Специалисты обследовали объекты, которые притягивали туристов во время чемпионата мира по хоккею. Вывод неутешительный: несмотря на то, что социальные службы раздавали людям с инвалидностью билеты на хоккей, болельщиков с ограниченными возможностями на чемпионате не особенно ждали.
Зона гостеприимства: «С коляской инвалидной сюда нельзя»
Минчанке Алине Коледе 22 года. Из-за врожденной редкой болезни она может передвигаться исключительно на инвалидной коляске. На хоккейных матчах во время чемпионата она не была, но вместе с родителями и друзьями дважды была в зоне гостеприимства, что в Студенческой деревне.
— Концерты там интересные, много иностранцев. Хоккей в павильонах можно смотреть. Веселье. Мне же это все можно делать: гулять и общаться! — объясняет девушка журналисту TUT.BY.
А вот в третий раз Алину в зону гостеприимства не пустили. Произошло это 21 мая, примерно в половине восьмого вечера.
— Отстояли очередь, нашу сумку проверили. Девушка сказала: все хорошо, проходите. Тут какая-то подошла другая девушка и начала ей говорить: «С коляской инвалидной нельзя сюда». Первая сказала нам: «Не знаю, я такого не слышала, проходите». А вторая девушка пошла, позвала начальника.
Подошедший начальник инвалидную коляску в зону гостеприимства решил действительно не пускать. Алина Коледа настолько удивлена происходившему, что говорит:
— Если бы это было вежливо сделано, если бы сказали, почему — мы бы вышли без всяких проблем. Но просто начали с таким пренебрежением к нам это все говорить, что очень неприятно! «Выйдите, я тут вас не видел никогда!» Мама неоднократно этому начальнику задала прямой вопрос: «Почему нельзя?».
«Начальник» вынудил болельщиков уйти, бросив напоследок «подождите».
— Так к нам никто и не подошел. Мы подождали, а потом тихонько собрались и ушли.… Потому что неприятно и зачем нам это все.
Жалобы девушка писать не стала. Говорит, что раньше с таким отношением к себе никогда не сталкивалась и не понимает, почему в зоне гостеприимства ее вдруг перестали ждать. На матчи чемпионата Алина не ходит, так что эта площадка неподалеку от дома была хорошей возможностью прочувствовать праздник.
Места для инвалидов есть, но на них стоят рекламные автомобили
Председатель «Белорусского общества инвалидов» Владимир Потапенко говорит, что люди с инвалидностью могли побывать на хоккейных аренах по бесплатным билетам от социальных служб. Но если ты просто любитель хоккея на инвалидной коляске, то даже билет ты не сможешь купить обычным для других людей способом. Причина такая: на участке, отведенном для инвалидов, места не пронумерованы. А если нет номера, то и места на него купить невозможно.
Несмотря на то, что «Минск-Арена» построена по необходимым стандартам, по которым из 15 тысяч мест 450 (3%) должны быть специально приспособленными, воспользоваться можно было только десятком из них. Владимир Потапенко рассказывает, что из-за такого ограничения нескольких колясочников с бесплатными билетами охрана внезапно отправила назад:
— Я спросил: почему только десять мест? Мне сказали, что на тех местах, которые должны были быть отведены как специально оборудованные, сейчас стоят рекламные автомобили. Но все равно площадка позволяла разместить больше чем десять людей и дирекция «Минск-Арены» сказала, что можно это сделать. Но охрана почему-то решила, что надо запретить и больше не впускать.
Перечисленные недоразумения связаны, скорее, с человеческим фактором, чем с неподготовленностью арен. Строить безбарьерное понемногу учимся, но до сознания того, что болельщику с инвалидностью можно позволить такие же человеческие радости, как и болельщику на своих ногах, еще расти и расти. Даже там, где приспособления есть, порой не хватает другого — здравого смысла.
— Водитель специального автобуса, курсирующего к «Минск-Арене», заявил, что у него нет ключа, чтобы открыть специальную подножку. Тем, кто передвигается на коляске с электроприводом, – практически попасть невозможно в такой автобус, хоть он и «безбарьерный». В «Минск-Арену» колясочнику попасть общественным транспортом невозможно. Пытался несколькими способами доехать, но нельзя самому ни улицу перейти, ни в транспорт попасть. Со стороны проспекта Победителей — неработающие подъемники, а со стороны улицы Тимирязева нет никаких оборудованных переходов.
В то же время Владимир Потапенко говорит, что колясочникам, приезжавшим на автомобиле, было куда проще.
— Парковка в специально приспособленном месте, в случае надобности помогают достать коляску из автомобиля. Волонтеры очень помогают. Попасть в «Арену» можно через вход для вип-персон.
В «Чижовка-Арене» есть и специальные туалеты, и парковки. Но места для болельщиков с инвалидностью, отмечает Офис по правам людей с инвалидностью, выполнены «совершенно безобразным образом, вне белорусских нормативов». Крутой спуск, сама площадка очень тесная, маневр на коляске на ней невозможен, поручни выполнены так, что безопасности никакой не гарантируют.
Национальный аэропорт просьбам колясочников внял и стал доступным, с гостиницами и магазинами ситуация хуже
Всего Офис по правам людей с инвалидностью обследовал 47 объектов, на которые могли бы захотеть попасть болельщики с инвалидностью. Это не только основные арены, но и крупные гостиницы, хостелы, многие столичные магазины. Из 47 обследованных объектов 43 оказались недоступными для людей в колясках и людей с нарушениями зрения. Тестировали здания и парки на основе анкет, которые в 2013 году разработал Офис.
Национальный аэропорт «Минск» в основном справился с организацией безбарьерной среды. После реконструкции и судебного процесса по «опасному стульчику» колясочникам там стало намного комфортнее. Аэропорт закупил амбулифт, шесть качественных кресел для посадки людей с инвалидностью в самолет. По свидетельству колясочников, которые в последнее время пользовались услугами минского аэропорта, этот сервис уже работает. Администрация следит и за тем, чтобы парковки для инвалидов занимали только те, для кого они предназначены.
Но есть и замечания. Туалет для инвалидов, что на первом этаже аэропорта, каждый раз при осмотре оказывается закрыт, справка ответить на вопрос, где взять ключи от «особенного» туалета, не может. Автобусы, которые связывают Минск и аэропорт, в большинстве своем не приспособлены для инвалидов. А если даже и приходит автобус с низким полом, водители к необычным пассажирам оказываются не готовы. Для лиц с нарушением зрения аэропорт не приспособлен по-прежнему.
Гостиница «Арена» полностью доступна для людей с инвалидностью. Замечания есть, но на фоне общего положения дел, они не критичны.
Вновь отстроенная гостиница «Беларусь» пока отмечена в отчетах как «недоступная», но первичные потребности людей с инвалидностью в этой гостинице решены. Специалисты, обследовавшие гостиницу, отмечают дружелюбие сотрудников. Они проявили заинтересованность в том, чтобы устранить недочеты и попросили прислать результаты осмотра. «Пока они такие одни, но мы надеемся, что это должно стать нормой», — говорит представитель Офиса Сергей Дроздовский.
Гостиница «Виктория» имеет элементы доступности, которые сведены в логичную непрерывную цепочку, чтобы человек мог воспользоваться отелем. Как говорится, сложно, но можно.
Гостиница «Планета» — один из девяти отелей (всего было обследовано 17 отелей Минска), в которых заявляют, что не рассчитывают работать с инвалидами.
Гостиница «Орбита» — одна из самых бюджетных городских гостиниц. Пандусы уже на подходе недоступны, а специализированные номера в этой гостинице ни в коей мере не могут называться такими.
Ни один из девяти обследованных хостелов Минска не приспособлен для посетителей с инвалидностью, говорят специалисты.
Сайт «Центр-Курорта», который взял на себя информирование туристов о чемпионате мира, не содержит никаких упоминаний о том, как быть инвалиду, приехавшему на чемпионат. То есть, болельщику с инвалидностью из другой страны крайне сложно получить какую-либо информацию о том, с какими проблемами на своем пути он столкнется в нашей стране.
Больше остальных парков доступен для людей с инвалидностью Парк Победы. Из четырех обследованных кинотеатров («Аврора», «Москва», «Октябрь», «Беларусь») оказались недоступными для людей с инвалидностью все. Не лучшая ситуация в городе с системой торговли и общепита. А при попытке обследовать учреждения культуры Минска (а вдруг болельщику захочется в музей?) специалисты по мониторингу Офиса по правам людей с инвалидностью получили отпор. «Из Национального художественного музея, например, людей просто выставили, потребовав при этом каких-то непонятных согласований. Между тем обследовать хотели обычные потребительские качества здания, а не что-то секретное».
Сочи-Минск – 1:0. Сравнение спортивных городов по доступности
Представитель Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский побывал в прошлом году на инспекции на Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи.
— Если говорить об усилиях, которые были приложены организаторами Олимпиады в Сочи и чемпионата в Минске в плане доступности, то в Минске усилий не наблюдается вообще. В этом плане счет Сочи-Минск – 1:0. В Сочи весь специальный транспорт, пущенный по «олимпийским» маршрутам, был доступен. Водители этого транспорта были подготовленными. Организаторы спортивных мероприятий в Сочи приглашали российских консультантов и международных специалистов по доступности. Это в наше время обычная практика для крупных спортивных соревнований – особые специалисты занимаются тем, чтобы обеспечить равные права для всех, кто хочет их посетить. В Сочи даже среди волонтеров были люди с инвалидностью.
Дирекции чемпионата у нас Белорусское общество инвалидов даже предлагало бесплатно помочь, проконсультировать. Никто не отреагировал.
Дирекция организации чемпионата полностью проигнорировала специфику равных возможностей. То, что оказалось доступным, — не что-то специально сделанное, а просто то, что легло на среду, которая уже есть в городе.