Удар по нейропластичности
«Все болезни от нервов», — этот просторечный фразеологизм родился давно, но с каждым годом мы повторяем его всё чаще. Это неслучайно. Стрессы, пандемии, агрессивная информационная среда и информационная зависимость, ускоренный ритм жизни, нарушенная экология не способствуют нервно-психическому здоровью, а, напротив, выводят заболевания нервной системы на первые позиции.
При этом в самой конструкции мозга предусмотрены умеренные и даже высокие нагрузки. Он с ними может справляться благодаря регуляторным системам, которые очень пластичны. У физиологов есть даже специальный термин: нейропластичность мозга.
Именно благодаря этому свойству он способен приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды, выстраивать адаптивные конструкции межнейронных соединений — и в итоге решать новые неожиданные проблемы. То есть мозг способен всю жизнь обучаться и расширять житейский опыт. Нейропластичность также ответственна за компенсаторные процессы и, главное, за процессы правильного развития мозга.
Однако невиданные ранее информационные нагрузки наносят удар и по нейропластичности. В своё время даже появился термин: информационный невроз. Свою лепту вносят и особенности наследственности, и плохая экология, и нездоровое питание. Все эти факторы способны привести к угнетению базового свойства мозга. Отсюда и неврозы, психозы, утомляемость, раздражительность, снижение памяти, внимания, настроения.
Наверное, многим часто хочется «разгрузить голову» — именно так мы определяем состояние информационного перегруза.
Чем помочь мозгу?
Хорошее средство: бросить все дела и отправиться подальше от города — в лес, на речку, в степь. Походить, посидеть, а в тёплое время года и полежать там. Помолчать наедине с природой, насмотреться вдаль, что невозможно в условиях городской застройки.
Есть и упражнения, которые способствуют тому, чтобы поддерживать мозг в тонусе и повышать его нейропластичность. В их основе — выполнение привычных действий непривычным образом. Это нужно, чтобы собирать другие «команды» нейронов.
К примеру, чистить зубы левой рукой, если вы правша. Если левша — правой. Или привычные в быту действия выполнять, закрывая глаза. Можно также менять обычный маршрут от дома до работы на другой, лучше сложный.
Заучивание стихов наизусть, решение математических задач, рисование и письмо рукой, а также изучение иностранных языков или чтение иностранной литературы — тоже неплохие занятия.
Однако было бы странно в наш век медикаментозной терапии не посмотреть в сторону лекарственных средств. К тому же многим людям не хочется работать над собой — им бы дали «волшебную таблетку», и дело в шляпе. Конечно, такие разработки проводятся. Появились даже группы препаратов — аналептики и стимуляторы. Но плацебо-контролируемые исследования по возможности восстановления когнитивной функции с их использованием пока не оправдали возлагаемых надежд.
Ещё одно направление — это область ИМК: интерфейс мозг-компьютер. Здесь всё ушло в основном в обеспечение пациентов с нейродегенеративными заболеваниями или поражениями мозга после инсульта и нейротравм расширенными нейроинтерфейсными комплексами, дающими возможность коммуницировать с окружающим миром, вплоть до общения в социальных сетях. Такие комплексы уже созданы и за рубежом, и в нашей стране. Но ситуации, когда они оказываются востребованы, — особая история.
Внешний поток и внутренняя активность
Отечественные нейрофизиологи предложили свой способ восстановления функций мозга через поддержку процессов нейропластичности. Оказывается, их включению способствуют сенсорные воздействия, согласованные с собственной активностью мозга.
Помните школьную программу и условные рефлексы, открытые академиком Иваном Павловым? То есть при создании определённых условий мозг запускает процессы нейропластичности, что приводит к перестройке конструкции межнейронных соединений и установлению нового поведения.
Однако в нашем случае речь идёт не о выработке условного рефлекса у человека, а о том, что некие комплексы внешних факторов могут способствовать активации процессов нейропластичности. И главным условием оказалось сочетание во времени внешнего сенсорного потока с внутренними процессами в мозге, выраженными в его биоэлектрической активности.
На основе этого явления отечественные нейрофизиологи разработали метод биоакустической коррекции, который способствует восстановлению функций нервной системы. В ходе процедуры биоакустической коррекции пациент прослушивает звуки, которые упорядочены биоэлектрической активностью его собственного мозга.
А что происходит в результате? Акустические сигналы, синхронизированные и согласованные с текущей деятельностью мозговых структур, включают процессы нейропластичности и создают оптимальные условия для эффективной работы нейросетевых конструкций, тем самым содействуя восстановлению нервно-психического здоровья.
Зачем это нужно?
Обнаружено, что процедуры прослушивания акустических сигналов синхронно с волнами собственной электроэнцефалограммы приводят к нормализации эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Как следствие, наблюдается снижение тревожно-депрессивных проявлений, возрастание устойчивости к стрессу, а также уменьшение разных типов болей. Ну, а наиболее значимым результатом оказалось положительное влияние процедур биоакустической коррекции на развитие мозга.
Кстати, это очень важно для наших детей. Активация нейропластичности способствует восстановлению процессов созревания структур мозга, а также включению морфофункциональных компенсаторных механизмов.
Биоакустическая коррекция используется как в медицинских целях (для лечения заболеваний, связанных с дисфункциями мозга), так и в целях профилактики — для восстановления и поддержания нервно-психического здоровья.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста
Источник aif.ru