Интернет в Беларуси перестанет дешеветь?

Тема цен на доступ в интернет волнует белорусов не меньше урожайности зерновых в текущем сезоне. Интерес этот облачен в форму некоего национального плача Ярославны на тему высокой стоимости, и длится этот плач уже столько же лет, сколько в стране присутствует ADSL. Недовольство клиентов можно понять: цивилизованный мир давно серфит на более высоких скоростях, получает услугу дешевле, а провайдеры из кожи вон лезут, чтобы удержать абонентов. Скажем, вводят многопрофильные предложения: вместе с интернетом в один пакет «кладут» телевидение, местные и национальные звонки и все это — в обертке сервиса отличного уровня.

В Беларуси в этом плане сложнее. Экзотическое законодательство, легализующее монополию на внешний канал и внутриреспубликанский пиринг, позволяет «Белтелекому» устанавливать свои правила игры. Это с одной стороны. С другой — над руководством предприятия висит дамоклов меч плановых показателей и необходимость содержать поистине гигантский штат сотрудников, а также ряд убыточных направлений деятельности. В результате белорусы имеют то, что имеют: снижение цен происходит согласно разработанному плану маркетингового отдела, в ручном режиме включающего простейший рыночный механизм — чем дешевле, тем больше придет клиентов.

Еще совсем недавно группа частных провайдеров сумела убедить чиновников из профильного ведомства заставить «Белтелеком» снизить цены на гарантированную полосу и трафик для контрагентов до такого уровня, при котором компании любой формы собственности получали возможность работать безубыточно и конкурировать с государственной компанией. Монополист на этот шаг пошел, дав частникам ровно 1 месяц передышки: цены были снижены в июле, а уже в августе в два раза были ускорены все тарифные планы линейки «Домосед».

Нет никаких сомнений, что данный шаг был сделан «Белтелекомом» с одной единственной целью — любыми путями выполнить доведенный план по подключению абонентов. Напомним, он составляет 1,14 млн. пользователей на конец 2010 года. Учитывая, что в июле монополист отчитался лишь о 600-тысячном клиенте byfly, перед руководством национального оператора стоит непростая задача удвоения абонбазы.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Ловись, рыбка, большая: как прошел чемпионат по рыбной ловле среди инвалидов

В конце прошлого месяца Игорь особь женского пола))))ч, генеральный директор крупнейшего частного провайдера Беларуси «Атлант Телеком», в беседе с корреспондентом Onliner.by высказал опасения относительно дальнейших шагов «Белтелекома» по повышению привлекательности собственных предложений. По мнению топ-менеджера, если монополист пойдет на увеличение скоростей в безлимитных тарифах, аналогичные шаги со стороны частников вновь отбросят их в начальную точку: у мелких провайдеров исчезнут появившиеся было ресурсы для развития инфраструктуры.

Так и произошло. По сведениям Onliner.by, национальный оператор связан обязательством перед правительством страны до ноября текущего года не снижать цены на ШПД, однако обязательств по изменению структуры самих тарифов у «Белтелекома» нет, чем он и воспользовался. Несмотря на очевидный, по мнению альтернативных поставщиков интернета, вред для отрасли в целом, очередной этап либерализации стоимости и наполнения услуг был воспринят абонентами на ура. Градус ликования не был сбит даже проблемами с автоматическим поднятием скоростей на «Домоседах» — очевидное доказательство неудовлетворенности спроса на ШПД в Беларуси.

Ручное управление отраслью, полностью отданное на откуп топ-менеджерам «Белтелекома», до нынешних времен в целом приносило пользу стране. Еще несколько лет назад обладатели ADSL-доступа мечтали о мегабитовом анлиме за $100, а сегодня за вдвое меньшую сумму монополист продает ШПД на 4 Мбит/с. В то же время, получая хорошую прибыль с продажи интернет-доступа, «Белтелеком» быстро развивал инфраструктуру, пришел в райцентры, существенно расширил внешний канал. При этом в Беларуси сохранился кое-какой альтернативный монополисту рынок провайдинга: рука национального оператора электросвязи, обхватившая шею частников, так и не сжалась до конца.

Можно быть практически уверенным, что «Белтелеком» не был бы против избавиться от мелких конкурентов (это помогло бы, например, перевыполнить план по подключениям). Весной этого года, когда частники дружно стали работать в убыток, ему это практически удалось. Но на страже отрасли еще стоит регулятор.

У белорусской отрасли интернет-провайдинга сейчас две огромные проблемы. Первая заключается в недоразвитом рынке, порожденном известными законодательными особенностями страны. Вторая — в достижении ценового дна, ниже которого в убыток начнет работать даже монополист. Вскользь об этом говорил в апреле текущего года заместитель генерального директора по маркетингу «Белтелекома» Андрей Соборов. По словам маркетолога, ШПД уже не приносит компании существенной прибыли.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Парень с инвалидностью из Уфы сконструировал коляску-вездеход, чтобы ездить в любую погоду

Таким образом, можно прогнозировать, что падение цен на интернет, наблюдавшееся в Беларуси последние годы, вскоре замедлится, а затем и вовсе прекратится. Несмотря на то, что во многих соседних странах упомянутое ценовое дно значительно ниже, чем у нас (соответственно, и ШПД там дешевле), белорусские реалии не позволят «Белтелекому» оптимизировать структуру компании, избавиться от ненужных кадров и повысить эффективность бизнес-процессов за счет уменьшения армии сотрудников. Вместе с тем ни о каком конкурентном давлении со стороны частников речи тоже идти не может: они балансируют на тонком перешейке между финансовым крахом и существованием на грани рентабельности.

Не чувствует «Белтелеком» пока особых угроз и от поставщиков мобильного интернета. Ни один из сотовых операторов еще не поднял собственную инфраструктуру до такого уровня, чтобы предложить абонентам безлимитный интернет. Это — главная вотчина монополиста, практически полностью ему подконтрольная. Хотя развяжи руки МТС, velcom и life:) — все трое построят транзитные сети. Во всяком случае, желания такие высказывались.

Однако в перспективе «Белтелекому» не позавидуешь. Совсем недавно в государственном журнале «Экономика Беларуси» министр связи и информатизации Николай Пантелей расписал планы на ближайшие годы. Так, монополист должен будет дорасти к 2015 году до 3 млн. портов, что фактически означает полную интернетизацию белорусского общества.

Можно ли достичь подобных успехов, вручную регулируя рынок провайдинга? Если бы у «Белтелекома» был резерв по снижению цен, то, вероятно, шансы бы имелись. Однако с учетом всех вышеперечисленных факторов Николай Пантелей весьма оптимистичен в возможностях национального оператора электросвязи.

Конечно, руководство монополиста прекрасно видит все проблемы. Оператор не зря спешно занимается диверсификацией бизнеса (речь идет об IP TV, Ethernet, Wi-Fi, попытке получить частоты в диапазоне 2,6 ГГц для строительства WiMAX-сети), пытаясь найти те точки роста, которые позволили бы гиганту не застрять на пути к заветному выполнению плана.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Узнали, что в 2024 году меняется в соцобслуживании и социальных выплатах

Однако на авансцену вновь выходит регулятор. Если «Белтелеком» развивает IP TV — он получает внушительный план по подключениям на каждый год (к концу 2010-го — аж 313 тысяч семей!); если оператор строит Wi-Fi, то ему приходится пользоваться только отечественным оборудованием, которое сроду не производилось в Беларуси; наконец, вполне здравая цель конкурировать в области мобильного интернета натыкается на неожиданные препоны — развивать WiMAX «Белтелекому» придется в коммерчески неоправданном диапазоне 3,6 ГГц. Впрочем, по сведениям Onliner.by, монополист все же нашел способ отказаться от данного проекта и существует большая вероятность, что он не получит развития в текущем году.

В общем, ситуация на белорусском рынке провайдинга прямо указывает на необходимость лишения «Белтелекома» статуса монополиста. Слухи о том, что в стране появится как минимум еще один оператор, имеющий возможность строить собственную внутригосударственную сеть и присоединять ее к зарубежным, ходят как минимум два года. В 2010-м они даже были воплощены в строчке указа №60, и есть вероятность, что до конца года данный проект получит развитие.

В противном случае руководство «Белтелекома» будет вынуждено прекратить заниматься «ненужной» либерализацией, в результате чего перестанут падать цены. Ведь их снижение приведет или к сокращению штата, или к убыточности, или к необходимости работать эффективнее. Ни первое, ни второе не позволит правительство. Третье же возможно только в условиях рыночной экономики.

Наконец, последнее. Директивный рост «Белтелекома» может означать намеченную на среднесрочную перспективу продажу монополиста. Национальный оператор электросвязи остается тем «предметом» из «фамильного серебра», расстаться с которым можно без особого сожаления. Правда, неэффективность компании значительно снизит ее реальную цену, а желание правительства отдать подороже (так и видится стоимость в $5 млрд.) создаст большую диспропорцию, которая может отпугнуть потенциальных покупателей.

http://halava.by

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *