Много страха из ничего

Что такое «синдром барона Мюнхгаузена»?
Есть люди, у которых вечно что–то колет и жжет, жмет и давит. А вот что именно — науке неизвестно. Наука сама удивляется этому: ведь все обследования, все анализы в норме! Литература над «мнимыми больными» со времен Мольера посмеивается: чудаки, нытики, симулянты! Однако самим им ничуть не смешно. Выдуманная болезнь воистину неизлечима, если в нее «уходят» с головой.
Говорят, с мольеровскими Арганами медицина сталкивается со времен Гиппократа и число их практически не поменялось с изобретением УЗИ и компьютерных томографов. Только в древности врачи списывали непонятные жалобы на расстройства в подреберье (отсюда, собственно, и пошло слово «ипохондрия»), а сейчас, по словам руководителя Минского центра психотерапии и пограничных состояний Сергея Давидовского, «мнимые больные» — достаточно пестрое собрание: «Одно дело — собственно ипохондрия. Это когда пациент убежден, что серьезно болен, вопреки заверениям врачей. Например, уверен, что у него рак, и хотя многочисленные исследования ничего не показывают, ходит по врачам, оспаривает заключения, обсуждает свой «недуг» с близкими, даже начинает готовиться к уходу из жизни, оставлять последние распоряжения. Второй вариант — так называемые соматизированные расстройства. Их отличительная черта — многочисленные и разнообразные жалобы. Это, кстати говоря, для врачей всегда повод сомневаться. Ведь болит всегда что–то, в конкретном месте. Вот если ударить молотком по пальцу — это боль. А если болит и там, и сям, везде и всюду — уже вопрос. И третья ситуация — «синдром барона Мюнхгаузена». Такой пациент хочет болеть и жаждет, чтобы его лечили. Но он не тривиальный симулянт! Он сам верит в свою фантазию, культивирует ее, делает главной целью жизни, пытается убедить остальных и обижается, если от него отмахиваются. На самом же деле он нуждается в одном — во внимании, участии». По большому счету, о том же глубоко в душе мечтает и ипохондрик, и пациент с соматизированным расстройством. Ведь когда все вокруг хорошо, нам обычно не до болезней. А когда жизнь не складывается? Когда начинаются неурядицы, потрясения, испытания? Одни препятствия обходят, другие в растерянности останавливаются, концентрируются на внутренних ощущениях, и вот он, выход — болезнь! Так вот почему, оказывается, у меня ничего не получается! Вот почему сижу дома: работать не «не хочу», а «не в состоянии»! Это своеобразная психологическая защита, которая выстраивается интуитивно, подсознательно. И пока текущая проблема человеком не разрешится, считает Сергей Давидовский, «мнимый больной» обречен на страх, тревогу и расцветающие на их фоне «недомогания». Например, один из пациентов Сергея Владимировича постоянно пребывал в уверенности, что подхватил на стороне какую–то «дурную» болезнь. Сдавал анализы — они его не убеждали. Сдавал тогда еще и еще… Пока не сел вместе с психотерапевтом и не разложил ситуацию по полочкам: хоть жена и смотрит на измены сквозь пальцы, ему просто очень стыдно! Он сам себе свои похождения запрещает…
В Англии склоняются к выводу: каждый четвертый британец, приходящий в поликлинику, абсолютно здоров. Ничего себе статистика! Но ей можно найти объяснение. Начнем с того, что человеку свойственно сомневаться, как и герою Джерома К.Джерома, который, перелистывая медицинскую энциклопедию, обнаружил у себя все болезни, кроме разве что родильной горячки. Жизненные катаклизмы — как раз прекрасная почва для таких «а вдруг?». Особенно у людей пожилых и одиноких, а также у женщин. Первым внимание окружающих иногда необходимо как воздух. А дамы более эмоциональны, у них чаще встречается истерический склад характера, когда существует постоянная потребность — быть на виду, иначе нет ощущения полноты жизни. Чуть что — жалобы на потерю сознания, «ком в горле», «железный обруч вокруг головы». С одной стороны, эти страдания неподдельны, с другой — беспричинны. «Похоже, у вас была дуэль с самим Зорро!» — в задумчивости произнес один западный врач, изучая сложный узор из 42 послеоперационных шрамов на животе своей пациентки. Она настолько правдоподобно страдала от болей, что ей делали одну операцию за другой. И никогда никто не мог понять, в чем, собственно, дело…
Старая шутка: «мнимый больной» чувствует себя хорошо лишь тогда, когда чувствует себя плохо. Но «больная фантазия» в любом случае опасна. «Во–первых, потому, что вместе с такими пациентами мучаются и их близкие, — объясняет Сергей Давидовский. — Во–вторых, чем дольше человек находится в этом состоянии, тем тяжелее ему потом помочь. И, в–третьих, не надо забывать, что психологический дисбаланс с точки зрения медицины — очень серьезная вещь. Сильные эмоциональные потрясения способны стать спусковым механизмом и для реальных болезней — бронхиальной астмы, гипертонии, язвенной болезни желудка и двенадцатитиперстной кишки, язвенного колита и др.». И здесь уже, сами понимаете, не до шуток.
Кстати
К числу «мнимых больных» относили лорда Байрона с его волнением по поводу постоянной жажды, Гитлера, которому доктора не успевали выписывать новые лекарства, и Теннесси Уильямса — его ночной столик обычно был сплошь усеян таблетками. А мультимиллионер–«авиатор» Говард Хьюз в своем страхе перед микробами вообще дошел до ручки: став затворником, он создал 142 памятки — как максимально безопасно для себя открыть дверь, повесить полотенце, взять утреннюю газету и т.д.
Наш совет
Как вести себя с «мнимым больным» — рассказывает доктор ДАВИДОВСКИЙ.
Как бы скептически вы ни были настроены, сначала удостоверьтесь, что реальной опасности нет, дайте человеку пройти все обследования, проконсультироваться у специалистов, как он того хочет. Но этот процесс нельзя доводить до абсурда. Двух альтернативных консультаций по каждой жалобе, если заключения врачей совпадают, вполне достаточно.
«Соблюдайте нейтралитет». Такой пациент воспринимает как знак внимания и если вы за него переживаете, интересуетесь его «болезнью», и если ругаете, спорите с ним. И то и другое его состояние будет усугублять. Ваша задача, убедившись, что нет ничего серьезного, на какое–то время оставить его без внимания. Зато обязательно реагируйте на положительные сдвиги, если он начинает вставать, чем–то заниматься, в общем, «идет на поправку». Он отметит, что его ценят, когда он что–то делает, а не когда лежит пластом.
Обычно к психотерапевту в таких ситуациях направляет врач. Но и вы можете закинуть удочку: может, еще и здесь проконсультируемся? Сильно не настаивайте. «Мнимый больной» часто реагирует на такое предложение нервно: «Что, меня психом считают?» Он должен сам «созреть». Пока человек внутренне не готов, никто его не заставит вернуться к той ситуации, которая спровоцировала «болезнь», признать, что он в нее «убегает», что он, в конце концов, не Господь Бог, чтобы решать все свои проблемы.
Готовьтесь к тому, что лечение у психотерапевта будет длительным и сложным, в основном в сочетании с антидепрессантами. Быстрого эффекта ожидать нельзя. Но часто и один сеанс с психотерапевтом дает результат: человек понимает, в чем корень его бед.
Ипохондрометр
А не преувеличиваете ли вы свои болезни? Это можно выяснить с помощью теста Уитли. Каждый вопрос оцените от 1 до 5 баллов: 1 — точно нет; 2 — немного; 3 — умеренно; 4 — довольно сильно; 5 — точно да.
1. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
2. Думаете, что у вас какое–то серьезное заболевание?
3. Вам сложно отвлечься от собственного здоровья и подумать о чем–то другом?
4. Если вы себя чувствуете плохо, а вам говорят, что вы пышете здоровьем, расстраиваетесь?
5. Вы часто прислушиваетесь к своему организму?
6. Часто беспокоят разные боли?
7. Вы боитесь заболеть?
8. Беспокоитесь о здоровье больше других?
9. Обижаетесь, что люди не воспринимают вашу болезнь всерьез?
10. Не верите врачу, когда он говорит, что не о чем беспокоиться?
11. Испытываете страх, думая, что можете серьезно заболеть?
12. Если вы читаете или смотрите телепрограмму, в которой рассказывают о болезни, начинаете бояться, что то же самое случится с вами?
13. Вас беспокоят разнообразные симптомы?
Чем больше счет, тем больше вы ипохондрик. Обычно у здоровых людей получается в итоге 14 — 28 очков, у ипохондриков — от 32 до 55.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Впервые одобрен ваморолон для лечения мышечной дистрофии Дюшенна

Автор публикации: Людмила ГАБАСОВА

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *