Чем занимаются белорусские общественные объединения?

По последним данным, в Беларуси – более двух тысяч общественных объединений, и эта цифра, отмечают эксперты, практически не менялась с 1999 года. Правда, о большинстве из них мало что известно. TUT.BY решил выяснить, почему, и разобраться, чем же они все занимаются.

Всего у нас зарегистрировано 2380 общественных объединений по 21 направлению: экологические, молодежные, женские, образовательные, профессиональные, религиозные и т.д. Все они — международные, республиканские либо местные объединения. Статистика показывает, больше всего объединений – 660 — зарегистрировано в сфере спорта, отдыха и туризма. Например, любительский клуб «Флибустьеры» (кстати, флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший испанские корабли), мотоклуб «Железные братья» или мотоклуб «Ночные волки»; «Будь здоров», «Белорусская федерация борьбы сумо», «Клуб авиационного и мотоциклетного спорта «Те, кто стремится ввысь», «Республиканская федерация прыжков в воду», «Единоборство против наркомании и детской преступности» и многие другие.

Второе по популярности направление – 638 объединений — в области социальной защиты и реабилитации: объединения помощи детям-инвалидам, объединения жертв политических репрессий, бывших жертв фашизма, ветеранов войны в Афганистане, объединения солдатских матерей и матерей против наркотиков, объединение «Солдаты за мир», ветеранов АСБ «Беларусбанк» и проч.

Зарегистрировано также 474 благотворительных объединения, например, объединения «С любовью к детям», несколько «добрых сердец», «милосердностей», «работающих женщин», «фонда и мира», «помощи чернобыльским жертвам». Есть даже такие, как, например, «охраны жизни от ее истоков и генетического кода народа «Спасение младенцев», «восточных рабочих» и т.д. Существуют также профессиональные организации (349). Это, например, объединения журналистов, юрисконсультов, сотрудников КГБ, микробиологов, прокурорских работников, дизайнеров, биохимиков, архитекторов. Есть, например, «Лига акушерок», несколько объединений «зайцеводов» – республиканского и местного масштабов, «Белорусский союз лизингодателей» и т.д.

Кроме того зарегистрировано 246 детских и молодежных объединений, 224 научных, 206 объединений инвалидов, 195 организаций по интересам и хобби, 188 — охраны здоровья и медицины, 152 – охраны свобод и прав человека, 123 организации военнослужащих и т.д. Есть даже отдельное – неопределенное — направление под названием «другие». Таких объединений — 243. К ним относятся, например, «Клуб выпускников Белорусского государственного экономического университета», «Граждане за национальную безопасность», несколько объединений, призывающих к «охране», «правопорядку», «охране и правопорядку», «Организация содействия водителям такси», объединение пострадавших вкладчиков «За социальную справедливость» и т.д.

Есть среди них и весьма специфичные объединения: «Белорусское республиканское общество друзей Корейской Народно-Демократической Республики имени Ким Ир Сена», объединение «Близнецы — одна семья», «Здравствуйте», «Всестороннее развитие», «Завтра — Весна», «Собрание наследников шляхты и дворянства», «Цветение», «Клуб любящих родителей» и т.д.

Зачем нужны общественные объединения?

По словам эксперта «Центра правовой трансформации» Ольги Смолянко, общественные объединения служат в первую очередь для выражения интересов различных групп людей. Они могут существовать как в целях интересов только своих членов, так и в интересах всего общества.

Однако, согласно опросу, который провел TUT.BY на портале, 68% пользователей (около 10 тысяч) ответили, что не состоят ни в каких общественных объединениях. Почти 17% — состоят. При этом лишь 4,6% (около 678 человек) — по собственной воле, а 12,5% (1846 человек) ответили, что состоят, “потому что требуют”. Чуть более 1000 человек (7%) – не уверены в том, состоят ли они где-либо (“не помню”), почти столько же (981 человек, или 6,7%) вообще не знают, что такое общественное объединение.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Пермячка с тремя неизлечимо больными детьми в одиночку строит дом.

Мы предлагали пользователям также возможность написать свой вариант ответа. Так, некоторые из пользователей ответили вот так: «Являюсь членом ЖСК», «не в БРСМ», «в БРСМ в армии по приказу вступил», «Европейская Беларусь», «в арт-клубе колледжа», «КПСС», «ВЛКСМ БССР», «ДОСААФ» и т.д. Некоторые не обозначали конкретного места, зато отвечали вот так: «а они есть?», «церковь», «пока нет, но собираюсь состоять позже», «уже нет», «а смысл?», «а зачем?», «а нужно? И так народ в плохом состоянии, еще чем-то занимайся?!», «в этом «обществе» только сам за себя!», «не берут, слишком активный», «долго упрашивали — пришлось вступить», «состою, но активно не участвую», «не знаю, как вступить», «я общественный активист, но не состою в организациях».

Конечно, каждый человек самостоятельно решает, надо ли ему куда-то вступать или нет. Однако, как отмечает Ольга Смолянко, о многих белорусских объединениях действительно мало слышно: они, с одной стороны, мало работают со СМИ, с другой стороны, весьма специфично само белорусское законодательство, регулирующее общественные объединения.

Например, наша Конституция гарантирует, что каждый гражданин может свободно получить информацию о деятельности общественных объединений. Однако, оказывается, всё не так просто: перечень общественных объединений находится в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако для получения информации нужно написать заявление и приложить к нему документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление информации из ЕГР. Как сообщили в Минюсте, для получения информации об одном объединении физическим лицам необходимо заплатить 3500 рублей, юрлицам – 35 000.

Что касается права на создание и участие в жизни какого-либо объединения, то его признают в большинстве стран: на уровне конституций и отдельных законов, регулирующих эту сферу. Так, согласно нашей Конституции, граждане Беларуси также имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в уже действующие объединения. Это же право обозначено и в Законе “Об общественных объединениях”. Закон разъясняет, что выступать в качестве учредителей общественного объединения могут граждане, достигшие 18-летнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Для создания республиканского общественного объединения необходимо не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Для местного – не менее 10 учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения. Например, в Венгрии и Словении для создания объединения требуются 10 учредителей, а в Польше – 15. В отличие от этих стран, в Эстонии и Латвии требуются только 2 учредителя. В Болгарии и Румынии юридические лица могут выступать учредителями объединения; а в Македонии и Словении, как и в Беларуси, юридические лица учреждать объединения не могут.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Мужчина отказался от наркоза и загипнотизировал себя во время операции

“Зачем нужно отдельное административное здание любителям макраме или спортивного покера?»

Между тем эксперты задаются другим вопросом: разве чуть более 2 тысяч общественных объединений для страны с 10-миллионным населением – это много? Простой пример: в Чехии с населением чуть более 10 млн человек зарегистрировано более 50 тысяч общественных объединений. Поэтому для Беларуси, говорят эксперты, актуален не столько вопрос того, чем же все эти общественные объединения занимаются, сколько того, почему их так мало?

Как рассказала О. Смолянко, в Беларуси действует разрешительный принцип регистрации общественных объединений. «И это – довольно дискриминационный подход в сравнении, например, с коммерческими организациями, регистрация которых происходит по заявительному принципу, когда учредители просто приносят документы на регистрацию, и их регистрируют, даже не проверяя документов на соответствие законодательству», — говорит она.

Вместе с тем, отмечает эксперт, у общественных объединений довольно широки основания для отказа в регистрации. Например, таким основанием может стать предоставление неполных или недостоверных сведений при регистрации. Бывало, заявитель неверно указывает телефон руководителя объединения, и ему только из-за этого отказывают в регистрации.

В Беларуси, например, есть такие объединения, которые годами не могут зарегистрироваться – даже несмотря на то, что по некоторым из них есть даже заключение Комитета по правам человека ООН. В основном проблемы с регистрацией имеют правозащитные организации. Например, правозащитный центр «Весна», руководитель которого – Алесь Беляцкий – сейчас находится под стражей за уклонение от уплаты налогов, уже неоднократно подавал документы в Минюст, но каждый раз он получал отказ.

Кстати, порядок регистрации и работы общественных объединений в каждой стране свой. Например, законодательство некоторых стран запрещает регистрировать объединения, если их деятельность является «безнравственной» (Закон Хорватии «О фондах и ассоциациях»). При этом в законах может быть не сказано, что конкретно считать безнравственным, и в результате, отмечают эксперты, должностные лица имеют значительную свободу выбора при определении того, какие цели считать безнравственными. Кроме того в хорватском законе сказано, что должностные лица имеют полномочия отказать в регистрации, «если не существует серьезной причины для учреждения фонда».

Льготы – объединениям ветеранов КГБ, нацменьшинств, благотворительным и спортивным объединениям

«Несмотря на то что во многих странах действует вообще уведомительный принцип регистрации, государство может вводить и такую норму, как получение разрешений, и это не противоречит стандартам по свободе ассоциаций, — говорит О. Смолянко. — Однако, как правило, регистрация нужна для того, чтобы объединение могло получить какие-то льготы: налоговые или, например, льготы при аренде административного помещения. У нас долгое время все общественные объединения имели льготы при аренде помещений, однако с 2010 года Совмин разработал http://expert.by/EC/monitorings/136028.txt конкретный перечень объединений, в котором сейчас около 400 объединений, партий и союзов, имеющих право на такие льготы. Это те объединения, которые якобы имеют гуманитарные цели. Якобы – потому как у нас в законодательстве нет определения гуманитарных целей».
Так, в перечне «льготников», выполняющих гуманитарные цели, например, Белорусская общественная организация ветеранов КГБ «Честь», Благотворительные общества «В будущее – с надеждой», «Надежда Экспресс», «Сострадание», «Чернобыльский аист», «Трезвенность – Оптималист», Белорусское общество Красного Креста, Белорусская федерация горнолыжного спорта и сноуборда, Белорусская федерация футбола и т.д.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  FDA впервые одобрила терапию на основе редактирования генов CRISPR

Кстати, среди «льготников» — объединения национальных меньшинств: объединение греков «Пелопоннес», украинцев «Ватра», объединение грузин, литовцев «Тевине», «Рута», афганских беженцев «Афганская община».
Стоит отметить, что налоговые законы ряда стран значительно упрощают жизнь общественных объединений. Во многих из них общественные объединения могут регистрироваться специально как общественно-полезные организации – так можно получить больше льгот. Так, например, в ряде европейских стран, если признано, что объединение служит общественному благу, то оно имеет право на получение налоговых/фискальных льгот в полном объеме. При этом, если посмотреть перечень объединений, служащих на благо общества, то в нем – почти все направления: от внедрения принципов демократии, до помощи детям и бездомным собакам.

“Беларусь – одна из немногих стран, где существует уголовная ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации»

Кстати, Беларусь – одна из немногих стран, где существует уголовная ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации. Согласно ст. 1931 УК за это предусмотрена ответственность в виде штрафа, или ареста на срок до шести месяцев, или лишения свободы на срок до двух лет.

«Активно эта статья Уголовного кодекса не применяется, это хорошо, но существование такой статьи является большой проблемой, потому как в большинстве стран не существует подобного запрета. Что касается ответственности в целом, то, например, на постсоветском пространстве она есть в Казахстане, Азербайджане, Туркменистане. И то – лишь административная», — говорит О. Смолянко.

Еще одной проблемой для общественных объединений является также норма, согласно которой у каждого из них должно быть административное помещение. «Например, коммерческие организации, такие как унитарные предприятия, могут иметь юридический адрес в квартире учредителя. Общественное объединение, как и любая некоммерческая организация, такого права не имеет. Хотя, например, зачем нужно отдельное здание любителям макраме или любителям того же спортивного покера?» — говорит О. Смолянко.

Между тем к уже существующим проблемам, отмечает эксперт, могут добавиться и новые: планируемое ужесточение к проведению массовых мероприятий, а также введение запрета на иностранное финансирование и финансовую помощь общественным организациям (в том числе профсоюзам), по мнению О. Смолянко, может поспособствовать как раз тому, что общественных объединений станет еще меньше. “Даже если мы о них мало слышим, не стоит забывать, что общественные объединения призваны актуализировать насущные проблемы, вырабатывать различные социальные инновации и доносить их до общества. Все объединения являются своего рода мостиком между обществом и государством. С принятием таких законопроектов достучаться до государства будет еще сложнее».

TUT.BY

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *