка будет читать нам книгу на ночь, за это и деньги отдавать не жалко». Новые формы, пока они проходят апробацию, нужно совершенствовать и корректировать. В последнее время мы много говорим о реформировании направлений социального обслуживания. Но важно что? За скучными терминами и сводками стоят реальные истории, когда человек начинает воспринимать старость, как радость.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марианна ЩЕТКИНА, министр труда и социальной защиты:
— Перед нами стоит серьезная задача — реформировать и развивать направления социального обслуживания. Дети должны заботиться о своих пожилых родителях. Но нужно понимать: далеко не все могут круглосуточно с ними находиться. Поэтому у таких семей должна быть возможность социальной передышки. Пусть на возмездной основе. Мы сейчас предлагаем много новых социальных форм. Это соцобслуживание на дому, отделения круглосуточного и дневного пребывания.
Таисия Азанович, Рэспубліка