Государственная программа массовой интернетизации страны может оказаться под угрозой срыва: статистику обещают испортить частные провайдеры. Девальвация белорусского рубля вкупе с мизерными ценами грозит коммерческим операторам банкротством, а их абонентам – массовым дисконнектом.
О том, что после Нового года доступ в интернет может пропасть у тысяч белорусов, говорилось еще в разгар валютного кризиса, после формальной девальвации белорусского рубля. Тогда стоимость тарифных планов в долларовом эквиваленте снизилась практически в два раза. Переход на рыночный курс доллара еще больше обесценил тарифные планы провайдеров.Например, популярные безлимитные тарифы «подешевели» до 6-15 долларов. При этом на строительство и поддержание сетей передачи данных белорусские операторы тратят не меньше, чем их зарубежные коллеги. Сервера, оптика и прочее оборудование – производится за пределами нашей республики и доступно провайдерам всего мира по сопоставимой цене.
«
Минимальное значение ARPU (дохода с одного абонента), при котором бизнес имеет смысл, зависит от размеров провайдера и этапа его развития. Кому-то нужно строиться для расширения базы, кому-то менять технологическую основу своей сети (например, перейти с ADSL или DOCSIS на Ethernet), а кому-то эффективно обслуживать существующую базу. В любом случае, технологии в провайдинге меняются довольно быстро, а ещё быстрее растут потребности пользователей в полосе пропускания. И передышка может быть только временная. На самом деле очень многие провайдеры уже подняли цены. Например, «Атлант Телеком», «Соло». Мы тоже подняли, хотя не так значительно. Для нормального развития провайдеров цена нуждается в повышении. Но повышать ее на фоне нашего монополиста не так просто«, – говорит Владимир Волосенков, технический директор
компании «Юнет».
В среднем содержание одного абонента независимо от технологии подключения обходится провайдеру в 40 тысяч белорусских рублей. В эту сумму входит стоимость канала (с учетом всех скидок и из расчета 5 человек на линии в 1 Мбит/с), оплата счетов за электричество и аренду кабельной канализации. Если речь идет о подключении по технологии ADSL, то к этой сумме нужно прибавить еще 10 000 рублей за техническое обслуживание линии специалистами РУП «Белтелеком». Итого – 50 000 рублей на одного абонента без учета расходов на персонал и оборудование. А эти графы расходов отдельные провайдеры оценивают суммарно в 80-90 тысяч рублей на одного абонента.Получается, что если считать все расходы, то один белорус на линии ADSL «съедает» 140 000 рублей. При этом сам он платит по тарифам РУП «Белтелеком» за безлимитный интернет на скорости 1 Мбит/с – 54 000 рублей, а частным провайдерам – и того меньше порядка 59 000 рублей за «анлим» на скорости 2 Мбит/с. Существующие цены не покрывают расходы операторов даже в премиальном сегменте тарифов. Например, самый быстрый безлимитный план у государственного монополиста стоит 150 000 рублей (СуперДомосед), у частных операторов похожее предложение оценивается в 130 000 рублей, что ниже себестоимости.Для государственного оператора существующий ценовой дисбаланс – полбеды. Перекрестное субсидирование позволяет удерживать цены на одном уровне, а вместе с ним миф об отсутствии инфляции в телекоммуникационном секторе.
««Белтелеком» пока вроде бы говорит о своей общей положительной рентабельности и намерении не повышать цены. Но если бы его рентабельность посчитали отдельно по услугам доступа в интернет, отбросив сверхдоходы от продажи международного канала и интерконнекта провайдеров и операторов сотовой связи, то появилось бы основание для адекватного формирования ценника на услуги для конечных пользователей. А пока «Белтелеком» год за годом своей демпинговой политикой уничтожает рынок провайдинга в Беларуси«, – считает Владимир Волосенков.
Не исключено, что подобного мнения придерживаются и другие операторы, хотя выражать его публично не спешат: провайдеры «Соло», «Белинфонет» и «Айчына», не ответили на запрос автора по ценообразованию. Люди, близкие к индустриальным союзам говорят о полном отсутствии взаимодействия между операторами. Дескать, в кризис все пытаются выжить или умереть в одиночку.
Отдельные частные провайдеры считают, что «Белтелекому» следует повысить стоимость своих услуг и де-факто спасти частных провайдеров от разорения. Государственный монополист действительно собирается менять ценники, однако не понятно о каком повышении идет речь. Если «Белтелеком» будет действовать осторожно, то и ситуация на рынке будет меняться слишком медленно: до момента, когда цены выйдут на нормальный уровень, отдельные провайдеры могут и не дожить.К слову, есть неофициальная информация о том, что идею повышения цен на интернет РУП «Белтелеком» активно лоббирует в профильных министерствах. Но отмашки на повышение тарифов, чиновники пока не дают. Максимум, что может сделать национальный оператор в таких условиях – избавиться от тарифов низшего ценового диапазона, однако рынок это не изменит.В принципе, операторы и сами могли бы сменить ценники, не дожидаясь инициативы государственного монополиста. Однако если у коммерческих операторов цена будет выше, чем у государственного, можно ожидать массовой миграции абонентов и нулевой конкуренции на рынке провайдинга. Впрочем, она уже сейчас минимальная. Операторы де-факто привязаны к расценкам РУП «Белтелеком» и вынуждены брать монополиста если не скидками, то сервисами, на содержание которых опять-таки требуются средства.
Озвучивалось, что в нынешней ситуации частные провайдеры смогут развиваться при общем ARPU не ниже 10 долларов или 89000 белорусских рублей. Такую сумму должен платить каждый абонент, а не только покупатель скоростного безлимитного тарифа. Выступая осенью на конференции «Деловой интернет» генеральный директор ИООО «Альтернативная цифровая сеть» («Атлант Телеком», «Шпаркi Дамавiк») Игорь Сукач заметил, что если к Новому году выйти на это ARPU не удастся, на частных провайдерах можно будет поставить крест. В кулуарах Игорь Сукач привел аналогию с мясом и сигаретами, которые не хотели продаваться в кризис по «старым» ценам: продукты просто исчезли из магазина, пока правительство не устранило дисбаланс. То же самое, по его мнению, может произойти и с доступом в интернет.
По крайней мере, провайдеры уже всерьез присматриваются к рубильнику. При этом все намерены держаться до последнего и даже по мере сил строить собственные сети. В расчете, что за счет этого удастся сэкономить деньги на обслуживании линий и тем самым продлить жизнь дешевым тарифам. Но по прикидкам специалистов, запаса прочности даже крупных провайдеров хватит на несколько месяцев. Проще всего перестать продавать интернет и по примеру мясоперерабатывающей промышленности ждать решения вопроса.
Не исключено, что после Нового года РУП «Белтелеком» таки увеличит стоимость своих услуг. Об этом можно судить по недавно распространенному заявлению для прессы: «В сложившейся экономической ситуации вряд ли можно кого-то удивить ростом цен на наиболее популярные товары и услуги. Национальный оператор электросвязи также планирует увеличить некоторые тарифы. Однако, если вспомнить, что в течение последних лет Белтелеком только снижал цены на популярные услуги доступа в Интернет и только на несколько процентов увеличил в 2010-2011 г.г. абонплату за телефон и некоторые иные услуги, то вряд ли у кого-то поднимется рука осуждать оператора электросвязи».
Главный поставщик интернета и без того продержался достаточно долго, пережив неоднократную смену ценников на топливо, сахар и прочие продукты массового потребления. Но при нынешних ценах мечты о Сети в каждом доме не сбудутся, даже если «Белтелеком» возьмется в одиночку подключить всю страну.